РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Кошки
Самарской области 25 ноября 2015 года
Кошкинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Малаховой Н.С.,
при секретаре Самаркиной Л.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-881/15 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Елховский о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма.
В ходе проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы муниципального района Елховский от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Елховский, утвержденный главой муниципального района Елховский. Однако до настоящего времени органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке ФИО1 не предоставлено, чем нарушаются её права. Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилого помещения. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства (регистрации) из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании пом. прокурор <адрес> исковые требования поддержал аналогичными доводами, просил удовлетворить.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще и своевременно.
Ответчик - администрация муниципального района <адрес> своего представителя в суд не направила, просила дело рассмотреть без участия их представителя, исковые требования не признает. В обоснование представила отзыв, из которого усматривается, что в настоящее время органы местного самоуправления в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем подбора жилья и проведения конкурса на приобретение жилья для предоставления указанной категории. Между муниципальным образованием и Министерством строительства <адрес> заключено соглашение о предоставлении средств освоения ДД.ММ.ГГГГ и администрация готова обеспечить и обеспечивает граждан указанной категории в соответствии
2
с утвержденным списком в порядке очередности.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований просило отказать, поскольку ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечена жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Рассмотрев дело в порядке главы 22 КАС РФ, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора <адрес>, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации,
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 статьи 2 названного Закона Самарской области предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
3
требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта,
В силу статьи 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Статьей 4 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 5 указанной статьи включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 Закона, представляемыми лично заявителями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным
4
в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы муниципального района Елховский от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Елховский, утвержденный главой муниципального района Елховский (л.д. 10). Мать ФИО1 – ФИО4 решением Елховского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 (л.д. 11-12). Решением Елховского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана лицом, оставшимся без попечения родителей (л.д. 13-14).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в собственности либо закрепленного жилого помещения не имеет (л.д. 9), до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечена.
5
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспаривались.
При этом суд не принимает во внимание доводы Администрации муниципального района Елховский о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право ФИО1 на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Таким образом, имеются все основания для удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилого помещения.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства (регистрации) из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение является подлинником и отпечатано судьей в совещательной комнате.
Председательствующий Н.С. Малахова