Судья Щербаков А.В. Дело № 33а-2935/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Н.Э.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Н.Э.В. на решение Заводского районного суда г. Орла от 3 августа 2021 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Н.Э.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить.
Взыскать с Н.Э.В., <дата> рождения, проживающей по адресу: <адрес>, идентификационный номер налогоплательщика 575200477616, в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу задолженность в размере 3379 рублей 61 копейку, из которых: 692 рубля 21 копейку недоимки по транспортному налогу за 2017 г.; 11 рублей 01 копейку пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. за период образования с 04.12.2018 по 03.02.2019; 1350 рублей недоимки по транспортному налогу за 2018 г.; 15 рублей 89 копейку пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. за период образования с 03.12.2019 по 27.01.2020; 50 рублей недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г.; 3 рубля 43 копейки пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018; 58 рублей недоимки налогу на имущество физических лиц за 2016 г.; 3 рубля 99 копеек пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018; 771 рубль недоимки налогу на имущество физических лиц за 2018 г.; 9 рублей 08 копеек пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020.
Взыскать с Ноздрина Эдуарда Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» 400 рублей государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав возражения представителя ИФНС России по г. Орлу К.Е.М., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – инспекция федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Н.Э.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Н.Э.В. является плательщиком транспортного налога, а также налога на имущество физических лиц, поскольку ему принадлежат на праве собственности: автомобиль марки «СИТРОЕН БЕРЛИНГО», государственный регистрационный знак № а также квартира, расположенная по адресу: <адрес>-а, литер А, пом. 97 и доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Поскольку за период с 2015 г. по 2018 г. задолженность по налогам административным ответчиком не оплачивалась, в адрес Н.Э.В. были направлены налоговые уведомления: №117104298 от 30.08.2017 об уплате налога на имущество за 2015 и 2016 г.г. в размере 108рублей со сроком уплаты до 01.12.2017; №65000746 от 07.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 г. в размере 692,21 рубля и налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 415 рублей со сроком уплаты до 03.12.2018; №28905600 от 11.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1350 рублей и налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 771 рубль со сроком уплаты до 02.12.2019.
Поскольку обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена, налоговым органом в адрес Н.Э.В. были направлены требования: №31540 по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г. в размере 108 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 7,42 рубля в срок до 16.10.2018; №9077 по состоянию на 04.02.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 692,21 рубля и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 11,01 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 415 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 6,60 рубля в срок до 18.03.2019; №9357 по состоянию на 28.01.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1350 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 15,89 рубля, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 771 рубль и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 9,08 рубля в срок до 14.08.2020.
В установленный срок требования исполнены не были, в связи с чем, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка <...> от 20.05.2021 судебный приказ № от <дата> о взыскании с Н.Э.В. в пользу ИФНС России по <адрес> недоимки по транспортному налогу, и налогу на имущество физических лиц был отменен.
По изложенным основаниям, административный истец просил суд взыскать с Н.Э.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере 3379 рублей 61 копейка, из которых: недоимка по транспортному налогу за 2017 г. в размере 692,21 рубля; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. за период образования с 04.12.2018 по 03.02.2019 в размере 11,01 рубля; недоимка по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1350 рублей; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. за период образования с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 15,89 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 50 рублей; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 3,43 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 58 рублей; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 3,99 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 771 рубль; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 9,08 рубля.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н.Э.В. просит решение суда первой инстанции отменить.
Приводит довод о том, что административный истец утратил право на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 17.02.2021, так как требования №, № № выставлены налоговым органом с нарушением пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик - Н.Э.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской федерации.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ, в редакции Федерального закона от 02.12.2013 №-334-ФЗ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 23.11.2015 №-320-ФЗ - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На территории Орловской области транспортный налог введен Законом Орловской области «О транспортном налоге» от 26.11.2002 №-289-ОЗ.
Статьей 2 указанного выше Закона Орловской области определено, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размере 15 рублей, для транспортных средств мощностью до 100 лошадиных сил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу положений подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира, а также иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1) и 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (подпункт 3).
В соответствии с пунктами 1- 4 статьи 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов)- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Н.Э.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Н.Э.В. с 17.06.2016 по настоящее время является собственником транспортного средства: <...>, 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер №, (VIN)№ (л.д.69).
Кроме того, Н.Э.В. с 17.10.2012 принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
С 13.07.2012 Н.Э.В. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.43-55).
Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: №117104298 от 30.08.2017 об уплате налога на имущество за 2015 и 2016 годы по объекту налогообложения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 108 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017; №65000746 от 07.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 г. в размере 692,21 рубля и налога на имущество, по обоим объектам за 2017 г. в размере 415 рублей, со сроком уплаты до 03.12.2018; №28905600 от 11.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1350 рублей и налога на имущество по обоим объектам недвижимого имущества за 2018 г. в размере 771 рубль, со сроком уплаты до 02.12.2019.
В связи с тем, что указанные налоги административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, налоговым органом в адрес НоздринаЭ.В. были направлены требования : №31540 по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество за 2015 и 2016 г. в размере 108 рублей и пени в размере 7,42 рубля со сроком уплаты до 16.10.2018; №9077 по состоянию на 04.02.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 692,21 рубля и пени в размере 11,01 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 415 рублей и пени в размере 6,60 рубля со сроком уплаты до 18.03.2019; №9357 по состоянию на 28.01.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018г. в размере 1350 рублей и пени в размере 15,89 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере 771 рубль и пени в размере 9,08 рубля со сроком уплаты до 14.08.2020 (л.д.9-29).
Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком осталось неисполненными, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Н.Э.В. налоговой задолженности.
04.05.2021 мировым судьей судебного участка <...> по заявлению ИФНС по г. Орлу вынесен судебный приказ № о взыскании с Н.Э.В. задолженности по соответствующим налогам, который определением этого же мирового судьи отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика (л.д.31).
С административным иском налоговый орган обратился в районный суд 25.06.2021, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения – транспортное средство <...>, 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер №, (VIN)№; нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> спорный период принадлежало Н.Э.В., суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ИФНС по г. Орлу и взыскал с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом обсуждения и проверки суда первой инстанции, обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Э.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Щербаков А.В. Дело № 33а-2935/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Н.Э.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Н.Э.В. на решение Заводского районного суда г. Орла от 3 августа 2021 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Н.Э.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить.
Взыскать с Н.Э.В., <дата> рождения, проживающей по адресу: <адрес>, идентификационный номер налогоплательщика 575200477616, в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу задолженность в размере 3379 рублей 61 копейку, из которых: 692 рубля 21 копейку недоимки по транспортному налогу за 2017 г.; 11 рублей 01 копейку пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. за период образования с 04.12.2018 по 03.02.2019; 1350 рублей недоимки по транспортному налогу за 2018 г.; 15 рублей 89 копейку пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. за период образования с 03.12.2019 по 27.01.2020; 50 рублей недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г.; 3 рубля 43 копейки пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018; 58 рублей недоимки налогу на имущество физических лиц за 2016 г.; 3 рубля 99 копеек пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018; 771 рубль недоимки налогу на имущество физических лиц за 2018 г.; 9 рублей 08 копеек пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020.
Взыскать с Ноздрина Эдуарда Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» 400 рублей государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав возражения представителя ИФНС России по г. Орлу К.Е.М., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – инспекция федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Н.Э.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Н.Э.В. является плательщиком транспортного налога, а также налога на имущество физических лиц, поскольку ему принадлежат на праве собственности: автомобиль марки «СИТРОЕН БЕРЛИНГО», государственный регистрационный знак № а также квартира, расположенная по адресу: <адрес>-а, литер А, пом. 97 и доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Поскольку за период с 2015 г. по 2018 г. задолженность по налогам административным ответчиком не оплачивалась, в адрес Н.Э.В. были направлены налоговые уведомления: №117104298 от 30.08.2017 об уплате налога на имущество за 2015 и 2016 г.г. в размере 108рублей со сроком уплаты до 01.12.2017; №65000746 от 07.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 г. в размере 692,21 рубля и налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 415 рублей со сроком уплаты до 03.12.2018; №28905600 от 11.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1350 рублей и налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 771 рубль со сроком уплаты до 02.12.2019.
Поскольку обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена, налоговым органом в адрес Н.Э.В. были направлены требования: №31540 по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г. в размере 108 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 7,42 рубля в срок до 16.10.2018; №9077 по состоянию на 04.02.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 692,21 рубля и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 11,01 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 415 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 6,60 рубля в срок до 18.03.2019; №9357 по состоянию на 28.01.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1350 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 15,89 рубля, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 771 рубль и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 9,08 рубля в срок до 14.08.2020.
В установленный срок требования исполнены не были, в связи с чем, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка <...> от 20.05.2021 судебный приказ № от <дата> о взыскании с Н.Э.В. в пользу ИФНС России по <адрес> недоимки по транспортному налогу, и налогу на имущество физических лиц был отменен.
По изложенным основаниям, административный истец просил суд взыскать с Н.Э.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере 3379 рублей 61 копейка, из которых: недоимка по транспортному налогу за 2017 г. в размере 692,21 рубля; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. за период образования с 04.12.2018 по 03.02.2019 в размере 11,01 рубля; недоимка по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1350 рублей; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. за период образования с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 15,89 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 50 рублей; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 3,43 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 58 рублей; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 3,99 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 771 рубль; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 9,08 рубля.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н.Э.В. просит решение суда первой инстанции отменить.
Приводит довод о том, что административный истец утратил право на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 17.02.2021, так как требования №, № № выставлены налоговым органом с нарушением пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик - Н.Э.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской федерации.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ, в редакции Федерального закона от 02.12.2013 №-334-ФЗ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 23.11.2015 №-320-ФЗ - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На территории Орловской области транспортный налог введен Законом Орловской области «О транспортном налоге» от 26.11.2002 №-289-ОЗ.
Статьей 2 указанного выше Закона Орловской области определено, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размере 15 рублей, для транспортных средств мощностью до 100 лошадиных сил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу положений подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира, а также иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1) и 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (подпункт 3).
В соответствии с пунктами 1- 4 статьи 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов)- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Н.Э.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Н.Э.В. с 17.06.2016 по настоящее время является собственником транспортного средства: <...>, 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер №, (VIN)№ (л.д.69).
Кроме того, Н.Э.В. с 17.10.2012 принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
С 13.07.2012 Н.Э.В. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.43-55).
Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: №117104298 от 30.08.2017 об уплате налога на имущество за 2015 и 2016 годы по объекту налогообложения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 108 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017; №65000746 от 07.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 г. в размере 692,21 рубля и налога на имущество, по обоим объектам за 2017 г. в размере 415 рублей, со сроком уплаты до 03.12.2018; №28905600 от 11.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1350 рублей и налога на имущество по обоим объектам недвижимого имущества за 2018 г. в размере 771 рубль, со сроком уплаты до 02.12.2019.
В связи с тем, что указанные налоги административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, налоговым органом в адрес НоздринаЭ.В. были направлены требования : №31540 по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество за 2015 и 2016 г. в размере 108 рублей и пени в размере 7,42 рубля со сроком уплаты до 16.10.2018; №9077 по состоянию на 04.02.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 692,21 рубля и пени в размере 11,01 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 415 рублей и пени в размере 6,60 рубля со сроком уплаты до 18.03.2019; №9357 по состоянию на 28.01.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018г. в размере 1350 рублей и пени в размере 15,89 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере 771 рубль и пени в размере 9,08 рубля со сроком уплаты до 14.08.2020 (л.д.9-29).
Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком осталось неисполненными, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Н.Э.В. налоговой задолженности.
04.05.2021 мировым судьей судебного участка <...> по заявлению ИФНС по г. Орлу вынесен судебный приказ № о взыскании с Н.Э.В. задолженности по соответствующим налогам, который определением этого же мирового судьи отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика (л.д.31).
С административным иском налоговый орган обратился в районный суд 25.06.2021, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения – транспортное средство <...>, 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер №, (VIN)№; нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> спорный период принадлежало Н.Э.В., суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ИФНС по г. Орлу и взыскал с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом обсуждения и проверки суда первой инстанции, обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Э.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи