№ 2-68/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2013 года г.Белорецк РБ
Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Пиндюриной О.Р.,
при секретаре Султановой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой Натальи Михайловны, Ваняевой Екатерины Петровны, Белякова Николая Ивановича, Климовой Людмилы Георгиевны, Ефимовой Елены Владиславовны, Басмановой Татьяны Николаевны, Галимьянова Наиля Ибрагимовича, Кудряшовой Светланы Константиновны, Юрочкиной Людмилы Сергеевны, Колесникова Александра Васильевича, Ефремовой Ирины Гавриловны, Зиминой Зои Петровны к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, Обществу с ограниченной ответственностью торгово - строительная Компания «Белпроект», Муниципальному унитарному предприятию «Белорецкие городские электрические сети» о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Карпова Н.М., Ваняева Е.П., Беляков Н.И., Климова Л.Г., Ефимова Е.В., Басманова Т.Н., Галимьянов Н.И., Кудряшова С.К., Юрочкина Л.С., Колесников А.В., Ефремова И.Г., Зимина З.П. обратились в суд с иском к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, Обществу с ограниченной ответственностью торгово-строительная Компания «Белпроект», Муниципальному унитарному предприятию «Белорецкие городские электрические сети» о признании действий незаконными.
В судебном заседании Карпова Н.М., Ваняева Е.П., Беляков Н.И., Климова Л.Г., Басманова Т.Н., Кудряшова С.К., Колесников А.В., Зимина З.П., представитель истцов Стурман, действующая на основании доверенностей, уточненные исковые требования в части признания проекта, изготовленного Обществом с ограниченной ответственностью ТСК «Белпроект» «Электроснабжение городского дворца культуры по адресу: <адрес>» незаконным, нарушающим и создающим угрозу нарушения прав и законных интересов жителей улицы <адрес> и признании действий МУП «Белорецкие городские электрические сети» по установке железобетонных опор ЛЭП возле домов №№№ и т.д. по <адрес> незаконными поддержали и показали, что проект «Электроснабжение городского дворца культуры по адресу: <адрес> разработан с нарушением действующего законодательства, что подтверждено заключением экспертов № № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем нарушены их права и законные интересы собственников жилых и земельных участков, расположенных по <адрес>. Кроме того, МУП «Белорецкие городские электрические сети» без соответствующего на то разрешения произвели работы по установке железобетонных опор ЛЭП возле домов №№ № и т.д. по <адрес>. Просят признать проект, изготовленный Обществом с ограниченной ответственностью ТСК «Белпроект» «Электроснабжение городского дворца культуры по адресу: <адрес> незаконным, нарушающим и создающим угрозу нарушения прав и законных интересов жителей улицы <адрес>. Признать действия МУП «Белорецкие городские электрические сети» по установке железобетонных опор ЛЭП возле домов №№ № и т.д. по ул. <адрес> незаконными.
Представитель ответчика Администрации Муниципального района Белорецкий район РБ Хлынова И.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду показала, что на основании постановления Администрации муниципального района Белорецкий район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта по предварительному согласованию места МУП «Белорецкие городские электрические сети» для проектирования строительства двух кабельно-воздушных линий электропередачи напряжением 6 кВ (2КВЛ - 6 кВ) для электроснабжения Дворца культуры г.Белорецка», ООО ТСК «Белпроект» разработал проект «Электроснабжение городского дворца культуры по адресу: <адрес>. В настоящее время постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район указанное постановление отменено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью Торгово-строительная компания «Белпроект» Аскаров Н.А. исковые требования не признал, показал суду, что частью 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. В этой связи в ст. 12 ГК РФ, в которой приведен исчерпывающий перечень путей защиты гражданских прав, такой путь защиты этих прав как признание проектной документации незаконной отсутствует. Соответственно, истцы не имеют законного права требовать признания разработанной ООО ТСК «Белпроект» проектной документации «<данные изъяты>» незаконной. Согласно ст. 307 и ч.3 ст. 308 ГК РФ обязательство, которое возникает из договора, не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В этой связи перед истцами, в силу требований статьи 758 ГК РФ, не являющимися сторонами договора от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного ООО ТСК «Белпроект» имуниципальным унитарным предприятием «Белорецкие городские электрические сети», ООО ТСК «Белпроект» не несет и не может нести предусмотренной статьей 761 ГК РФ ответственности за качество разработанной им проектной документации, являющейся предметом упомянутого договора. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивны и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства. При этом частями 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ, а также пунктом 2 и главой 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», предусмотрены состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства (а именно, «Пояснительная записка», «Проект полосы отвода», «Технологические иконструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта», «Проект организации строительства», «Мероприятия по охране окружающей среды», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Смета на строительство» и «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами») и требования к содержанию этих разделов. Имеющаяся в материалах дела документация является только частью проектной документации на линейный объект капитального строительства, состоящей из нескольких разделов упомянутой проектной документации. В целом же проектная документация «<данные изъяты>» на текущий момент не подготовлена. Кроме того, в силу части 15 статьи 48, частей 1, 3.4, 4, 4.2, 5 статьи 49, пункта 1 части 1, пункта 1 части 2, части 4 статьи 54 ГрК РФ, подпункта «а» пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О Государственном строительном надзоре в Российской Федерации», пунктов 1.1, 3.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан (далее - Госстройнадзор РБ), утвержденного указом Президента Республики Башкортостан от 18.06.2010 № УП-352 «Об утверждении Положения о Госстрой надзоре РБ», проектная документация «<данные изъяты> подлежит государственной экспертизе, проводимой Госстрой надзором РБ, которая на текущий момент не проводилась. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчика МУП «Белорецкие городские электрические сети» Ведерников В.А., Хашимова Х.И. исковые требования не признали, суду показали, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2011г№ 1700-р «Об утверждении республиканской адресной инвестиционной программы на 2012 г» (с последующими изменениями) было предусмотрено строительство нового Дворца культуры на <данные изъяты> мест в г.Белорецк РБ. Программа определила объем использования государственных капитальных вложений на 2012 г по вышеуказанному объекту культуры в г.Белорецке, которые необходимо было освоить полностью в 2012 г. Заказчиком и распорядителем бюджетных средств является Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан МУП. «БГЭС» выступила лишь подрядчиком, которая приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, Городского Дворца культуры в г.Белорецке. Согласно дополнительному соглашению к муниципальному контракту об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям МУП «БГЭС» № № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. технологическое присоединение должно было быть осуществлено в сжатые сроки- 7 месяцев. Трасса прохождения проектируемых линий была согласована со всеми инженерными службами города Белорецка. Более того Постановлением Главы Администрации MP Белорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ за № № был утвержден акт выбора земельного участка для проектирования и строительства городского дворца культуры по <адрес> а Постановлением Администрации № № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт по предварительному согласованию места для проектирования строительства двух кабельно-воздушных линий электропередачи напряжением 6 кВ (2 ВЛ- 6 кВ) для электроснабжения Дворца культуры в г.Белорецке. Выбор земельного участка для проектирования и строительства двух кабельно - воздушных линий электропередачи напряжением 6 кВ (1 КВЛ-6 кВ) для электроснабжения Дворца культуры в г.Белорецке от существующей ПС № № «<данные изъяты>» с поворотом на <адрес> произведена комиссией, которая приняла решение считать возможным согласовать выбранный и обследованный земельный участок МУП «БГЭС» для проектирования и строительства двух кабельно-воздушных линий электропередачи напряжением 6 кВ ( 2 ВЛ-6 кВ) для электроснабжения Дворца культуры в г.Белорецке. При этом к акту был приложен проект границ для проектирования 2 КВЛ-6 кВ, утвержденный Главой городского поселения город Белорецк MP Белорецкий район РБ, исполненный МУП «Землеустроитель» и согласованный с отделом архитектуры и градостроительства MP Белорецкий РБ за подписью главного архитектора ФИО1. МУП «БГЭС» имеет законные права производить проектирование, строительство и подготовительные работы по <адрес>. Нарушение прав и законных интересов жителей улицы <адрес> вышеуказанной комиссией при Администрации MP Белорецкий районРБ не выявлены и не установлены. Более того истцами ни в суд, ни ответчикам, ни в другие инстанции, куда обращались жители <адрес> доказательства факта нарушения МУП «БГЭС» и ущемления прав и интересов не представлены. Новый Дворец культуры строится с привязкой к существующим инженерным сетям и истцы должны понимать решение Администрации г.Белорецка. МУП «БГЭС», как подрядчик, как сетевая организация исполняла волю жителей г.Белорецка по технологическому присоединению Дворца культуры к своим сетям в рамках действующего законодательства, регулирующего деятельность предприятия и соблюдая при этом Градостроительный кодекс РФ и требования СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений». ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение о том, что проект «<данные изъяты>», выполненный ООО ТСК «Белпроект», в части плана трассы по улице <адрес> не соответствует действующим нормативно- правовым актам, в том числе требованиям п.2.5.217, 2.5.287 главы 2.5 «Правил устройства электроустановок» издание № 7, а также требованиям п. 12.35 СП 4.13.30.2009 в части расстояния до ближайших подземных и инженерных сетей. С заключением экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела не согласны, так как пункт 2.5.217 ПУЭ допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов не менее 2 м. Кроме того, в некоторых домовладениях возможны отклонения в результате самовольного захвата земельных участков путем выхода за красную линию, что не отражено на генплане. Прохождение, сближение ВЛ-6 кВ с газопроводом согласовано с Белорецким филиалом ОАО «Газ-сервис», претензии не имеются. Габариты сближения, пересечения с частными сетями водопровода и канализации установить невозможно, так как отсутствует техническая документация на ввод их в эксплуатацию (разрешение на строительство, ордера на производство работ, исполнительные схемы, акты приема- сдачи объектов в эксплуатацию, регистрация права собственности), что подтверждается выводом эксперта по третьему вопросу. Выполнить условие проекта, в части соблюдения расстояния от границ земельных участков до крайних проводов в отклоненном состоянии - не менее 2 м, не уменьшив при этом указанные этим же проектом расстояние до газопровода- 2,5м - представляется возможным при условии согласования с газовыми службами. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц филиала ОАО «Газ-Сервис», «Белорецкгаз», МУП «Водоканал», Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенными о дне и времени слушания дела, не явились.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Так, постановлением главы Администрации муниципального района Белорецкий район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления муниципального унитарного предприятия «Белорецкие городские электрические сети» (далее - МУП «БГЭС»), протокола комиссии № № Администрации муниципального района Белорецкий район РБ по предварительному выбору земельных участков для строительства и иных целей от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт комиссии Администрации муниципального района Белорецкий район РБ по предварительному согласованию места МУП «Белорецкие городские электрические сети» для проектирования и строительства двух кабельно-воздушных линий электропередачи по улицам <адрес> для электроснабжения Дворца культуры на <данные изъяты> мест в городе Белорецк РБ. Застройщиком Объекта является МУП «БГЭС».
Согласно муниципальному контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ и технических условий №№ от ДД.ММ.ГГГГ МУП «БГЭС» осуществляют проектирование и строительство двух кабельно-воздушных линий электропередач 6 кВ (КВЛ-6 кВ) от ПС - № «<данные изъяты>» до проектируемой трансформаторной блочной комплексной подстанции (2БКТП) и строительство 2БКТП ПК-1600-6/0,4 кВ, с трансформаторами мощностью 1600 кВ. Проектно-конструкторской группой ООО ТСК «Белпроект» разработана проектная документация «<данные изъяты>). Номинальное напряжение 6/0,4 кВ.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> было начато строительство объекта, установлены железобетонные стойки опор линий электропередач возле домов №№ №.
В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст.209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В силу ч.1 ст.263 ГК РФ, п.п. 2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и ст.51 ГрК РФ строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Судом установлено, что истцы, являются собственниками и владельцами земельных участков по ул. Худайбердина в г. Белорецке.
На данной улице застройщиком объекта МУП «Белорецкий городские электрические сети начато строительство двух кабельно-воздушных линий электропередачи для электроснабжения Дворца культуры. Строительство было приостановлено в виду поступивших в различные органы жалоб жителей улицы <адрес>. Доводы истцов мотивированы тем, что железобетонные стойки опоры линий электропередач построены ответчиками без каких-либо разрешительных документов на строительство, в отсутствие утвержденной проектной документации, без какой - либо документации на земельный участок, следовательно, данные объекты недвижимости являются самовольной постройкой и строительство указанной линии без соответствующих разрешений влечет нарушении их прав, собственниками и пользователей земельных участков.
Исходя из ст. ст.1, 41, 48 ГрК РФ линии электропередачи относятся к линейным объектам и являются объектами капитального строительства.
В соответствии со статьей 48 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
В силу ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно п. 10 ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ, п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-Ф3 от 26.03.2003 линии электропередачи относятся к объектам электросетевого хозяйства - линейным сооружениям, на которые требуется проведение экспертизы проектной документации (ч. 2 ст. 49 ГрК РФ)
В соответствии со ст 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Строительство линии электропередач с напряжением 6 кВ (киловольт) в силу вышеуказанной правовой нормы подлежит государственному контролю.
В ходе судебного разбирательства постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район № № от ДД.ММ.ГГГГ постановление Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № № «<данные изъяты> отменено.
Истцы в части заявленных требований о признании Администрации муниципального района Белорецкий район РБ об отводе земельного участка для строительства, постановления Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении акта по предварительному согласованию места МУП «Белорецкие городские электрические сети для проектирования строительства двух-воздушных линий электропередач напряжением 6 кВ (2КВЛ-6кВ) для электроснабжения Дворца культуры в г. Белорецке незаконными отказались. Отказ принят судом, производство в данной части прекращено, о чем вынесено определение.
Судом установлено, что Проектно-конструкторской группой ООО ТСК «Белпроект» по заказу МУП «Белорецкие городские электрические сети разработана проектная документация «<данные изъяты>. Номинальное напряжение 6/0,4 кВ.
Из заключения эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что:
По первому вопросу:
проект «<данные изъяты>» выполненный ООО ТСК «Белпроект», в части плана трассы по <адрес> не соответствует действующим нормативно-правовым актам, в том числе требованиям п. 2.5.217, 2.5..287 глав 2.5 Правил устройства электроустановок. Издание № 7, а также требованиям п. 12.35 СП 4.13130.2009 в части расстояния до ближайших подземных инженерных сетей.
По второму вопросу:
проектом не соблюдены расстояния, указанные в п. 2.5.287 главы 2.5 ПУЭ, от существующих подземных сетей (коммуникаций) при пересечении или параллельном следовании планируемой ВЛ (согласно листа 20,21 проекта расстояние от оси опоры ВЛ до подземной линии газопровода и водопровода предполагается 2,5 м).
По третьему вопросу:
поскольку фрагменты генплана 1:500, представленные в томе 2, л.д. 134, 142 содержат только сети водоснабжения и канализации домов « 2-1 (по состоянию на август 2011 года), домов № № (по сотоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а фрагменты генплана 1:500, представленные на листах № проекта содержат все сети и представлены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сделать достоверный вывод о степени соответствия расположения имеющихся подземных сетей (коммуникаций) в проекте в части плана трассы по <адрес>, изготовленным ООО ТСК «Белпроект» фрагментам генплана 1:500, представленным в томе 2, л.д. 134,142 не представляется возможным из-за несоответствия сроков формирования указанных фрагментов генплана и характера их наполнения.
По четвертому вопросу:
Установлено, что в проекте в части плана трассы по <адрес>, привязка опор к местности произведена относительно красной линии жилой застройки. Существующего газопровода, водопровода, перекрестков улиц и иных ориентиров, выполнена в масштабе 1:500, т.о. возможно определить точное место расположения опор планируемой ВЛ, даже в случае отсутствия на плане трассы по <адрес> границ индивидуальных жилых домов.
По пятому вопросу:
в части указанных домовладений, согласно проекта, установка оси опоры ВЛ предусмотрена на расстоянии 2-х метров от границы придомового земельного участка: четные номера домов с № № до № № по <адрес>; нечетные номера домов с №№ до № № по <адрес> четные номера домов с № до окончания <адрес>
По шестому вопросу:
проектом (лист 2) предусмотрено соблюдение Правил устройства электроустановок. 7и 6-е издание, однако отдельных мероприятий, обеспечивающих или повышающих защиту металлических трубопроводов от подмывов и от вредных воздействий опасных потенциалов ВЛ проектом не предусмотрено.
По седьмому вопросу:
необходимо отметить разночтения содержания пункта, указанного в вопросе и содержания вопроса «проектом предусмотрено уменьшение расстояния до 2м от границ земельных участков до крайнего провода ВЛ в отклоненном состоянии». Исследование проекта позволило определить, что проектом (лист 2) предусмотрено соблюдение Правил устройства электроустановок. 7 и 6- издание, в т.ч. в части п. 2.5.18. «правил устройства электроустановок. 7-е издание. Глава 2.5. Что касается требований в части «уменьшение расстояния до 2м от границ земельных участков до крайнего провода ВЛ в отклоненном состоянии», предусмотренных п. 2.5.217., установлено, что при проектировании 2Вл-6кВ по <адрес> требования, предусмотренные учтен п. 2.5.217 ПУЭ учтены не были.
По восьмому вопросу:
исследование листа № проекта позволило определить, что при существующем проектном решении ВЛ по улице <адрес>, выполнить условие проекта, в части соблюдения расстояния от границ земельных участков до крайних проводов в отклоненном состоянии -не менее 2м, не уменьшив при этом указанное этим же проектом расстояние до гозапровода-2,5м - не представляется возможным.
По девятому вопросу:
при имеющихся стесненных условиях трассы по <адрес>, проектирование и строительство 2Вл-6кВ как в воздушном, так и в подземном исполнении не представляется возможным.
Между, тем, довод истцов о том, что проект, изготовленный ООО ТСК «Белпроект» является незаконным, нарушающим и создающим угрозу нарушения прав и законных интересов жителей улицы <адрес> является несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивны и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства. При этом частями 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ, а также пунктом 2 и главой 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», предусмотрены состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства (а именно, «Пояснительная записка», «Проект полосы отвода», «Технологические иконструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта», «Проект организации строительства», «Мероприятия по охране окружающей среды», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Смета на строительство» и «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами») и требования к содержанию этих разделов. Имеющаяся в материалах дела документация является только частью проектной документации на линейный объект капитального строительства, состоящей из нескольких разделов указанной проектной документации.
Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что в итоговом варианте проектная документация «<данные изъяты>» на текущий момент не подготовлена. Кроме того, в силу части 15 статьи 48, частей 1, 3.4, 4, 4.2, 5 статьи 49, пункта 1 части 1, пункта 1 части 2, части 4 статьи 54 ГрК РФ, подпункта «а» пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О Государственном строительном надзоре в Российской Федерации», пунктов 1.1, 3.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан (далее - Госстройнадзор РБ), утвержденного указом Президента Республики Башкортостан от 18.06.2010 № УП-352 «Об утверждении Положения о Госстрой надзоре РБ», проектная документация «Внешнее электроснабжение Дворца культуры в г. Белорецке по ул. Ленина, 68» подлежит государственной экспертизе, проводимой Госстрой надзором РБ, которая на текущий момент не проводилась.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законами иными правовыми актам, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности вследствие событий, с которыми закон и иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ, указывающей, что защита гражданских прав осуществляется предусмотренными в данной статье способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Поскольку заказ и разработка кем-либо какого-либо проекта, в том числе проекта строительства применительно к правилам ст. 8 ГК РФ никаких прав и обязанностей не порождает, а такой способ защиты права, как признание незаконной разработки проектной документации действующим законодательством не предусмотрен - заявленное требование истцов о признание проектной документации, разработанной ООО ТСК «Белпроект» не может быть удовлетворено.
Вместе с тем, приступив к строительству двух-воздушных линий электропередач напряжением 6 кВ (2КВЛ-6кВ) для электроснабжения Дворца культуры в г. Белорецке ответчиками МУП «Белорецкие городские электрические сети», не было получено решение органов местного самоуправления на строительство объекта, отсутствует проектная документация, выполненная в установленном законом порядке, положительное заключении экспертизы проектной документации. Данные факты ответчиками в судебных заседаниях не оспаривались и доказательств обратного, ответчики не представили.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции государственного строительного надзора РБ действия МУП «Белорецкие городские электрические сети» признаны незаконными и должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.9.4 КоАП РФ.
Заявляя требования о признании незаконными действий МУП «Белорецкие городские электрические сети» истцы требований о демонтаже установленных опор не заявляли, при этом пояснили, что не согласны с действиями ответчика, поскольку ими не было получено соответствующее разрешение на строительство, в связи с чем, в соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Карповой Натальи Михайловны, Ваняевой Екатерины Петровны, Белякова Николая Ивановича, Климовой Людмилы Гергиевны, Ефимовой Елены Владиславовны, Басмановой Татьяны Николаевны, Галимьянова Наиля Ибрагимовича, Кудряшовой Светланы Константиновны, Юрочкиной Людмилы Сергеевны, Колесникова Александра Васильевича, Ефимовой Ирины Гавриловны, Зиминой Зои Петровны к администрации муниципального района Белорецкий район, ООО Строительная компания «Белпроект», МУП «Белорецкие городские электрические сети» о признании действий администрации муниципального района Белорецкий район постановления главы Администрации муниципального района Белорецкий район № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признании действий МУП «Белорецкий городские электрические сети» незаконными, признании проекта «Электроснабжение городского дворца культуры по адресу: <адрес> незаконным удовлетворить частично.
Признать действия МУП «Белорецкие городские электрические сети» по выполнению работ - установке железобетонных опор линий электропередач по <адрес> до получении соответствующего разрешения незаконными.
В удовлетворении исковых требований Карповой Натальи Михайловны, Ваняевой Екатерины Петровны, Белякова Николая Ивановича, Климовой Людмилы Гергиевны, Ефимовой Елены Владиславовны, Басмановой Татьяны Николаевны, Галимьянова Наиля Ибрагимовича, Кудряшовой Светланы Константиновны, Юрочкиной Людмилы Сергеевны, Колесникова Александра Васильевича, Ефимовой Ирины Гавриловны, Зиминой Зои Петровны признании проекта «<данные изъяты>» незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2013 года.
Судья: О.Р. Пиндюрина
Копия верна: