Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.05.2016г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Скопинцевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Зайцевой Т. Е. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Зайцева Т.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, установленного для обращения с таким заявлением.
Ссылаясь на то, что отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара является незаконным, истица просила суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара включить Зайцеву Т.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании Зайцева Т.Е. поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явились, были уведомлены.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истица родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать истицы – Л.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец – Е.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Истица является сиротой, так как родители умерли до <данные изъяты> лет.
Опекуном Т.Е. после смерти родителей была назначена её бабушка А.М.
ДД.ММ.ГГГГ. Т.Е. заключила брак с А.А., после заключения брака жене присвоена фамилия Голубцова, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
ДД.ММ.ГГГГ. брак между Т.Е. и А.А. был прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
ДД.ММ.ГГГГ. между Т.Е. и Д.Ю. был заключен брак, жене присвоена фамилия Зайцева, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Согласно справке с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ., Зайцева Т.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме Зайцевой Т.Е. в квартире также зарегистрированы: Е.Е., А.Е., Е.Е.
ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении её в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № истице было отказано во включении в список, в связи с отсутствием оснований (подача заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку заявитель Зайцева Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста 23 лет не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в настоящее время предусмотренные законом основания для предоставления ей жилья во внеочередном порядке отсутствуют.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции от 29 февраля 2012 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Однако в каждом конкретном случае при возникновении спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что таких объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истицы в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период ее возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что до достижения 23 лет истица не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была постановлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не относилась к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 34 - летнего возраста, требования истицы удовлетворению не подлежат.
Доказательств уважительности причин пропуска срока в связи с личностью истицы, суду не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Зайцевой Т. Е. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья