Решение по делу № 2-1031/2016 ~ М-667/2016 от 24.02.2016

Дело № 2-1031/2016

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федерации

г. Усолье Пермского края                                                                             27 апреля 2016 года

Березниковский городской суд Пермского края

под председательством судьи Бабиновой Н.А.,

при секретаре Пономаревой А.С.,

с участием истцов Попова В.В., Попова Е.Н.

представителя ответчика Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности            от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье Пермского края дело по исковому заявлению Попова В.В., Попова Е.Н. к администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Попов В.В. обратился в суд с иском к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указывая на то, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>. <дата> в .....-квартирном жилом доме по указанному адресу произошел пожар, в результате которого дом сгорел. Просит обязать Администрацию Усольского городского поселения предоставить жилое помещение.

    Истец Попов Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, обосновывая требования тем, что дом по адресу: <адрес>, в котором он был зарегистрирован, <дата> сгорел в результате пожара. <дата>. истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Ответчик отказывает истцу Попову Е.Н. в предоставлении жилого помещения маневренного фонда, в связи с тем, что в Усольском городском поселении маневренного жилого фонда нет, в связи с отсутствием свободных жилых помещений, отсутствием обращений истца с заявлением о признании жилого дома по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. Просит обязать Администрацию Усольского городского поселения предоставить жилое помещение, на время исполнения решения суда предоставить жилое помещение маневренного фонда.

Поскольку данные споры взаимосвязаны, определением Березниковского городского суда Пермского края от <дата>. гражданское дело № 2-1031/2016 по иску Попова В.В. к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, и гражданское дело № 2-1219/2016 по иску Попова Е.Н. к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, объединены в одно производство для совместного рассмотрения, настоящему делу присвоен № 2-1031/2016.

       В судебном заседании истцы Попов В.В., Попов Е.Н. на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в заявлении. Пояснили, что иного жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют, проживают на съемном жилье.

    Представитель ответчика администрации Усольского городского поселения Ундровская Л.А. исковые требования не признала, указав, что в Усольском городском поселении маневренного жилого фонда нет, в связи с отсутствием свободных жилых помещений. Кроме того, истцы с заявлением о признании жилого дома по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в администрацию Усольского муниципального района не обращались. Считают обязанность по предоставлению жилого помещения взамен сгоревшего должна быть возложена на Администрацию Усольского муниципального района. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Администрации Усольского муниципального района в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, предоставила отзыв, в котором указала, что истцы имеют право на предоставление жилого помещения взамен сгоревшего дома, обязанность по предоставлению жилья необходимо возложить на Администрацию Усольского городского поселения.

       Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

       Статьей 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений возложена на органы местного самоуправления.

    В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).

Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Попов В.В. и Попов Е.Н. зарегистрированы в квартире расположенной в доме по <адрес> (л.д. 5, 26, 28).

<дата> дом по ул. <адрес> сгорел (л.д. 7).

Согласно информации отдела по управлению имуществом, природопользованием и охраны окружающей среды жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был изъят из оперативного управления МУ «Центральная районная больница» и принят в Казну Усольского муниципального района Пермского края в ..... году на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом от <дата>. «О передаче в Казну жилого дома по адресу: <адрес>». В сентябре ...... Комитет по управлению имуществом Усольского муниципального района ликвидирован. На момент ликвидации указанный объект недвижимого имущества в Казне и в реестре муниципальной собственности МО «Усольский муниципальный район не числился. Дату и основание исключения из Казны и реестра муниципальной собственности установить не удалось.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Усольского муниципального района от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>» (л.д. 76) ИП С.Н.В. был предоставлен в аренду сроком на ..... лет, земельный участок площадью ..... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для установки остановочного комплекса совмещенного с помещениями для торговли на основании договора аренды земельного участка от <дата>г. (л.д. 77-78, 81).

Постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края от <дата>. «О предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д. 73), С.Н.В. земельный участок общей площадью ..... кв.м., кадастровый по адресу: <адрес> предоставлен в собственность за плату под магазин с навесом на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>. (л.д. 74-75).

Согласно сведениям Березниковского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от <дата>. «О предоставлении сведений (документов)», Березниковскому филиалу от Усольского филиала <дата>. по акту приёма-передачи передан технический паспорт на домовладение по адресу: <адрес> как объект, снятый с технического учета в ......(л.д.50).

Согласно информации отдела архитектуры и градостроительства администрации Усольского муниципального района, в отделе отсутствует информация признавался ли дом, находящийся по адресу: <адрес> непригодным для проживания, сведения о сносе данного дома (л.д. 71).

Согласно справке из архивного отдела администрации Усольского муниципального района от <дата> , в архивном отделе администрации Усольского муниципального района отсутствуют документы (постановление главы местного самоуправления Усольского муниципального района, постановление администрации Усольского муниципального района) о ликвидации и сносе жилого дома по адресу <адрес> за период с ...... по ......

Отсутствуют документы (постановления администрации Усольского муниципального района, постановления главы Усольского муниципального района) о признании жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания и подлежащим сносу и в администрации Усольского муниципального района за период с <дата>. по <дата>.

Согласно постановлению главы местного самоуправления Усольского района Пермской области от <дата>. «По жилищным вопросам», квартиры жильцам сгоревшего дома по адресу: <адрес> М.Н.И. Ж.Г.Г. были предоставлены, как погорельцам (л.д. 67).

Согласно протокола от <дата>. заседаний жилищной комиссии, мать Поповых - П.Ф.Н. погорелец, была на приеме граждан жилищной комиссии администрации Усольского района, просила квартиру, т.к. дом сгорел. Жилищной комиссией ей была предложена комната по <адрес>, которую она должна была посмотреть и дать свое согласие на ее предоставление (л.д. 68-70). Однако, П.Ф.Н. больше в жилищную комиссию администрации Усольского района не подходила, заявление о предоставлении жилья в жилищную комиссию администрации Усольского муниципального района не подавала (л.д. 68-70).

Со слов Попова Е.Н., в доме на момент пожара проживали М.Н.И. Ж.Г.Г. Поповы и престарелая У., которая сильно обгорела при пожаре и умерла в больнице.

Попов В.В., Попов Е.Н. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации Усольского городского поселения с <дата>. (л.д. 8, 21).

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичное положение содержится в п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава Усольского городского поселения, утвержденного решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013 №25.

Истцы проживают на территории Усольского городского поселения, на территории которого действует Администрация Усольского городского поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Устава Усольского муниципального района, Усольское городское поселение входит в состав Усольского муниципального района.

При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в своих Определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О), где указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации 376-О-П, согласно которой, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

До настоящего времени истцы жилым помещением не обеспечены.

Доводы представителя администрации Усольского городского поселения о том, что ответчик не может предоставить Попову В.В., Попову Е.Н. жилое помещение по договору социального найма, т.к. сгоревший дом по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке не признан аварийным, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 25.03.2015, с изм. от 03.02.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

    На основании ответа главы Администрации Усольского городского поселения от <дата>. , межведомственной комиссией Администрации Усольского городского поселения произведен осмотр земельного участка, на котором располагался жилой дом по адресу: <адрес>, в настоящее время жилой дом отсутствует, на данном земельном участке построен магазин, в связи с чем выдать заключение о пригодности или непригодности жилого дома по указанному адресу не представляется возможным.

Поскольку, как установлено судом, указанный дом разрушен в результате пожара и восстановлению не подлежит, соответственно жилое помещение в данном доме по адресу: <адрес>, занимаемое истцами Поповым В.В., Поповым Е.Н.до пожара, непригодно для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, что в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является основанием для предоставления истцам благоустроенного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

       В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади по сравнению с ранее имевшейся.

Как видно из экспликации инвентарного дела к плану строения, находящегося в <адрес>, общая полезная площадь по внутреннему обмеру комнаты , находящейся на ..... этаже дома составляет ..... кв.м. (л.д. 40-49).

При таких обстоятельствах, в связи с тем, что дом по адресу <адрес> полностью разрушен в результате пожара, земельный участок под домом на момент спора передан в собственность С.Н.В. а истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации Усольского городского поселения, суд пришел к выводу о том, что требования истцов Попова В.В., Попова Е.Н. о возложении обязанности администрации Усольского городского поселения предоставить им на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, жилой площадью не менее ..... кв.м., отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям в черте города Усолье Пермского края, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с жилищным законодательством РФ право гражданина на внеочередное получение жилья в установленных законом случаях не зависит от иных граждан, также имеющих аналогичное право, а также финансовых возможностей органов местного самоуправления.

В связи с тем, что у Администрации Усольского городского поселения отсутствует маневренный жилой фонд в связи с отсутствием свободных площадей, требования Попова Е.Н. о предоставлении маневренного жилого помещения удовлетворению не подлежат

       Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                      РЕШИЛ:

       Обязать Администрацию Усольского городского поселения Пермского края предоставить Попову В.В., Попову Е.Н. на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, жилой площадью не менее ..... кв.м., отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям в черте города Усолье Пермского края.

            В предоставлении Попову Е.Н. маневренного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента составления мотивированного решения (04.05.2016г.)

Судья Березниковского

городского суда                                                                            Н.А.Бабинова

2-1031/2016 ~ М-667/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПОПОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЕВИЧ
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ УСОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Бабинова Н.А.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
24.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2016Передача материалов судье
25.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2016Судебное заседание
01.04.2016Судебное заседание
27.04.2016Судебное заседание
04.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2016Дело оформлено
14.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее