Дело № 2-1624/2016 Мотивированное решение составлено 26 декабря 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Бобковой И.В.
при секретаре Калмыковой Д.А.
с участием представителя истца Лежепековой Д.С.,
третьего лица Волковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» об обязании исполнить предписание об устранении выявленных нарушений,
у с т а н о в и л :
Истец администрация г. Кировска с подведомственной территорией Мурманской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» (далее – ООО «Кировский Жилсервис») об обязании исполнить мероприятия по предписанию об устранении выявленных нарушений, указав в обоснование заявленных требований, что 10 марта 2016 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца ... о нарушении ООО «Кировский Жилсервис» правил содержания и ремонта жилых домов, выразившимся в невыполнении ремонта кровли и фасада. Администрацией г. Кировска проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика, в результате которой выявлены нарушения, отраженные в акте ..., и ответчику вручено предписание ... от ... об устранении указанных в акте нарушений. Срок исполнения предписания был продлен до .... Администрацией г. Кировска ... в отношении управляющей организации вновь проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт ..., в соответствии с которым установлен факт неисполнения вышеуказанного предписания в части устранения дефектов наружной стены по комнатам №№ 1, 2 и кухне ... основании изложенного, просит суд обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации г. Кировска ... от ..., а именно устранить дефекты наружной стены по комнатам №№ 1, 2 и кухне ....
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, просит дело рассмотреть в отсутствие, согласно представленным суду письменным возражениям с иском не согласен, поскольку полномочия по производству капитального ремонта фасада и кровли ... переданы подрядной организации ... по договору ... от ..., в связи с чем в настоящее время ООО «Кировский Жилсервис» не имеет доступ к указанным видам работ.
Третье лицо Волкова В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что требования администрации, указанные в предписании ... от ..., до настоящего времени не исполнены.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
На основании п.3 ст. 3 Закона Мурманской области от 18.12.2012 №1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и обеспечивают проведение муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования и определяют орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее – орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом «в» части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частями 5, 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Подпунктами «д», «е» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается, помимо прочего, выполнением следующих стандартов:
- организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества; ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом.
Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме признаются общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также, согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее – Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» статьи 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено, ООО «Кировский Жилсервис» является управляющей организацией многоквартирного ... на основании договора управления многоквартирным домом от ....
Согласно пункту 2.1.2 настоящего Договора в течение срока действия договора ООО «Кировский Жилсервис» предоставляет услуги и выполняет работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Срок его действия Договора, установленный пунктом 5.1, 5 лет.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора управляющая организация приняла на себя обязательства выполнять предусмотренные настоящим договором работы и оказывать услуги лично либо привлекать к выполнению работ и оказанию услуг подрядные организации.
Пунктом 4.3 Договора предусмотрена ответственность ООО «Кировский Жилсервис» за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по Договору.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27 сентября 2003 года (далее – Правила и нормы) техническое обслуживание зданий включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В подпункте 4.2.1.1 Правил и норм указано, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Таким образом, вопросы надлежащего содержания многоквартирного дома, проведение текущего ремонта, исполнение требований органа муниципального контроля по вопросам, связанным с осуществлением организацией управления многоквартирным домом, отнесены к ведению управляющей организации, в данном случае ООО «Кировский Жилсервис».
В связи с вышеизложенным, поскольку обязанность по управлению и содержанию многоквартирного дома, а также ответственность за неисполнение соответствующих услуг надлежащим образом возложена законом и договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию, доводы возражений ответчика о том, что требовать исполнения работ по ремонту в ... надлежит с подрядной организации, являются необоснованными. Факт заключения договора о производстве капитального ремонта дома между ООО «Кировский Жилсервис» и ... не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Кроме того, суд учитывает, что, по сообщению НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», договор ... от ..., заключенный с ... на выполнение работ по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного дома по адресу ..., расторгнут, что подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено. Дефекты наружной стены по комнатам №№ 1, 2 и кухне ... к моменту вынесения решения не устранены. Наличие акта приема передачи дома от ответчика к ... от ... с учетом расторжения договора по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного дома с указанным подрядчиком не освобождает управляющую компанию от выполнения текущего ремонта. Кроме того, выявленные дефекты фасада, указанные в предписании ... от ... были отнесены к текущему ремонту, что ответчиком не оспаривалось, доказательств включения этих дефектов в объем работ по договору капитального ремонта фасада ... от ... суду не представлено.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, постановлением администрации г. Кировска № 269 от 21 февраля 2014 года утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, приложением к которому предусмотрено, что исполнение данной функции возлагается на отдел муниципального контроля Администрации г. Кировска в лице должностных лиц отдела – муниципальных жилищных инспекторов.
