Дело №
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2016 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Заболотной Н.Н.,
при секретаре – ФИО2,
с участием прокурора – ФИО3,
представителя третьего лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации <адрес>, третье лицо - Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым, о понуждении провести долгосрочную оценку зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц к Администрации <адрес>, 3-е лицо - Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства администрации <адрес> о понуждении провести долгосрочную оценку зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией <адрес> и департаментом городского хозяйства администрации <адрес> требований Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении работ по содержанию зеленого фонда в <адрес>. В ходе проведенных в 2015, 2016 году проверок исполнения органами местного самоуправления <адрес> природоохранного законодательства установлено, что в нарушение требований законодательства инвентаризация городских зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проводится. Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа Симферополь также согласно ч.3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ. Статьей 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь на администрацию города возложена обязанность по содержанию и охране зеленого фонда на территории города. Зеленый фонд городских поселений, представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. С целью определения качества зеленых насаждений проводится оценка состояния зелёных территорий: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка – по специальному распоряжению. Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Однако в нарушение указанных норм на территории <адрес> более 25 лет не проводилась оценка состояния озелененных территорий. В частности, после ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> реестр зеленых насаждений, относящихся к муниципальному имуществу, не ведется, сведения о зеленых насаждениях города в паспорта объектов зеленых насаждений не вносятся, инвентаризация зеленых насаждений города, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений не проведена. Отсутствие инвентаризации зеленого фонда города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния. В 2015 году прокуратурами районов <адрес> и прокуратурой города выявлено 8 фактов незаконного спила более 30 зеленых насаждений с причинением ущерба в размере более 2 млн. рублей. Так, за 2015 г. в городе Симферополе снесено 1004 дерева, 1049 кустарников, при этом высажено только 120 деревьев и кустарников. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию <адрес> в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений, обеспечив ведение реестра зеленых насаждений.
Прокурор в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что проведение инвентаризации возложено на Департамент городского хозяйства, а контроль за ее проведением на Администрацию <адрес>.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 49 Устава муниципального образования городского округа Симферополь на администрацию города возложена обязанность по содержанию и охране земельного фонда на территории города.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Часть 2 статьи 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом частью 5 данной статьи установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией <адрес> и департаментом городского хозяйства администрации <адрес> требований Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении работ по содержанию зеленого фонда в <адрес>. В ходе проверки выявлено, что в нарушение п.п. 5.9,5.9.2-5.9.4, а также п.п. 6.1, 6.6-6.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № не ведется учет зеленых насаждений в городе, также не проводится оценка состояния озелененных территорий и обязательный ежегодный плановый осмотр. Результаты деятельности Комиссии по обследованию зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь оформляются с нарушением формы, утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Имеют место факты выдачи не соответствующих форме порубочных билетов, выявлены нарушения при осуществлении обрезки деревьев по <адрес>. По результатам проверки вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В представлении об устранении нарушений природоохранного законодательства при содержании зеленого фонда от ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора города ФИО5 требует рассмотреть представление, в связи с выявленными нарушениями привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц Департамента городского хозяйства и МУП «Горзеленхоз», ответственных за обеспечение исполнения требований природоохранного законодательства, правил благоустройства.
16.09.2015г. представление об устранении нарушений природоохранного законодательства при содержании зеленого фонда <адрес> получено Администрацией <адрес>.
Из материалов дела следует, что решением Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «ГОРЗЕЛЕНХОЗ» передало, а муниципальное казенное учреждение Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым приняло имущество согласно приложению к настоящему решению. Согласно перечню муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, муниципальному казенному учреждению Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым передан земельный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым, куда входит: парк им. ФИО6, Центральный парк культуры и отдыха, парк им ФИО7, парк «Мир», парк им. ФИО8, парк ГРЭС, парк у Дворца культуры профсоюзов, детский парк, парк у кинотеатра «Космос».
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> просил Администрацию <адрес> внести изменения в бюджетную роспись департамента городского хозяйства на 2016 год в части увеличения бюджетных ассигнований на инвентаризацию зеленых насаждений в размере 10000000 руб.
В соответствии с п.1.1 контракта инвентаризации зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Муниципальным казенным учреждением департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, ООО «Севтехнострой» обязуется выполнить работы по инвентаризации зеленых насаждений парк им. ФИО6 муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым.
Согласно п. 5-1, 5.2., 5.3, 5.4, 5.5. Приказа Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Основные составляющие системы оценки озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный). Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами. Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
На основании п. 6.2. Приказа Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации » все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 5.
В соответствии с положениями Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89» площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров, размещенных на территории городских и сельских поселений, для <адрес> меньше положенной нормы.
По результатам проверки природоохранным прокурором в адрес Главы администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся, в том числе, в не ведении реестра зеленых насаждений, относящихся к муниципальному имуществу, не внесении сведений о зеленых насаждений в паспорта объектов зеленых насаждений (из-за отсутствия последних), не проведении инвентаризации зеленых насаждений. Однако, до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Проанализировав приведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что права неопределенного круга лиц нарушены, так как зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Отсутствие инвентаризации зеленого фонда города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зелёных насаждений удовлетворительного состояния.
На основании изложенного, суд считает исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации <адрес>, третье лицо - Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым, о понуждении провести долгосрочную оценку зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений - удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений в границах населенного пункта – городской округ Симферополь в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Заболотная
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.