Дело № 2а-3965/17-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Денисова-Элерса Ф. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании решения от 27.02.2017 № 10/17-4050 незаконным,
у с т а н о в и л:
Денисов-Элерс Ф.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее по тексту – Управление Росреестра по РК) от 27.02.2017 № 10/17-4050 об отказе в осуществлении кадастрового учета. Отказывая в постановке на кадастровый учет, Управление Росреестра по РК указало: «согласно проектной документации площадь объекта недвижимости (жилого дома) равна 124.20 кв.м и этажность -2. однако, в разрешении на строительство общая площадь объекта недвижимости указана 300 кв.м и этажность - 1». Данное утверждение не соответствует представленным документам, -административный истец отказался от строительства второго этажа, поэтому уменьшилась фактическая площадь жилого дома. Действительно, в разрешении на строительство и проектной документации имеются расхождения между характеристиками объекта недвижимости (здания), при этом в меньшую сторону, то есть в допустимых Администрацией Петрозаводского городского округа значениях. Отказ в постановки на кадастровый учет жилого дома нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку делает невозможным регистрацию за ним права собственности. В связи с изложенным Денисов-Элерс Ф.С. просит признать отказ Управления Росреестра по РК от 27.02.2017 № 10/17-4050 в осуществлении кадастрового учета незаконным, обязать Управление Росреестра по РК осуществить постановку на кадастровый учет индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Денисов-Элерс Ф.С. доводы административного иска поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что изменения в проектную документацию жилого дома им были внесены, и соответствующие согласования проектной документации в Администрации Петрозаводского городского округа получены. На обращение административного истца в Администрацию Петрозаводского городского округа для внесения изменений в решение на строительство в порядке статьи 51 ГрК РФ 31.10.2016 года был получен отказ №5.3.2-08/600, поскольку строящийся жилой дом не противоречит ранее выданному разрешению на строительство. В итоге Технический план от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен на основании согласованного в установленном порядке проекта индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылалась на письменные пояснения по делу, указанные в отзыве. Отметила, что разрешение на строительство представляет собой документ, допускающий строительство конкретного (определенного техническими параметрами) объекта недвижимого имущества. В рассматриваемом случае административным истцом возведен совершенной иной объект недвижимости, не отвечающий требованиям ни по площади, ни по этажности, установленным разрешением на строительство.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа ФИО7, действующая на основании доверенности, просила административный иск удовлетворить, поскольку построенный административным истцом жилой дом соответствует целевому назначению земельного участка, предоставленному для строительства ИЖС, и не противоречит разрешению на строительство.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, Денисов-Элерс Ф.С. на основании распоряжения Министерства природных ресурсов РК от 01.10.2009 № 1287-р, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендует у Администрации Петрозаводского городского округа земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м.
Разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке административному истцу разрешено строительство объекта капитального строительства «Жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства», общей площадью – 300,0 кв.м, количество этажей – 2. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в процессе строительства в целях целесообразности произошло изменение параметров объекта капитального строительства (общая площадь дома – 124,20 кв.м, количество этажей – 1), Денисов-Элерс Ф.С. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа для внесение изменений в разрешение на строительство в порядке статьи 51 ГрК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ №5.3.2-08/600, поскольку строящийся жилой дом соответствует целевому назначению земельного участка, предоставленного для строительства ИЖС, и не противоречит ранее выданному разрешению на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО8 в Управление Росреестра по РК было представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества (жилого дома), расположенного по адресу: № от ДД.ММ.ГГГГ и технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный на основании проекта индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (далее - проектная документация) и разрешения на строительство №-RU10301000-89/12 от ДД.ММ.ГГГГ.
23.11.2016 на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, действовавшего на момент принятия решения, административным ответчиком принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком на три месяца (с 23.11.2016 до 23.02.2017), поскольку в разрешении на строительство и проектной документации имеются расхождения между характеристиками объекта недвижимости (здания), а именно по площади и этажности. Согласно проектной документации площадь объекта недвижимости (жилого дома) равна 124.20 кв.м. и этажность - 1, однако, в разрешении на строительство общая площадь объекта недвижимости указана 300 кв.м. и этажность - 2.
Так как в течение срока приостановления осуществления кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены, административным органом 27.02.2017 принято оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании ст. 27 Закона о регистрации.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные административным истцом требования являются законными, оспариваемый отказ от 27.02.2017 № 10/17-4050, по мнению суда, не соответствует требованиям закона и нарушает права Денисова-Элерса Ф.С. ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, и инженерно технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
При этом применительно к объектам ИЖС застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации (часть 3 статьи 48 ГрК РФ).
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Как следует из ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с ч. 7 вышеуказанной статьи отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 ст. 24 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" установлено, что гражданин, допустивший в ходе реализации архитектурного проекта отступления от указанного проекта без согласования с автором архитектурного проекта и органом выдавшим разрешение на строительство, обязан устранить допущенные нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона изменения архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка) осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и договором на создание и использование архитектурного проекта.
Данной нормой закона определены способы изменения архитектурного объекта, а именно достройка, перестройка, перепланировка, которые являются исчерпывающими. При этом указанные способы изменения архитектурного объекта являются его реконструкцией, под которой градостроительное законодательство понимает изменение параметров объекта строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади и так далее), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Судом установлено, что согласно проектной документации на выделенном земельном участке административным истцом возведен одноэтажный дом, общей площадью 124.20 кв. м., вместо указанной в разрешении на строительство общей площади объекта недвижимости - 300 кв.м. и этажности – 2, следовательно спорный объект недвижимости не увеличен ни по площади, ни по этажности.
Тем самым, при возведении дома фактически изменены параметры строения в части размера его общей площади, этажности в сторону уменьшения, однако данные изменения проектной документации не влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом. Согласно ответу Администрации Петрозаводского городского округа от 31.10.2016 № 5.3.2-08/600, построенный административным истцом жилой дом соответствует целевому назначению земельного участка, предоставленному ему для строительства ИЖС, и не противоречит разрешению на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, следует признать незаконным отказ Управление Росреестра по РК от 27.02.2017 № 10/17-4050 на имя Денисова-Элерса Ф.С. в осуществлении кадастрового учета. Обязать Управление Росреестра по РК осуществить постановку на кадастровый учет индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Денисова-Элерс Ф. С. удовлетворить.
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 27.02.2017 № 10/17-4050 в осуществлении кадастрового учета незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия осуществить постановку на кадастровый учет индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Денисова-Элерса Ф. С. 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 27 июня 2017 года