Согласно Положению «Об отделе муниципального контроля администрации города Кировска», утвержденного Распоряжением администрации г. Кировска с подведомственной территорией от 12 февраля 2014 года отдел муниципального контроля Администрации г. Кировска осуществляет контроль за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством к созданию и деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества, если все жилые помещения в многоквартирном доме, либо их часть находятся в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что 10 марта 2016 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца ... Волковой В.Н. о необходимости проведения ремонта кровли и фасада дома в виду наличия течи по стенам в двух комнатах и кухни ее квартиры.
В связи с поступившим обращением администрацией г. Кировска вынесено распоряжение ... от ... о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Кировский Жилсервис», о чем последний был надлежаще уведомлен.
По результатам проверки составлен акт ... от ..., согласно которому при обследовании жилого помещения – ... выявлено в комнате № 1 на поверхности стены в левом углу простенка следы протечек, отслоение обоев от стены; в комнате № 2 на поверхностях стены и потолка в правом и левом углу простенка следы протечек, отслоение обоев от стен; в кухне на поверхности стены в правом углу простенка следы протечек. При обследовании ... того же дома, расположенной над квартирой ..., выявлено в комнатах №№ 1, 2, кухне вокруг оконного блока на стенах и потолке следы протечек, шелушение окрасочного слоя. В чердачном помещении по ... наблюдаются механические повреждения, свищи на кровельном покрытии. При визуальном осмотре фасада со стороны двора по ... наблюдается наличие пенополиуретановой пены вокруг оконных блоков по кухне, комнатах №№ 1,2 указанного жилого помещения; вокруг оконных блоков по комнате № 3 и кухне намокание стены, растрескивание, отслоение штукатурного слоя.
Данные факты являются нарушением пп. 4.6.1.1 п. 4.6, п.п. 4.2.1.1 п. 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в связи с чем ответчику выдано предписание ... от ... об их устранении в срок до ..., полученное представителем ответчика ....
Письмом за исх. ... от ... администрацией г. Кировска согласовано продление срока исполнения предписания до ....
С целью проверки выполнения требований органа муниципального контроля об устранении указанных выше нарушений администрацией г. Кировска вынесено распоряжение ... от ... о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ответчика, о проведении которой он был уведомлен письмом ... от ....
Согласно акту ... от ..., в результате проверки установлен факт неисполнения в полном объеме предписания ... от ..., а именно не устранены дефекты наружной стены по комнатам №№ 1, 2 и кухне ....
Указанные в предписании ... виды работ по устранению дефектов фасада носят локальный характер и относятся к текущему ремонту, выполнение которого является обязанностью управляющей организации. Необходимость капитального ремонта сама по себе не может исключать обязанности по своевременному проведению непредвиденного текущего ремонта.
Вступившим в законную силу решением Кировского городского суда от ... по жалобе ООО «Кировский Жилсервис» постановление по делу об административном правонарушении, которым Общество за неисполнение предписания ... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей, признано законным и обоснованным.
Полученное ответчиком предписание ... от ... выдано надлежащим должностным лицом в рамках его полномочий в результате установления факта нарушения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, требований закона, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, данное предписание является законным и подлежит обязательному исполнению в определенный им срок.
Стороной ответчика не оспаривается и материалами дела не опровергается, что до настоящего времени предписание в указанной части не исполнено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на ООО «Кировский Жилсервис» обязанности по исполнению предписания подлежат удовлетворению, поскольку на ответчика как управляющую организацию возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. Исходя из предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, ответчик обязан осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может устанавливать в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный истцом срок, ответчиком не оспаривается, доказательств невозможности выполнения работ в этот срок не представлено, данный срок отвечает требованиям разумности, в связи с чем, суд считает, необходимым удовлетворить требования истца и установить срок для исполнения предписания в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика, составляет ... рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» об обязании исполнить предписание об устранении выявленных нарушений удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации города Кировска Мурманской области ... от ..., а именно устранить дефекты наружной стены по комнатам №№ 1, 2 и кухне ....
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Бобкова