Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-569/2017 ~ М-13070/2016 от 01.01.2017

Дело № 2-569/17



Решение

именем Российской Федерации

«10» января 2017 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Басистой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Свободного к Специализированному отделу особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Свободного обратилась в суд с указанным исковым заявлением, указав, что 06 апреля 2015 года Свободненский городской суд принял решение о возложении на администрацию г. Свободного обязанности предоставить Егорову Н.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда. 23.03.2016 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, а 18.11.2016 года о взыскании исполнительского сбора. Однако вины администрации города Свободного в неисполнении решения суда нет, ею предприняты все возможные меры для своевременного исполнения решений суда, из-за отсутствия финансирования решение суда до настоящего времени не исполнено. Просит суд освободить администрацию города Свободного от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 4150/16/28025-ИП.

Представитель администрации города Свободного, представители Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП по Амурской области, Егоров Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. От представителя администрации города Свободного, представителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области поступили заявления о рассмотрение дела в их отсутствие. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В возражениях на исковое заявление представитель СОСП ИОВИД УФССП по Амурской области, Егоров Н.В. не соглашаются с исковыми требованиями, считают, что администрация города Свободного не предприняла мер к исполнению решении суда, вступившего в законную силу, в добровольный срок, установленный судебным приставом-исполнителем (пять дней). Просят в иске отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением Свободненского городского суда от 06 апреля 2015 года по делу № 2-1119/2015 на администрацию города Свободного возложена обязанность предоставить Егорову Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, по договору найма специализированного жилого помещения.

23 марта 2016 г. постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области возбуждено исполнительное производство № 4150/16/28025-ИП.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 18 ноября 2016 года с должника администрации г. Свободного взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Часть 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Свободного переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, в связи с чем у администрации города Свободного в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Егорова Н.В. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.

В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Как следует из представленных администрацией города Свободного документов, в связи с увеличением количества вступивших в законную силу решений суда по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями 06.05.2013 исх. № 464 администрация города Свободного направила в министерство образования и науки Амурской области письмо с просьбой увеличить субвенцию для приобретения жилых помещений Свободному в 2013 году.

Из письменного ответа министерства образования и науки Амурской области следует, что заявка на выделение дополнительных средств на обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть учтена только при наличии в областном бюджете дополнительных источников финансирования.

27.05.2013 года исх. № 508, 04.07.2013 исх. № 661, 11.02.2014 года исх. № 132 администрация города Свободного направила письма Губернатору Амурской области, 10.12.2015 исх.829 в законодательное собрание Амурской области с просьбой увеличить объем субвенции областного бюджета городу Свободному для исполнения переданных ей государственных полномочий и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

На 2014 год на цели приобретения жилья для детей-сирот доведено лимитов бюджетных обязательств 8 272 120 рублей, приобретено и предоставлено восемь квартир указанной категории граждан.

В 2015 году субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного и федерального бюджета, составила 24 866 400.00 рублей. Эти средства направлены на приобретение 21 (двадцати одной) квартиры в городе Свободном (письмо УИМИЗ от 23.12.2015).

В 2016 году субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного и федерального бюджета, составила 42 240 000 рублей. Эти средства направлены на приобретение 36 квартир в городе Свободном (письмо УИМИЗ от 01.12.2016).

В настоящее время необходимо предоставить 141 квартиру детям сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей.

Из справки б/н от 23.12.2015 года юридического отдела аналитическо-правового управления администрации города Свободного следует, что в 2015 году управлению было профинансировано 24 866 400 рублей, в том числе: из областного бюджета – 10 575 028,32 рублей, из федерального бюджета – 14291 371, 68 рублей. По состоянию на 23.12.2015 года приобретено 17 квартир на сумму 20 544 000 рублей, а также объявлено 4 аукциона на 4 квартиры на сумму 4 322 400 рублей.

Также по представленной информации управлением по использованию муниципальным имуществом и землепользованию администрации города Свободного в 2016 года выделено 42 240 000 рублей, в том числе 15840000 рублей-средств областного бюджета, 26400000 рублей – средств федерального бюджета. В 2016 году были приобретены 8 квартир на первичном рынке. 28 однокомнатных квартир на вторичном рынке. Остаток лимитов составил: 8235 рублей – областные средства, 12507 рублей – федеральные средства.

На 2017 год на приобретение детям-сиротам жилых помещений предусмотрено денежных средств из областного бюджета – 11256300 рублей на приобретение 10 квартир, что следует из ответа управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного от 29.12.2016 года.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Свободного предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации города Свободного от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 4150/16/28025-ИП.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации города Свободного удовлетворить.

Освободить администрацию г. Свободного от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Кальней М.В. от 18 ноября 2016 года в рамках исполнительного производства № 4150/16/28025-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме принято 16 января 2017 года.

2-569/2017 ~ М-13070/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г Свободного
Ответчики
СО по ИОВИД
Другие
Егоров Николай Васильевич
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Астафьева Т.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
09.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2017Судебное заседание
16.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее