УИД 36RS0029-01-2021-000532-26
Дело №2-315/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕГНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино 21 сентября 2021 года
Воронежская область
Поворинский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Вороновой Г.П.
при секретаре Кистановой С.А.,
с участием истицы Мирзабековой М.С., ее представителя Подболотова Д.Н.
представителя ответчика Глебовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мирзабековой Марии Сергеевны к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мирзабекова М.С. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о взыскании стимулирующих выплат за сентябрь – декабрь 2018 года, 2019 годы, январь – июль 2020 года в размере 555594,9 рубля и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований Мирзабекова М.С. указала, что с 21.08.2018 по 31.07.2020 она занимала должность фельдшера скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Поворинская РБ». За указанный в иске период работодатель необоснованно не производил ей выплаты стимулирующего характера, являющиеся частью ее зарплаты. Заработная плата выплачивается работнику в соответствии с трудовым договором и действующими у работодателя системами оплаты труда. Согласно Положениям об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и условиями заключенного с ней трудового договора, оплата ее труда включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Для стимулирования труда работников работодатель должен обеспечить наличие показателей и критериев оценки качества труда, чего не было сделано по занимаемой ею должности. Соответственно, не производились оценка ее деятельности и выплаты стимулирующего характера. Также указала, что в результате незаконных действий работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100 000 рублей.
Истица Мирзабекова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду показала, что стимулирующие выплаты ей выплачивались, но в недостаточном размере.
Представитель истца Подболотов Д.Н. в судебном заседании исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Пояснил, что выплаты стимулирующего характера истице не выплачивались. Выплаты, которые указаны в расчетных листках истицы как стимулирующие, таковыми не являются. Это выплаты, производимые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 в целях повышения размера заработной платы, в том числе младшего медицинского персонала, до уровня средней заработной платы в регионе, доведение до так называемой «линейки» заработной платы, о чем также имеется ссылка в протоколах заседания комиссии по начислению стимулирующих выплат. Вместе с тем, стимулирующие выплаты в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», не начислялись, поскольку критерии оценки качества труда истицы не разрабатывались, на комиссии не обсуждались, выплаты производились всем работникам одной категории в равном размере. Размер стимулирующих выплат в нарушение требований закона в трудовом договоре истицы и дополнительных соглашения к нему не конкретизирован, поэтому просят взыскать в пользу Мирзабековой М.С. стимулирующие выплаты за указанный в иске период в соответствии с представленным расчетом, который стороной ответчика не опровергнут. В результате длительной невыплаты истице заработной платы в полном объеме ей причинены нравственные страдания, полагают справедливой компенсацию ей морального вреда в размере 100 000 рублей.
Представитель ответчика - БУЗ ВО «Поворинская РБ» Глебова Е.О. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что приказом № 155 от 03.09.2018 были утверждены показатели и критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников с учетом специфики их трудовой деятельности для установления выплат стимулирующего характера, с этой же целью были созданы комиссии 1 и 2 уровня. Приказом № 106 от 30.04.2019 также были созданы комиссии по оценке эффективности деятельности работников учреждения и установлению выплат стимулирующего характера. Критерии оценки эффективности деятельности по должности фельдшера Мирзабековой М.С. разработаны в Положении об оплате труда. Вместе с тем, ей выплачивались стимулирующие выплаты по результатам выполнения должностных обязанностей, по представлению заведующего отделением или старшей медсестры. Вопрос о праве на получение Мирзабековой М.С. стимулирующих выплат, их размере обсуждался на заседании соответствующей комиссии, размер выплат определяется с учетом фонда оплаты труда.
Представитель третьего лица - Департамента здравоохранения Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, возражений на исковое заявление не представил.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с с 21.08.2018 по 31.07.2020 Мирзабекова М.С. работала в БУЗ ВО «Поворинская РБ» в должности фельдшера скорой медицинской помощи, которая относится к среднему медицинскому персоналу. В настоящее время истица пребывает в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ от 07 мая 2012 г. № 597) постановлено принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), врачей - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (подпункт «е» пункта 1 Указа).
В развитие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, которой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений, а также ряд других мероприятий, которые позволят обеспечить равномерную динамику повышения оплаты труда категорий работников, определенных Указом Президента. Совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, в том числе и в зависимости от категории работников.
С целью более тесной увязки роста заработной платы с повышением эффективности деятельности учреждений, качества, доступности услуг приняты отраслевые «дорожные карты», в том числе в сфере здравоохранения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» установлено, что целью «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Результатом успешной реализации «дорожной карты» является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597.
Выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера.
Приказами Департамента здравоохранения Воронежской области от 29.12.2017 № 2637, 29.12.2018 № 2687, 30.12.2019 № 2606 на руководителей государственных медицинских организаций Воронежской области возложена обязанность обеспечить исчерпывающие меры по недопущению снижения темпов роста уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, достигнутых при реализации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, а также определен уровень заработной платы, в том числе по категории работников «средний медицинский персонал», соответственно на 2018, 2019, 2020 годы.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данной работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных оклад доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами содержащими нормы трудового права (п. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.03.2015 в БУЗ ВО «Поворинская РБ» утверждено Положение об оплате труда работников.
Согласно п. 2.1 данного Положения оплата труда работников учреждения включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что в целях стимулирования работников учреждений к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера. Размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.
Из пунктов 1.9, 1.9.1, 1.9.2 Положения следует, что при установлении систем оплаты труда работников учреждения работодатель обеспечивает наличие показателей и критериев для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждений в целом; применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников при принятии решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (п. 5.10 Положения об оплате труда).
Приказом от 25 июля 2019 г. №161 в БУЗ ВО «Поворинская РБ» утверждено Положение об оплате труда работников учреждения, которое помимо приведенных содержит следующие положения.
Пунктом 5.1.2 Положения (Приложение № 5) предусмотрено комиссионное распределение стимулирующих выплат работникам структурных подразделений, включая заведующих, и общебольничный персонал.
Пунктом 5.9 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера не носят постоянный и фиксированный характер и зависят от уровня выполненных количественных и качественных критериев работы и показателей, разрабатываемых и утверждаемых учреждением.
Определение размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, в том числе на выплаты за качество труда, осуществляются учреждениями самостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования). При этом определяется сумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетом резерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии с законодательством (п. 5.13 Положения).
В Приложениях №12 и №13 приведены критерии оценки работы, адаптированные к специфике деятельности подразделений и отдельных должностей работников учреждения (п. 5.18 Положения).
Таким образом, надлежит признать, что подобное закрепление в Положениях об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» порядка и условий стимулирующих выплат как части их заработной платы явилось следствием реализации Указа от 07 мая 2012 г. № 597, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 421 от 28.06.2013, и обусловлено переходом учреждения на эффективный контракт и совершенствованием системы оплаты труда.
При этом, согласно вышеприведенным нормативным актам достижение целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597, должно быть обеспечено к 2018 г.
В трудовом договоре, заключенном ответчиком с Мирзабековой М.С. 31.08.2018, предусмотрены стимулирующие выплаты, которые ежемесячно устанавливает комиссия учреждения в соответствии с Положением об оплате труда БУЗ ВО «Поворинская РБ» за достижение целевых показателей и критериев эффективности деятельности работника в переделах фонда оплаты труда. Иные выплаты стимулирующего характера трудовым договором не предусмотрены.
Согласно представленным ответчиком документам, комиссия по оценке эффективности деятельности работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и установлению выплат стимулирующего характера была создана 03.09.2018 на основании приказа учреждения № 155.
В ходе судебного разбирательства установлено, что критерии оценки эффективности работы по должности фельдшера скорой медицинской помощи Мирзабековой М.С. разработаны Положением об оплате труда, утвержденного приказом БУЗ ВО «Поворинская РБ» от 25 июля 2019 г. №161 (Приложение №12 стр. 68 Положения).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период с сентября 2018 по июнь 2021 г. вопрос о стимулирующих выплатах истице ежемесячно рассматривался на заседаниях комиссии по оценке эффективности деятельности работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и установлению выплат стимулирующего характера, что следует из соответствующих протоколов стимулирующие выплаты произведены на основании приказа руководителя учреждения и рапортов, подписанных комиссионно.
Из анализа положений, предусмотренных ч. 1 ст. 3, ст. 391 ТК Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами индивидуальных трудовых споров защите подлежат нарушенные трудовые права работника.
Таким образом, при разрешении настоящего спора надлежит установить, имело ли место нарушение права Мирзабековой М.С. на выплату заработной платы в полном объеме.
Исходя из определения, данного в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, стимулирующие выплаты – это специальная дополнительная оплата, которая производится работникам в составе заработной платы, для того, чтобы повысить мотивационную составляющую и стимулировать сотрудников к профессиональным достижениям.
Заработная плата с учетом системы оплаты труда в БУЗ ВО «Поворинская РБ» состоит из трех частей: постоянной, переменной, нерегулярных дополнительных выплат.
Базовым элементом постоянной части заработной платы Мирзабековой М.С. служит должностной оклад.
Стимулирующие выплаты направлены на поощрение работника за добросовестное исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, локальными нормативными актами и трудовым договором не предусмотрен обязательный, регулярный характер их выплаты, размер стимулирующих выплат не является фиксированным, их выплата является правом работодателя, которое может быть реализовано в бюджетном учреждении наличием средств в пределах фонда оплаты труда и зависит от финансирования.
Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Указом Президента №597 от 07 мая 2012 года, не являются постоянными выплатами, предусмотренным системой оплаты труда, а являются социальной выплатой, направленной на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышения заработной платы определенных категорий работников.
Из представленных в материалы дела финансово-статистических документов БУЗ ВО «Поворинская РБ» следует, что стимулирующие выплаты Мирзабековой М.С. как фельдшеру скорой медицинской помощи, производились за счет собственных средств больницы, поступаемых от оказания платных услуг и страховых организаций в системе ОМС. Средства фонда заработной платы использовались исключительно на указанные цели. Сложившаяся экономия по заработной плате на конец года в спорный период включалась в состав расходов по статье «заработная плата» в план финансово-хозяйственной деятельности на следующий год, который подлежал утверждению Департаментом здравоохранения Воронежской области. Судом установлено, что выплаты стимулирующего характера производились в зависимости от финансовой ситуации, сложившейся в учреждении, распределялись соответствующей комиссией. По каждому работнику производилась оценка его деятельности. Если соответствующие критерии не были разработаны, то работа сотрудника оценивалась по представлению заведующих отделениями, принималось во внимание выполнение трудовой функции, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, стимулирующие выплаты распределялись комиссией второго уровня. И даже если не были оформлены какие-либо документы, связанные со стимулирующими выплатами, это никак не отразилось на правильности их начисления и размере.
Стимулирующие выплаты Мирзабековой М.С. в указанный в исковом заявлении период произведены, что следует из ее расчетных листков, вопрос о выплате Мирзабековой М.С. стимулирующих надбавок в спорный период обсуждался на соответствующих заседаниях комиссии.
Определенный комиссией размер стимулирующих выплат Мирзабековой М.С. в указанный период не противоречит п. 5.2 Положения об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», утвержденного приказом № 328 от 10.12.2014, и п. 5.13 Положения об оплате труда, утвержденного приказом БУЗ ВО «Поворинская РБ» от 25 июля 2019 г. №161.
Из представленных справок учреждения от 08.09.2021, сведений о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала, предоставляемым в целях федерального статистического наблюдения и мониторинга заработной платы следует, что денежные средства из фонда заработной платы использовались на цели оплаты труда работников учреждения, годовые показатели выплаты заработной платы среднему медицинскому персоналу в связи с его повышением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 597 и приказов Департамента здравоохранения Воронежской области, в 2018 г. выполнены на 99,8%, в 2019 г. – на 91,9 %, в 2020 – на 100,7 %, по состоянию на июль 2021 – на 96, 9 %.
Проанализировав расчетные листки по заработной плате Мирзабековой М.С. содержащиеся в них суммы выплаченных ей симулирующих надбавок за 2018 – июнь 2021 г., количество отработанного ею времени в указанные периоды, судом установлено, что общий размер выплат стимулирующего характера за спорный период превысил 100% оклада по должности истицы, что соответствует критериям оценки работы среднего медицинского персонала, которые приведены в Приложении № 12 Положения об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», утвержденного приказом от 25 июля 2019 г. № 161.
Кроме того суд принимает во внимание, что стимулирующие выплаты производились Мирзабековой М.С. в том же размере, что и остальным работникам по категории «средний медицинский персонал».
Доказательств того, что стимулирующие выплаты Мирзабековой М.С. должны были производиться в спорный период из расчета 200% от оклада, истцом в нарушение положений ч.1 ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает нарушений ответчиком прав истицы, наличия у нее права на иной размер стимулирующих выплат.
В соответствии со ст. 237 ТК Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из фактических обстоятельств, положений ст. 237 ТК Российской Федерации, не подлежит удовлетворению и производное от основного требование истца о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Мирзабековой Марии Сергеевне в удовлетворении исковых требований к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.П. ВОРОНОВА
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2021 года.
УИД 36RS0029-01-2021-000532-26
Дело №2-315/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕГНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино 21 сентября 2021 года
Воронежская область
Поворинский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Вороновой Г.П.
при секретаре Кистановой С.А.,
с участием истицы Мирзабековой М.С., ее представителя Подболотова Д.Н.
представителя ответчика Глебовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мирзабековой Марии Сергеевны к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мирзабекова М.С. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о взыскании стимулирующих выплат за сентябрь – декабрь 2018 года, 2019 годы, январь – июль 2020 года в размере 555594,9 рубля и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований Мирзабекова М.С. указала, что с 21.08.2018 по 31.07.2020 она занимала должность фельдшера скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Поворинская РБ». За указанный в иске период работодатель необоснованно не производил ей выплаты стимулирующего характера, являющиеся частью ее зарплаты. Заработная плата выплачивается работнику в соответствии с трудовым договором и действующими у работодателя системами оплаты труда. Согласно Положениям об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и условиями заключенного с ней трудового договора, оплата ее труда включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Для стимулирования труда работников работодатель должен обеспечить наличие показателей и критериев оценки качества труда, чего не было сделано по занимаемой ею должности. Соответственно, не производились оценка ее деятельности и выплаты стимулирующего характера. Также указала, что в результате незаконных действий работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100 000 рублей.
Истица Мирзабекова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду показала, что стимулирующие выплаты ей выплачивались, но в недостаточном размере.
Представитель истца Подболотов Д.Н. в судебном заседании исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Пояснил, что выплаты стимулирующего характера истице не выплачивались. Выплаты, которые указаны в расчетных листках истицы как стимулирующие, таковыми не являются. Это выплаты, производимые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 в целях повышения размера заработной платы, в том числе младшего медицинского персонала, до уровня средней заработной платы в регионе, доведение до так называемой «линейки» заработной платы, о чем также имеется ссылка в протоколах заседания комиссии по начислению стимулирующих выплат. Вместе с тем, стимулирующие выплаты в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», не начислялись, поскольку критерии оценки качества труда истицы не разрабатывались, на комиссии не обсуждались, выплаты производились всем работникам одной категории в равном размере. Размер стимулирующих выплат в нарушение требований закона в трудовом договоре истицы и дополнительных соглашения к нему не конкретизирован, поэтому просят взыскать в пользу Мирзабековой М.С. стимулирующие выплаты за указанный в иске период в соответствии с представленным расчетом, который стороной ответчика не опровергнут. В результате длительной невыплаты истице заработной платы в полном объеме ей причинены нравственные страдания, полагают справедливой компенсацию ей морального вреда в размере 100 000 рублей.
Представитель ответчика - БУЗ ВО «Поворинская РБ» Глебова Е.О. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что приказом № 155 от 03.09.2018 были утверждены показатели и критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников с учетом специфики их трудовой деятельности для установления выплат стимулирующего характера, с этой же целью были созданы комиссии 1 и 2 уровня. Приказом № 106 от 30.04.2019 также были созданы комиссии по оценке эффективности деятельности работников учреждения и установлению выплат стимулирующего характера. Критерии оценки эффективности деятельности по должности фельдшера Мирзабековой М.С. разработаны в Положении об оплате труда. Вместе с тем, ей выплачивались стимулирующие выплаты по результатам выполнения должностных обязанностей, по представлению заведующего отделением или старшей медсестры. Вопрос о праве на получение Мирзабековой М.С. стимулирующих выплат, их размере обсуждался на заседании соответствующей комиссии, размер выплат определяется с учетом фонда оплаты труда.
Представитель третьего лица - Департамента здравоохранения Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, возражений на исковое заявление не представил.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с с 21.08.2018 по 31.07.2020 Мирзабекова М.С. работала в БУЗ ВО «Поворинская РБ» в должности фельдшера скорой медицинской помощи, которая относится к среднему медицинскому персоналу. В настоящее время истица пребывает в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ от 07 мая 2012 г. № 597) постановлено принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), врачей - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (подпункт «е» пункта 1 Указа).
В развитие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, которой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений, а также ряд других мероприятий, которые позволят обеспечить равномерную динамику повышения оплаты труда категорий работников, определенных Указом Президента. Совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, в том числе и в зависимости от категории работников.
С целью более тесной увязки роста заработной платы с повышением эффективности деятельности учреждений, качества, доступности услуг приняты отраслевые «дорожные карты», в том числе в сфере здравоохранения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» установлено, что целью «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Результатом успешной реализации «дорожной карты» является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597.
Выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера.
Приказами Департамента здравоохранения Воронежской области от 29.12.2017 № 2637, 29.12.2018 № 2687, 30.12.2019 № 2606 на руководителей государственных медицинских организаций Воронежской области возложена обязанность обеспечить исчерпывающие меры по недопущению снижения темпов роста уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, достигнутых при реализации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, а также определен уровень заработной платы, в том числе по категории работников «средний медицинский персонал», соответственно на 2018, 2019, 2020 годы.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данной работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных оклад доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами содержащими нормы трудового права (п. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.03.2015 в БУЗ ВО «Поворинская РБ» утверждено Положение об оплате труда работников.
Согласно п. 2.1 данного Положения оплата труда работников учреждения включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что в целях стимулирования работников учреждений к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера. Размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.
Из пунктов 1.9, 1.9.1, 1.9.2 Положения следует, что при установлении систем оплаты труда работников учреждения работодатель обеспечивает наличие показателей и критериев для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждений в целом; применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников при принятии решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (п. 5.10 Положения об оплате труда).
Приказом от 25 июля 2019 г. №161 в БУЗ ВО «Поворинская РБ» утверждено Положение об оплате труда работников учреждения, которое помимо приведенных содержит следующие положения.
Пунктом 5.1.2 Положения (Приложение № 5) предусмотрено комиссионное распределение стимулирующих выплат работникам структурных подразделений, включая заведующих, и общебольничный персонал.
Пунктом 5.9 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера не носят постоянный и фиксированный характер и зависят от уровня выполненных количественных и качественных критериев работы и показателей, разрабатываемых и утверждаемых учреждением.
Определение размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, в том числе на выплаты за качество труда, осуществляются учреждениями самостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования). При этом определяется сумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетом резерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии с законодательством (п. 5.13 Положения).
В Приложениях №12 и №13 приведены критерии оценки работы, адаптированные к специфике деятельности подразделений и отдельных должностей работников учреждения (п. 5.18 Положения).
Таким образом, надлежит признать, что подобное закрепление в Положениях об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» порядка и условий стимулирующих выплат как части их заработной платы явилось следствием реализации Указа от 07 мая 2012 г. № 597, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 421 от 28.06.2013, и обусловлено переходом учреждения на эффективный контракт и совершенствованием системы оплаты труда.
При этом, согласно вышеприведенным нормативным актам достижение целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597, должно быть обеспечено к 2018 г.
В трудовом договоре, заключенном ответчиком с Мирзабековой М.С. 31.08.2018, предусмотрены стимулирующие выплаты, которые ежемесячно устанавливает комиссия учреждения в соответствии с Положением об оплате труда БУЗ ВО «Поворинская РБ» за достижение целевых показателей и критериев эффективности деятельности работника в переделах фонда оплаты труда. Иные выплаты стимулирующего характера трудовым договором не предусмотрены.
Согласно представленным ответчиком документам, комиссия по оценке эффективности деятельности работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и установлению выплат стимулирующего характера была создана 03.09.2018 на основании приказа учреждения № 155.
В ходе судебного разбирательства установлено, что критерии оценки эффективности работы по должности фельдшера скорой медицинской помощи Мирзабековой М.С. разработаны Положением об оплате труда, утвержденного приказом БУЗ ВО «Поворинская РБ» от 25 июля 2019 г. №161 (Приложение №12 стр. 68 Положения).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период с сентября 2018 по июнь 2021 г. вопрос о стимулирующих выплатах истице ежемесячно рассматривался на заседаниях комиссии по оценке эффективности деятельности работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и установлению выплат стимулирующего характера, что следует из соответствующих протоколов стимулирующие выплаты произведены на основании приказа руководителя учреждения и рапортов, подписанных комиссионно.
Из анализа положений, предусмотренных ч. 1 ст. 3, ст. 391 ТК Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами индивидуальных трудовых споров защите подлежат нарушенные трудовые права работника.
Таким образом, при разрешении настоящего спора надлежит установить, имело ли место нарушение права Мирзабековой М.С. на выплату заработной платы в полном объеме.
Исходя из определения, данного в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, стимулирующие выплаты – это специальная дополнительная оплата, которая производится работникам в составе заработной платы, для того, чтобы повысить мотивационную составляющую и стимулировать сотрудников к профессиональным достижениям.
Заработная плата с учетом системы оплаты труда в БУЗ ВО «Поворинская РБ» состоит из трех частей: постоянной, переменной, нерегулярных дополнительных выплат.
Базовым элементом постоянной части заработной платы Мирзабековой М.С. служит должностной оклад.
Стимулирующие выплаты направлены на поощрение работника за добросовестное исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, локальными нормативными актами и трудовым договором не предусмотрен обязательный, регулярный характер их выплаты, размер стимулирующих выплат не является фиксированным, их выплата является правом работодателя, которое может быть реализовано в бюджетном учреждении наличием средств в пределах фонда оплаты труда и зависит от финансирования.
Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Указом Президента №597 от 07 мая 2012 года, не являются постоянными выплатами, предусмотренным системой оплаты труда, а являются социальной выплатой, направленной на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышения заработной платы определенных категорий работников.
Из представленных в материалы дела финансово-статистических документов БУЗ ВО «Поворинская РБ» следует, что стимулирующие выплаты Мирзабековой М.С. как фельдшеру скорой медицинской помощи, производились за счет собственных средств больницы, поступаемых от оказания платных услуг и страховых организаций в системе ОМС. Средства фонда заработной платы использовались исключительно на указанные цели. Сложившаяся экономия по заработной плате на конец года в спорный период включалась в состав расходов по статье «заработная плата» в план финансово-хозяйственной деятельности на следующий год, который подлежал утверждению Департаментом здравоохранения Воронежской области. Судом установлено, что выплаты стимулирующего характера производились в зависимости от финансовой ситуации, сложившейся в учреждении, распределялись соответствующей комиссией. По каждому работнику производилась оценка его деятельности. Если соответствующие критерии не были разработаны, то работа сотрудника оценивалась по представлению заведующих отделениями, принималось во внимание выполнение трудовой функции, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, стимулирующие выплаты распределялись комиссией второго уровня. И даже если не были оформлены какие-либо документы, связанные со стимулирующими выплатами, это никак не отразилось на правильности их начисления и размере.
Стимулирующие выплаты Мирзабековой М.С. в указанный в исковом заявлении период произведены, что следует из ее расчетных листков, вопрос о выплате Мирзабековой М.С. стимулирующих надбавок в спорный период обсуждался на соответствующих заседаниях комиссии.
Определенный комиссией размер стимулирующих выплат Мирзабековой М.С. в указанный период не противоречит п. 5.2 Положения об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», утвержденного приказом № 328 от 10.12.2014, и п. 5.13 Положения об оплате труда, утвержденного приказом БУЗ ВО «Поворинская РБ» от 25 июля 2019 г. №161.
Из представленных справок учреждения от 08.09.2021, сведений о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала, предоставляемым в целях федерального статистического наблюдения и мониторинга заработной платы следует, что денежные средства из фонда заработной платы использовались на цели оплаты труда работников учреждения, годовые показатели выплаты заработной платы среднему медицинскому персоналу в связи с его повышением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 597 и приказов Департамента здравоохранения Воронежской области, в 2018 г. выполнены на 99,8%, в 2019 г. – на 91,9 %, в 2020 – на 100,7 %, по состоянию на июль 2021 – на 96, 9 %.
Проанализировав расчетные листки по заработной плате Мирзабековой М.С. содержащиеся в них суммы выплаченных ей симулирующих надбавок за 2018 – июнь 2021 г., количество отработанного ею времени в указанные периоды, судом установлено, что общий размер выплат стимулирующего характера за спорный период превысил 100% оклада по должности истицы, что соответствует критериям оценки работы среднего медицинского персонала, которые приведены в Приложении № 12 Положения об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», утвержденного приказом от 25 июля 2019 г. № 161.
Кроме того суд принимает во внимание, что стимулирующие выплаты производились Мирзабековой М.С. в том же размере, что и остальным работникам по категории «средний медицинский персонал».
Доказательств того, что стимулирующие выплаты Мирзабековой М.С. должны были производиться в спорный период из расчета 200% от оклада, истцом в нарушение положений ч.1 ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает нарушений ответчиком прав истицы, наличия у нее права на иной размер стимулирующих выплат.
В соответствии со ст. 237 ТК Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из фактических обстоятельств, положений ст. 237 ТК Российской Федерации, не подлежит удовлетворению и производное от основного требование истца о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Мирзабековой Марии Сергеевне в удовлетворении исковых требований к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.П. ВОРОНОВА
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2021 года.