Дело № 2-1678/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.06.2015 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Арслановой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя заявителя Капшукова В.И., представителя администрации Кировского района г.Томска Кузнецовой О.М. гражданское дело № 2-1678/2015 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница» об оспаривании распоряжения администрации Кировского района г.Томска о помещении под надзор совершеннолетнего недееспособного, возложении обязанностей опекуна,
у с т а н о в и л:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница» (далее ОГБУЗ «ТКПБ») обратилось в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ об оспаривании распоряжения администрации Кировского района г.Томска о помещении под надзор совершеннолетнего недееспособного гражданина. В обоснование требования указало, что 25.05.2015 Главой администрации Кировского района г.Томска принято распоряжение № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 «Об освобождении К. от исполнения обязанности опекуна над недееспособным П.», пунктом 2 которого предусмотрено помещение совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ». Считает данное распоряжение незаконным, т.к. отсутствие согласия недееспособного лица на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, влечет за собой госпитализацию в принудительном порядке. Полагает, что в отсутствие согласия совершеннолетний недееспособный гражданин может быть помещен под надзор только на основании решения суда. Кроме того, помещение недееспособного лица под надзор в психиатрический стационар нарушает конституционные права П. Просил признать незаконным и отменить пункт 2 распоряжения администрации Кировского района г.Томска от 25.05.2015 № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 «Об освобождении К. от исполнения обязанности опекуна над недееспособным П.» о помещении П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ».
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя ОГБУЗ «ТКПБ» требования увеличил, просил признать незаконными пункты 2, 3 распоряжения администрации Кировского района г.Томска от 25.05.2015 № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 «Об освобождении К. от исполнения обязанности опекуна над недееспособным П.» о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П.
В судебном заседании представитель заявителя ОГБУЗ «ТКПБ» Капшуков В.И. требования поддержал, пояснил, что оспариваемым распоряжением органа местного самоуправления нарушаются права и законные интересы заявителя, т.к. социальных работников в штате ОГБУЗ «ТКПБ» не имеется, оказание социальных услуг уставом медицинской организации не предусмотрено, денежные средства для оказания социальных услуг отсутствуют, что повлечет нецелевое использование денежных средств учреждения, в том числе, полученных из бюджета.
Представитель администрации Кировского района г.Томска Кузнецова О.М. считала заявление не подлежащим удовлетворению, полагала, что права и законные интересы заявителя не нарушены, т.к. гражданским законодательством исполнение обязанностей опекунов в отношении недееспособных граждан, помещенных под надзор в медицинские организации, возлагается на данные организации. Просила учесть, что П. находится на лечении в ОГБУЗ «ТКПБ» /________/ по настоящее время. При освобождении К. от исполнения обязанностей опекуна П., вопрос о выписке недееспособного из медицинского учреждения не разрешался.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в статье 2 гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Учитывая данное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, на суды возложена обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в редакции от 06.02.2008 № 5).
В силу ст.ст. 254, 256 ГПК РФ организация вправе оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При этом, действующее законодательство (ст.249 ГПК РФ) обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а заявитель должен доказать, что принятым решением, действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Из материалом дела следует, что решением Кировского народного суда г.Томска от 14.10.1976, вступившим в законную силу 24.10.1976, П. признан недееспособным.
Судом установлено, что /________/ опекуном над недееспособным П. назначена К., что подтверждается постановлением администрации Кировского района г.Томска № 483 от 11.09.2008.
13.04.2015 в администрацию Кировского района г.Томска поступило заявление К. об освобождении ее от исполнения обязанностей опекуна П., со ссылкой на нахождение П. с /________/ по дату подачи заявления на лечении в ОГБУЗ «ТКПБ» и /________/.
Распоряжением администрации Кировского района г.Томска № 477 от 16.04.2015 К. освобождена от исполнения обязанностей опекуна над недееспособным П.
Распоряжением администрации Кировского района г.Томска № 588 от 25.05.2015 внесены изменения и дополнения в ранее вынесенное распоряжение № 477 от 16.04.2015, пунктом 2 недееспособный П. помещен под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», пунктом 3 обязанности и ответственность опекуна над недееспособным П. возложены на администрацию ОГБУЗ «ТКПБ».
Обращаясь с требованием о признании незаконными пунктов 2, 3 распоряжения администрации Кировского района г.Томска № 588 от 25.05.2015 о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П., заявитель ОГБУЗ «ТКПБ» ссылался на отсутствие полномочий администрации Кировского района г.Томска на принятие указанных решений.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Отношения, указанные в ч.1 ст.3, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом (ч.3 ст. 3 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Законом Томской области от 28.12.2007 N 298-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» (в редакции от 30.12.2014) органы местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» Томской области наделены следующими отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области»: осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей (помощников), деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; выявление и ведение учета граждан, страдающих психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки, и дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья, оказание им необходимой помощи до установления опеки (попечительства); осуществление устройства граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Согласно постановлению Мэра г.Томска № 88 от 14.02.2008 «Об осуществлении переданных отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, переданные органам местного самоуправления Законом Томской области от 28.12.2007 N 298-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» на территории муниципального образования «Город Томск» от имени администрации города Томска осуществляются ее территориальными органами - администрациями районов города Томска и отраслевыми органами - управлением социальной политики администрации Города Томска и департаментом финансов администрации Города Томска.
В соответствии с Положением об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска, утвержденным 20.05.2013 Главой администрации Кировского района г.Томска, на территории Кировского района г.Томска функции по защите личных имущественных и неимущественных прав граждан, признанных судом недееспособными, в соответствии с переданными органам местного самоуправления государственными полномочиями осуществляет отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска (п.1.1 Положения об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска).
На основании п.3.1.41 Положения об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска участвует в установленном порядке в устройстве граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические и психоневрологические учреждения.
Пунктом 14 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 927 также предусмотрено право органа опеки и попечительства принимать решения о помещении совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в учреждение здравоохранения или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.
Таким образом, распоряжение администрации Кировского района г.Томска № 588 от 25.05.2015 о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П., издано в пределах полномочий органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (ст. 1 Федерального закона 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Аналогичные положения содержатся в ч.5 ст.11 Федерального закона 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Согласно абз. 8 ст. 39 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющими законного представителя (опекуна), его функции выполняет медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Таким образом, федеральным законом функции законного представителя в отношении пациента, признанного в установленном законом порядке недееспособным и не имеющего опекуна, возложены на медицинскую организацию, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Согласно справке, выданной ОГБУЗ «ТКПБ» 08.04.2015, в период с /________/ по /________/, т.е. на момент освобождения К. от исполнения обязанностей опекуна, П. находился в ОГБУЗ «ТКПБ» на стационарном лечении.
Учитывая, что на момент освобождения К. от исполнения обязанностей опекуна П. находился в ОГБУЗ «ТКПБ» на стационарном лечении, функции законного представителя должны быть возложены на заявителя.
Ссылка заявителя на положения ст. 28 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусматривающую наличие согласия лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, судом отклоняется, т.к. оспариваемое распоряжение администрации Кировского района г.Томска указанных требований не содержит.
Суд считает обоснованными доводы представителя администрации Кировского района г.Томска о том, что помещение недееспособных граждан под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, на основании судебного решения гражданским законодательством не предусмотрено. Положение об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска полномочий органа местного самоуправления, предусматривающих возможность разрешения указанных вопросов в судебном порядке, также не содержит. Из общего смысла приведенных положений действующего законодательства следует, что понятие «помещение под надзор» означает возложение на медицинскую организацию функций по представительству и защите прав и интересов подопечных, по обеспечению их уходом и лечением, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством на период нахождения указанных лиц в учреждении.
Из представленных сторонами справок ОГБУЗ «ТКПБ» от 08.04.2015, от 25.06.2015 следует, что П. находится в ОГБУЗ «ТКПБ» на лечении с /________/, откуда до настоящего времени не выписан, вопрос об определении его в иное медицинское учреждение не разрешен.
Доводы ОГБУЗ «ТКПБ» об отсутствии у медицинского учреждения денежных средств, необходимых для исполнения обязанностей опекуна, а также социальных работников в штате ОГБУЗ «ТКПБ», подлежат отклонению, поскольку не являются основанием для освобождения медицинской организации от обязанности исполнения функций законного представителя в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющих опекунов.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
Поскольку оспариваемое решение принято администрацией Кировского района г.Томска в пределах предоставленных законом полномочий, при наличии законных оснований, при этом нарушения прав и законных интересов заявителя судом не усматривается, правовых оснований для удовлетворения заявления ОГБУЗ «ТКПБ» о признании незаконным пунктов 2, 3 распоряжения администрации Кировского района г.Томска от 25.05.2015 № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П., не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2, 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 25.05.2015 № 588 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 16.04.2015 № 477 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.