Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-64/2020 от 26.02.2020

Дело № 12-64/2020 г.

36MS0034-01-2019-003658-28

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении

г. Воронеж                                            18 марта 2020г.

Судья Советского районного суда г. Воронежа Сушкова С.С.,

с участием представителя директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. по доверенности – Батанова М.А.,

представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С.

рассмотрев жалобу представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» - Попрыгина Геннадия Ивановича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020 г. было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в отношении директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности -Климова И.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, возвратив дело на новое рассмотрение по следующим снованиям:

Представителем Южного филиала ОА НТЦ «Охрана» был представлен отчет о проведении спецоценки условий труда, в котором не были представлены данные о наличии рабочих мест с вредными ( 3-й класс) и опасными ( 4-й класс) условиями труда, при этом в указанном отчете отражены данные, не соответствующие действительности, поскольку в п/п 21 отчетной формы указана не численность работников, условия труда которых отнесены к вредными и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с результатами СОУТ, а численность работников, находящихся на рабочих местах, где рекомендовано не применять труд инвалидов и относящихся ко 2-му классу условий труда, при этом наличие таких мест не освобождает организацию от выделения либо создания рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов. Мировым судьей было ошибочно принято решение о том, что Южный филиал АО НТЦ «Охрана» не является предприятием, на котором устанавливается квота для приема на работу инвалидов с учетом того, что среднесписочная численность, принимая во внимание число работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, составляет менее 35 человек. При вынесении решения принималась во внимание только вышеуказанная Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов от 29.11.2019 г. № 36-03/804 Южного филиала АО НТЦ «Охрана», представленная в ГКУ Воронежской области Центр занятости населения г. Воронежа. Кроме того, в соответствии с доверенностью от 20.09.2019 г. № 110, выданной генеральным директором АО НТЦ «Охрана», директор Южного филиала осуществляет права и обязанности работодателя, состоит в трудовых отношениями с работниками филиала, в том числе, подписывает от имени АО НТЦ «Охрана» трудовые договора; в соответствии с п.2.2.11 Положения о Южном филиале АО НТЦ «Охрана» проводит анализ качества подбора и расстановки кадров в филиале, осуществляет прием, увольнение, перевод ( перемещение) сотрудников филиала в соответствии с штатным расписанием, организует работу по ведению хранению и учету трудовых книжек, в связи с чем Попрыгин Г.И. обязан был создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии установленной квотой, а также принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъяснены права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе и ходатайств не поступило.

Оглашена жалоба представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020г.

Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климова И.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что в соответствии с представленной информацией Южного филиала АО НТЦ «Охрана» за октябрь 2019г., среднесписочная численность работников составляла 256 человек, при этом данные о численности работников с вредными или опасными условиями труда отсутствовали, в связи с чем, исходя из Закона Воронежской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов», квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников. Данное количество рабочих мест и должно было быть предоставлено инвалидам, при этом у директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. не было необходимости решать вопрос об изменении штатного расписания, а действовать в пределах доверенности, предоставленной ему работодателем, в соответствии с которой он имеет права принимать в штат, увольнять работников филиала, в котором имеются и административные должности, куда и могли бы быть трудоустроены инвалиды с учетом специфики работы вышеуказанной организации. Кроме того, пояснила, что в протоколе об административном правонарушении действительно не указано время (период времени) совершения правонарушения, однако, принимая во внимание, что правонарушение было выявлено 08.11.2019 г., проверке подлежала деятельность за октябрь 2019 г.

Представитель должностного лица - директора Южного филиала ПО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. по доверенности – Батанов М.А. В судебном заседании пояснил, что работники филиала АО НСТ «Охрана» имеют 2-й итоговый класс условий труда, при этом в карте СОУТ в рекомендациях отражена невозможность применения труда инвалидов, соответственно, в информации указано, что труда инвалидов нет. Кроме того, для выделения инвалидам рабочих мест необходимо вносить изменения в штатное расписание, а Попрыгин Г.И. не обладает такими полномочиями, исходя из Устава АО ТНТЦ «Охрана», Положения о Южном филиале АО НТЦ «Охрана» и доверенности с учетом специфики работы организации.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климову И.С., а также представителя должностного лица – директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. по доверенности – Батанова М.А., судья приходит к следующему:

Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ч. 4 Закона Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ (ред. от 02.03.2015) "О квотировании рабочих мест для инвалидов", квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников. Исчисление квоты для приема на работу инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В силу требований статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Как следует из материалов дела Попрыгин Г.И. принят на работу в качестве директора Южного филиала ФГУП НТЦ «Охрана» 13.02.2012г. (т. 1 л.д. 41). Приказом № 1 от 03.05.2018г. ФГУП НТЦ «Охрана» реорганизовано в АО НТЦ «Охрана» (т.1 л.д. 63).

Исходя из п. 6.6 устава АО НТЦ «Охрана» (т.1 л.д. 11-26) филиалы и представительства не являются юридическими лицами.

Согласно п. 1.2. положения о Южном филиале АО НТЦ «Охрана», утвержденного советом директоров АО НТЦ «Охрана» 16.07.2018г., филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ; п. 1.5 предусмотрено, что штатная численность филиала и подразделений ведомственной охраны определяется штатным расписанием, которое утверждается приказом генерального директора Общества (т.1 л.д. 27-39)

Как следует из доверенности № 110 от 20.09.2019г. директор Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгин Г.И. уполномочен от имени АО подписывать трудовые договоры, принимать в штат и увольнять работников филиала (т. 1 л.д. 40).

Указанные документы свидетельствуют о наличии у директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. полномочий на выделение рабочих мест по квоте, однако создание рабочих мест в филиале возможно только при условии утверждения генеральным директором АО НТЦ «Охрана».

Департаментом труда и занятости населения Воронежской области в результате предоставления сведений ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа о работодателях, не исполняющих обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства на работу инвалидов в пределах установленной квоты, был выявлен факт нарушения должностным лицом – директором Южным филиалом АО НТЦ «Охрана» Попрыгиным Г.И. требований Закона Воронежской области от 03.05.2005г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов», выразившихся в неисполнении обязанности по выделению (созданию) рабочих мест для трудоустройства на работу инвалидов в пределах установленной квоты, что отражено в протоколе об административном правонарушении № 8 от 02.12.2019г. (л.д. 3-4 т. 1). Другой информации указанный протокол не содержит.

При этом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральным и региональным законодательством устанавливается определенная квота для выделения (создания) рабочих мест для инвалидов не для всех работодателей, а зависящая от среднесписочной численности работников предприятия.

Однако, из указанного протокола не следует какова среднесписочная численность работников Южного филиала АО НТЦ «Охрана», а также какое количество рабочих мест было должно было быть выделено или создано юридическим лицом. Кроме того, несмотря на альтернативный состав ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, объективная сторона которого может быть образована различными действиями, в том числе неисполнении обязанности по выделению или по созданию рабочих для трудоустройства на работу инвалидов в пределах установленной квоты, протокол не содержит информации о том, чем выражено нарушение, вменяемое Попрыгину Г.И. – не выделением или не созданием рабочих мест для инвалидов. При этом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не выяснялся вопрос о наличии у Попрыгина Г.И., как у директора филиала, полномочий по созданию рабочих мест.

Соответственно, в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении в отношении Попрыгина Г.И. было неполно отражено событие административного правонарушения.

Помимо этого, из указанного протокола не следует какими проверочными мероприятиями установлено вменяемое нарушение, имеется только ссылка на информацию, поступившую из ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа, однако данная информация не была приложена к протоколу об административном правонарушении при направлении его мировому судье. При этом, информация ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа от 08.11.2019г., предоставленная заявителем при рассмотрении жалобы (л.д. 97-98 т. 2) содержит только список из трех предприятий, не исполняющих обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на 07.11.2019г., и не содержит информации о способах установления данной информации, среднесписочной численности работников, размера квоты и т.д. Так же, в указанном протоколе отсутствует информация о периоде совершения вменяемого нарушения.

Однако, указанный протокол был прият к производству мировым судьей и 14.01.2019г. было вынесено обжалуемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в отношении Попрыгина Г.И., за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку численность работников Южного филиала АО НТЦ «Охрана» составляет 249 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным, составляет 237, среднесписочная численность работников составляет 238 человек. Исходя из штатного расписания от 29.08.2019г., а так же Карт СОУТ в Южном филиале АО НТЦ «Охрана» имеется 11 должностей, на которых имеется возможность применения труда инвалидов. В связи с чем, исходя из смысла Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Южный филиал АО НТЦ «Охрана» не является предприятием, на котором устанавливается квота для приема на работу инвалидов, поскольку среднесписочная численность, с учетом числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, менее 35 человек. Кроме того, в постановлении мирового судьи указано, что Попрыгин Г.И., являясь директором филиала, не наделен полномочиями по созданию рабочих мест.

Указание в обжалуемом постановлении мирового судьи о том, что исходя из смысла Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Южный филиал АО НТЦ «Охрана» не является предприятием, на котором устанавливается квота для приема на работу инвалидов, не является обоснованной, ввиду следующего:

Согласно штатному расписанию по состоянию на 29.08.2019г. численность штата сотрудников Южного филиала АО НТЦ «Охрана» составляет 410 человек (л.д. 60-62 т. 1), указанное штатное расписание утверждено генеральным директором АО НТЦ «Охрана» (л.д. 59 т. 1)

Исходя из информации, предоставленной директором Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгиным Г.И. о выполнении квоты для приема на работу инвалидов:

за июль 2019г. численность работников на конец отчетного периода - 305, среднесписочная численность работников составляет 297 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 0 человек (л.д. 100 т. 2)

за сентябрь 2019г. численность работников на конец отчетного периода - 297, среднесписочная численность работников составляет 297 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 0 человек (л.д. 101 т. 2)

за октябрь 2019г. численность работников на конец отчетного периода - 261, среднесписочная численность работников составляет 256 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 0 человек (л.д. 96, 102 т. 2).

При этом, за ноябрь и декабрь 2019г. в данной информации указано, что численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 237 (труд инвалидов – нет) и 236 (труд инвалидов – нет), соответственно (л.д. 103, 104 т. 2).

27.08.2019г. врио директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» ФИО1 направлено обращение № 36-01/570 в ЦЗН в Советском районе г. Воронежа о пересмотре порядка исчисления квоты для приема на работу инвалидов, что свидетельствует о том, что порядок исчисления указанных квот из среднесписочной численности работников был известен администрации юридического лица. ( т.2 л.д.105)

Частью 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ установлено, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

Как следует из представленных карт СОУТ (л.д. 74 т. 1 – л.д. 56 т. 2) специальной оценкой труда установлен 2 класс условий труда, данных о том, что в Южном филиале АО НТЦ «Охрана» имеются должности, по которым установлен 3 или 4 класс (вредные или опасные условия труда) условий труда материалы дела не содержат. В связи с этим отсутствуют основания полагать, что в среднесписочную численность работников, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, подлежат включению не все работники.

Отрицательная рекомендация в картах СОУТ о возможности применения на должностях, отнесенных ко 2 классу условий труда, труда инвалидов, в соответствии с п. 4.2 санитарных правил "СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 г. N 30, не влияет на подсчет среднесписочного количества работников для расчета квот для предоставления труда инвалидов, который производится в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.

Ссылка в постановлении мирового судьи на проверку прокуратуры, проведенную в период с 21.08.2018г. по 19.09.2018г., так же не является обоснованной, поскольку указанная проверка проводилась более года назад до момента вмененного протоколом об административном правонарушении от 02.12.2019г. нарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового нельзя признать законным и обоснованным.

Кроме того, суд не может принять во внимание доводы представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С., данные ею в судебном заседании, о том, что в соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ, положения Трудового кодекса РФ не содержат прямого запрета на применение труда инвалидов на работах с вредным и (или опасными) условиями труда, выявленными по результатам СОУТ, поскольку указанное разъяснение датировано 10.12.2019 г., то есть после проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении директора ПО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. ( т.2 л.д. 77-79)

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Попрыгина Г.И. подлежит отмене, а административное дело – возвращению мировому судье на новое рассмотрение.

         На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п. 4 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

        РЕШИЛ:

Жалобу представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» - Попрыгина Геннадия Ивановича – отменить, направить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области.

Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно.

Судья:                                    С.С.Сушкова

Дело № 12-64/2020 г.

36MS0034-01-2019-003658-28

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении

г. Воронеж                                            18 марта 2020г.

Судья Советского районного суда г. Воронежа Сушкова С.С.,

с участием представителя директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. по доверенности – Батанова М.А.,

представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С.

рассмотрев жалобу представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» - Попрыгина Геннадия Ивановича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020 г. было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в отношении директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности -Климова И.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, возвратив дело на новое рассмотрение по следующим снованиям:

Представителем Южного филиала ОА НТЦ «Охрана» был представлен отчет о проведении спецоценки условий труда, в котором не были представлены данные о наличии рабочих мест с вредными ( 3-й класс) и опасными ( 4-й класс) условиями труда, при этом в указанном отчете отражены данные, не соответствующие действительности, поскольку в п/п 21 отчетной формы указана не численность работников, условия труда которых отнесены к вредными и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с результатами СОУТ, а численность работников, находящихся на рабочих местах, где рекомендовано не применять труд инвалидов и относящихся ко 2-му классу условий труда, при этом наличие таких мест не освобождает организацию от выделения либо создания рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов. Мировым судьей было ошибочно принято решение о том, что Южный филиал АО НТЦ «Охрана» не является предприятием, на котором устанавливается квота для приема на работу инвалидов с учетом того, что среднесписочная численность, принимая во внимание число работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, составляет менее 35 человек. При вынесении решения принималась во внимание только вышеуказанная Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов от 29.11.2019 г. № 36-03/804 Южного филиала АО НТЦ «Охрана», представленная в ГКУ Воронежской области Центр занятости населения г. Воронежа. Кроме того, в соответствии с доверенностью от 20.09.2019 г. № 110, выданной генеральным директором АО НТЦ «Охрана», директор Южного филиала осуществляет права и обязанности работодателя, состоит в трудовых отношениями с работниками филиала, в том числе, подписывает от имени АО НТЦ «Охрана» трудовые договора; в соответствии с п.2.2.11 Положения о Южном филиале АО НТЦ «Охрана» проводит анализ качества подбора и расстановки кадров в филиале, осуществляет прием, увольнение, перевод ( перемещение) сотрудников филиала в соответствии с штатным расписанием, организует работу по ведению хранению и учету трудовых книжек, в связи с чем Попрыгин Г.И. обязан был создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии установленной квотой, а также принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъяснены права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе и ходатайств не поступило.

Оглашена жалоба представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020г.

Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климова И.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что в соответствии с представленной информацией Южного филиала АО НТЦ «Охрана» за октябрь 2019г., среднесписочная численность работников составляла 256 человек, при этом данные о численности работников с вредными или опасными условиями труда отсутствовали, в связи с чем, исходя из Закона Воронежской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов», квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников. Данное количество рабочих мест и должно было быть предоставлено инвалидам, при этом у директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. не было необходимости решать вопрос об изменении штатного расписания, а действовать в пределах доверенности, предоставленной ему работодателем, в соответствии с которой он имеет права принимать в штат, увольнять работников филиала, в котором имеются и административные должности, куда и могли бы быть трудоустроены инвалиды с учетом специфики работы вышеуказанной организации. Кроме того, пояснила, что в протоколе об административном правонарушении действительно не указано время (период времени) совершения правонарушения, однако, принимая во внимание, что правонарушение было выявлено 08.11.2019 г., проверке подлежала деятельность за октябрь 2019 г.

Представитель должностного лица - директора Южного филиала ПО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. по доверенности – Батанов М.А. В судебном заседании пояснил, что работники филиала АО НСТ «Охрана» имеют 2-й итоговый класс условий труда, при этом в карте СОУТ в рекомендациях отражена невозможность применения труда инвалидов, соответственно, в информации указано, что труда инвалидов нет. Кроме того, для выделения инвалидам рабочих мест необходимо вносить изменения в штатное расписание, а Попрыгин Г.И. не обладает такими полномочиями, исходя из Устава АО ТНТЦ «Охрана», Положения о Южном филиале АО НТЦ «Охрана» и доверенности с учетом специфики работы организации.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климову И.С., а также представителя должностного лица – директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. по доверенности – Батанова М.А., судья приходит к следующему:

Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ч. 4 Закона Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ (ред. от 02.03.2015) "О квотировании рабочих мест для инвалидов", квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников. Исчисление квоты для приема на работу инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В силу требований статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Как следует из материалов дела Попрыгин Г.И. принят на работу в качестве директора Южного филиала ФГУП НТЦ «Охрана» 13.02.2012г. (т. 1 л.д. 41). Приказом № 1 от 03.05.2018г. ФГУП НТЦ «Охрана» реорганизовано в АО НТЦ «Охрана» (т.1 л.д. 63).

Исходя из п. 6.6 устава АО НТЦ «Охрана» (т.1 л.д. 11-26) филиалы и представительства не являются юридическими лицами.

Согласно п. 1.2. положения о Южном филиале АО НТЦ «Охрана», утвержденного советом директоров АО НТЦ «Охрана» 16.07.2018г., филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ; п. 1.5 предусмотрено, что штатная численность филиала и подразделений ведомственной охраны определяется штатным расписанием, которое утверждается приказом генерального директора Общества (т.1 л.д. 27-39)

Как следует из доверенности № 110 от 20.09.2019г. директор Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгин Г.И. уполномочен от имени АО подписывать трудовые договоры, принимать в штат и увольнять работников филиала (т. 1 л.д. 40).

Указанные документы свидетельствуют о наличии у директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. полномочий на выделение рабочих мест по квоте, однако создание рабочих мест в филиале возможно только при условии утверждения генеральным директором АО НТЦ «Охрана».

Департаментом труда и занятости населения Воронежской области в результате предоставления сведений ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа о работодателях, не исполняющих обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства на работу инвалидов в пределах установленной квоты, был выявлен факт нарушения должностным лицом – директором Южным филиалом АО НТЦ «Охрана» Попрыгиным Г.И. требований Закона Воронежской области от 03.05.2005г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов», выразившихся в неисполнении обязанности по выделению (созданию) рабочих мест для трудоустройства на работу инвалидов в пределах установленной квоты, что отражено в протоколе об административном правонарушении № 8 от 02.12.2019г. (л.д. 3-4 т. 1). Другой информации указанный протокол не содержит.

При этом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральным и региональным законодательством устанавливается определенная квота для выделения (создания) рабочих мест для инвалидов не для всех работодателей, а зависящая от среднесписочной численности работников предприятия.

Однако, из указанного протокола не следует какова среднесписочная численность работников Южного филиала АО НТЦ «Охрана», а также какое количество рабочих мест было должно было быть выделено или создано юридическим лицом. Кроме того, несмотря на альтернативный состав ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, объективная сторона которого может быть образована различными действиями, в том числе неисполнении обязанности по выделению или по созданию рабочих для трудоустройства на работу инвалидов в пределах установленной квоты, протокол не содержит информации о том, чем выражено нарушение, вменяемое Попрыгину Г.И. – не выделением или не созданием рабочих мест для инвалидов. При этом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не выяснялся вопрос о наличии у Попрыгина Г.И., как у директора филиала, полномочий по созданию рабочих мест.

Соответственно, в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении в отношении Попрыгина Г.И. было неполно отражено событие административного правонарушения.

Помимо этого, из указанного протокола не следует какими проверочными мероприятиями установлено вменяемое нарушение, имеется только ссылка на информацию, поступившую из ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа, однако данная информация не была приложена к протоколу об административном правонарушении при направлении его мировому судье. При этом, информация ГКУ ВО ЦЗН г. Воронежа от 08.11.2019г., предоставленная заявителем при рассмотрении жалобы (л.д. 97-98 т. 2) содержит только список из трех предприятий, не исполняющих обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на 07.11.2019г., и не содержит информации о способах установления данной информации, среднесписочной численности работников, размера квоты и т.д. Так же, в указанном протоколе отсутствует информация о периоде совершения вменяемого нарушения.

Однако, указанный протокол был прият к производству мировым судьей и 14.01.2019г. было вынесено обжалуемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в отношении Попрыгина Г.И., за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку численность работников Южного филиала АО НТЦ «Охрана» составляет 249 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным, составляет 237, среднесписочная численность работников составляет 238 человек. Исходя из штатного расписания от 29.08.2019г., а так же Карт СОУТ в Южном филиале АО НТЦ «Охрана» имеется 11 должностей, на которых имеется возможность применения труда инвалидов. В связи с чем, исходя из смысла Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Южный филиал АО НТЦ «Охрана» не является предприятием, на котором устанавливается квота для приема на работу инвалидов, поскольку среднесписочная численность, с учетом числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, менее 35 человек. Кроме того, в постановлении мирового судьи указано, что Попрыгин Г.И., являясь директором филиала, не наделен полномочиями по созданию рабочих мест.

Указание в обжалуемом постановлении мирового судьи о том, что исходя из смысла Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Южный филиал АО НТЦ «Охрана» не является предприятием, на котором устанавливается квота для приема на работу инвалидов, не является обоснованной, ввиду следующего:

Согласно штатному расписанию по состоянию на 29.08.2019г. численность штата сотрудников Южного филиала АО НТЦ «Охрана» составляет 410 человек (л.д. 60-62 т. 1), указанное штатное расписание утверждено генеральным директором АО НТЦ «Охрана» (л.д. 59 т. 1)

Исходя из информации, предоставленной директором Южного филиала АО НТЦ «Охрана» Попрыгиным Г.И. о выполнении квоты для приема на работу инвалидов:

за июль 2019г. численность работников на конец отчетного периода - 305, среднесписочная численность работников составляет 297 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 0 человек (л.д. 100 т. 2)

за сентябрь 2019г. численность работников на конец отчетного периода - 297, среднесписочная численность работников составляет 297 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 0 человек (л.д. 101 т. 2)

за октябрь 2019г. численность работников на конец отчетного периода - 261, среднесписочная численность работников составляет 256 человек, численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 0 человек (л.д. 96, 102 т. 2).

При этом, за ноябрь и декабрь 2019г. в данной информации указано, что численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным – 237 (труд инвалидов – нет) и 236 (труд инвалидов – нет), соответственно (л.д. 103, 104 т. 2).

27.08.2019г. врио директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» ФИО1 направлено обращение № 36-01/570 в ЦЗН в Советском районе г. Воронежа о пересмотре порядка исчисления квоты для приема на работу инвалидов, что свидетельствует о том, что порядок исчисления указанных квот из среднесписочной численности работников был известен администрации юридического лица. ( т.2 л.д.105)

Частью 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ установлено, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

Как следует из представленных карт СОУТ (л.д. 74 т. 1 – л.д. 56 т. 2) специальной оценкой труда установлен 2 класс условий труда, данных о том, что в Южном филиале АО НТЦ «Охрана» имеются должности, по которым установлен 3 или 4 класс (вредные или опасные условия труда) условий труда материалы дела не содержат. В связи с этим отсутствуют основания полагать, что в среднесписочную численность работников, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, подлежат включению не все работники.

Отрицательная рекомендация в картах СОУТ о возможности применения на должностях, отнесенных ко 2 классу условий труда, труда инвалидов, в соответствии с п. 4.2 санитарных правил "СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 г. N 30, не влияет на подсчет среднесписочного количества работников для расчета квот для предоставления труда инвалидов, который производится в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.

Ссылка в постановлении мирового судьи на проверку прокуратуры, проведенную в период с 21.08.2018г. по 19.09.2018г., так же не является обоснованной, поскольку указанная проверка проводилась более года назад до момента вмененного протоколом об административном правонарушении от 02.12.2019г. нарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового нельзя признать законным и обоснованным.

Кроме того, суд не может принять во внимание доводы представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С., данные ею в судебном заседании, о том, что в соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ, положения Трудового кодекса РФ не содержат прямого запрета на применение труда инвалидов на работах с вредным и (или опасными) условиями труда, выявленными по результатам СОУТ, поскольку указанное разъяснение датировано 10.12.2019 г., то есть после проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении директора ПО НТЦ «Охрана» Попрыгина Г.И. ( т.2 л.д. 77-79)

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Попрыгина Г.И. подлежит отмене, а административное дело – возвращению мировому судье на новое рассмотрение.

         На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п. 4 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

        РЕШИЛ:

Жалобу представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности - Климовой И.С. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 14.01.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Южного филиала АО НТЦ «Охрана» - Попрыгина Геннадия Ивановича – отменить, направить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области.

Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно.

Судья:                                    С.С.Сушкова

1версия для печати

12-64/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Попрыгин Геннадий Иванович
Другие
Батанов Михаил Александрович
Суд
Советский районный суд г. Воронежа
Судья
Сушкова Светлана Станиславовна
Статьи

ст. 5.42 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sovetsky--vrn.sudrf.ru
26.02.2020Материалы переданы в производство судье
10.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
07.05.2020Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее