Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1678/2015 ~ М-1762/2015 от 18.06.2015

Дело № 2-1678/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.06.2015 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Арслановой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя заявителя Капшукова В.И., представителя администрации Кировского района г.Томска Кузнецовой О.М. гражданское дело № 2-1678/2015 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница» об оспаривании распоряжения администрации Кировского района г.Томска о помещении под надзор совершеннолетнего недееспособного, возложении обязанностей опекуна,

у с т а н о в и л:

Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница» (далее ОГБУЗ «ТКПБ») обратилось в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ об оспаривании распоряжения администрации Кировского района г.Томска о помещении под надзор совершеннолетнего недееспособного гражданина. В обоснование требования указало, что 25.05.2015 Главой администрации Кировского района г.Томска принято распоряжение № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 «Об освобождении К. от исполнения обязанности опекуна над недееспособным П.», пунктом 2 которого предусмотрено помещение совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ». Считает данное распоряжение незаконным, т.к. отсутствие согласия недееспособного лица на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, влечет за собой госпитализацию в принудительном порядке. Полагает, что в отсутствие согласия совершеннолетний недееспособный гражданин может быть помещен под надзор только на основании решения суда. Кроме того, помещение недееспособного лица под надзор в психиатрический стационар нарушает конституционные права П. Просил признать незаконным и отменить пункт 2 распоряжения администрации Кировского района г.Томска от 25.05.2015 № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 «Об освобождении К. от исполнения обязанности опекуна над недееспособным П.» о помещении П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ».

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя ОГБУЗ «ТКПБ» требования увеличил, просил признать незаконными пункты 2, 3 распоряжения администрации Кировского района г.Томска от 25.05.2015 № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 «Об освобождении К. от исполнения обязанности опекуна над недееспособным П.» о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П.

В судебном заседании представитель заявителя ОГБУЗ «ТКПБ» Капшуков В.И. требования поддержал, пояснил, что оспариваемым распоряжением органа местного самоуправления нарушаются права и законные интересы заявителя, т.к. социальных работников в штате ОГБУЗ «ТКПБ» не имеется, оказание социальных услуг уставом медицинской организации не предусмотрено, денежные средства для оказания социальных услуг отсутствуют, что повлечет нецелевое использование денежных средств учреждения, в том числе, полученных из бюджета.

Представитель администрации Кировского района г.Томска Кузнецова О.М. считала заявление не подлежащим удовлетворению, полагала, что права и законные интересы заявителя не нарушены, т.к. гражданским законодательством исполнение обязанностей опекунов в отношении недееспособных граждан, помещенных под надзор в медицинские организации, возлагается на данные организации. Просила учесть, что П. находится на лечении в ОГБУЗ «ТКПБ» /________/ по настоящее время. При освобождении К. от исполнения обязанностей опекуна П., вопрос о выписке недееспособного из медицинского учреждения не разрешался.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в статье 2 гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Учитывая данное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, на суды возложена обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в редакции от 06.02.2008 № 5).

В силу ст.ст. 254, 256 ГПК РФ организация вправе оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

При этом, действующее законодательство (ст.249 ГПК РФ) обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а заявитель должен доказать, что принятым решением, действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

Из материалом дела следует, что решением Кировского народного суда г.Томска от 14.10.1976, вступившим в законную силу 24.10.1976, П. признан недееспособным.

Судом установлено, что /________/ опекуном над недееспособным П. назначена К., что подтверждается постановлением администрации Кировского района г.Томска № 483 от 11.09.2008.

13.04.2015 в администрацию Кировского района г.Томска поступило заявление К. об освобождении ее от исполнения обязанностей опекуна П., со ссылкой на нахождение П. с /________/ по дату подачи заявления на лечении в ОГБУЗ «ТКПБ» и /________/.

Распоряжением администрации Кировского района г.Томска № 477 от 16.04.2015 К. освобождена от исполнения обязанностей опекуна над недееспособным П.

Распоряжением администрации Кировского района г.Томска № 588 от 25.05.2015 внесены изменения и дополнения в ранее вынесенное распоряжение № 477 от 16.04.2015, пунктом 2 недееспособный П. помещен под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», пунктом 3 обязанности и ответственность опекуна над недееспособным П. возложены на администрацию ОГБУЗ «ТКПБ».

Обращаясь с требованием о признании незаконными пунктов 2, 3 распоряжения администрации Кировского района г.Томска № 588 от 25.05.2015 о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П., заявитель ОГБУЗ «ТКПБ» ссылался на отсутствие полномочий администрации Кировского района г.Томска на принятие указанных решений.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Отношения, указанные в ч.1 ст.3, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом (ч.3 ст. 3 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Законом Томской области от 28.12.2007 N 298-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» (в редакции от 30.12.2014) органы местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» Томской области наделены следующими отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области»: осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей (помощников), деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; выявление и ведение учета граждан, страдающих психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки, и дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья, оказание им необходимой помощи до установления опеки (попечительства); осуществление устройства граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Согласно постановлению Мэра г.Томска № 88 от 14.02.2008 «Об осуществлении переданных отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, переданные органам местного самоуправления Законом Томской области от 28.12.2007 N 298-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» на территории муниципального образования «Город Томск» от имени администрации города Томска осуществляются ее территориальными органами - администрациями районов города Томска и отраслевыми органами - управлением социальной политики администрации Города Томска и департаментом финансов администрации Города Томска.

В соответствии с Положением об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска, утвержденным 20.05.2013 Главой администрации Кировского района г.Томска, на территории Кировского района г.Томска функции по защите личных имущественных и неимущественных прав граждан, признанных судом недееспособными, в соответствии с переданными органам местного самоуправления государственными полномочиями осуществляет отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска (п.1.1 Положения об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска).

На основании п.3.1.41 Положения об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска участвует в установленном порядке в устройстве граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические и психоневрологические учреждения.

Пунктом 14 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 927 также предусмотрено право органа опеки и попечительства принимать решения о помещении совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в учреждение здравоохранения или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.

Таким образом, распоряжение администрации Кировского района г.Томска № 588 от 25.05.2015 о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П., издано в пределах полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (ст. 1 Федерального закона 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Аналогичные положения содержатся в ч.5 ст.11 Федерального закона 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Согласно абз. 8 ст. 39 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющими законного представителя (опекуна), его функции выполняет медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Таким образом, федеральным законом функции законного представителя в отношении пациента, признанного в установленном законом порядке недееспособным и не имеющего опекуна, возложены на медицинскую организацию, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Согласно справке, выданной ОГБУЗ «ТКПБ» 08.04.2015, в период с /________/ по /________/, т.е. на момент освобождения К. от исполнения обязанностей опекуна, П. находился в ОГБУЗ «ТКПБ» на стационарном лечении.

Учитывая, что на момент освобождения К. от исполнения обязанностей опекуна П. находился в ОГБУЗ «ТКПБ» на стационарном лечении, функции законного представителя должны быть возложены на заявителя.

Ссылка заявителя на положения ст. 28 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусматривающую наличие согласия лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, судом отклоняется, т.к. оспариваемое распоряжение администрации Кировского района г.Томска указанных требований не содержит.

Суд считает обоснованными доводы представителя администрации Кировского района г.Томска о том, что помещение недееспособных граждан под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, на основании судебного решения гражданским законодательством не предусмотрено. Положение об отделе опеки и попечительства администрации Кировского района г.Томска полномочий органа местного самоуправления, предусматривающих возможность разрешения указанных вопросов в судебном порядке, также не содержит. Из общего смысла приведенных положений действующего законодательства следует, что понятие «помещение под надзор» означает возложение на медицинскую организацию функций по представительству и защите прав и интересов подопечных, по обеспечению их уходом и лечением, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством на период нахождения указанных лиц в учреждении.

Из представленных сторонами справок ОГБУЗ «ТКПБ» от 08.04.2015, от 25.06.2015 следует, что П. находится в ОГБУЗ «ТКПБ» на лечении с /________/, откуда до настоящего времени не выписан, вопрос об определении его в иное медицинское учреждение не разрешен.

Доводы ОГБУЗ «ТКПБ» об отсутствии у медицинского учреждения денежных средств, необходимых для исполнения обязанностей опекуна, а также социальных работников в штате ОГБУЗ «ТКПБ», подлежат отклонению, поскольку не являются основанием для освобождения медицинской организации от обязанности исполнения функций законного представителя в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющих опекунов.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.

Поскольку оспариваемое решение принято администрацией Кировского района г.Томска в пределах предоставленных законом полномочий, при наличии законных оснований, при этом нарушения прав и законных интересов заявителя судом не усматривается, правовых оснований для удовлетворения заявления ОГБУЗ «ТКПБ» о признании незаконным пунктов 2, 3 распоряжения администрации Кировского района г.Томска от 25.05.2015 № 588 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 16.04.2015 № 477 о помещении совершеннолетнего недееспособного П. под надзор в ОГБУЗ «ТКПБ», возложении обязанностей опекуна над недееспособным П., не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2, 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 25.05.2015 № 588 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 16.04.2015 № 477 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░

░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.

2-1678/2015 ~ М-1762/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Томская клиническая психиатрическая больница" (ОГБУЗ "ТКПБ"
Другие
Глава Администрации Кировского района г.Томска
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Желтковская Я.В.
Дело на сайте суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
18.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2015Передача материалов судье
18.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2015Подготовка дела (собеседование)
22.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2015Дело оформлено
03.12.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее