Дело № 2-2924/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2015 года г. Красноярск
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахмедова Умиджона Абдулхафизовича к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в принятии документов, обязании совершения действий,
У С Т А Н О В И Л:
Ахмедов У.А. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором просит признать незаконными отказы ответчиков в рассмотрении рапорта и принятии документов на рассмотрение вопроса предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, мотивируя тем, что в июле 2013 года представил руководству ОИК-36 рапорт с просьбой рассмотрения вопроса о передаче в комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю документов на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, однако в принятии данного рапорта заявителю отказано, предложено обратиться с ним к руководству ГУФСИН России по Красноярскому краю. Представленный истцом в данный орган 04.07.2013 года рапорт оставлен без рассмотрения со ссылкой на его рассмотрение после вступления в силу приказа ФСИН России «Об утверждении порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудников учреждении и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения». При повторном обращении в ГУФСИН в апреле 2014 года, получил отказ в рассмотрении рапорта, мотивированный тем, что на момент повторной подачи заявления он не являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы. Требуя признания действий ответчиков по отказу в принятии документов незаконными, истец просит обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю принять документы для последующей их передачи в территориальную подкомиссию.
В судебном заседании представитель истца Еремин А.В., действующий на основании доверенности, требования Ахмедова У.А. поддержал, пояснив, что с 08.05.2002 года по 30.08.2013 года истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы ГУФСИН России по Красноярскому краю. 30.08.2013 года уволен по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья); выслуга лет по состоянию на указанную дату составила 19 лет 28 дней, в льготном исчислении – 24 года 8 месяцев 24 дня, для единовременного пособия – 19 лет 28 месяцев. Обратившись 04.07.2013 года в ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом о единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения, 05.08.2013 года получил ответ о том, что поскольку на момент обращения не утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рапорт не может быть рассмотрен. Обратившись в ГУФСИН России по Красноярскому краю повторно 23.04.2014 года, получил отказ в выплате, мотивированный тем, что на момент подачи рапорта Ахмедов У.А. уволен из УИС.
Истец Ахмедов У.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю Лисовицкий Д.В. требования иска Ахмедова У.А. не признал, заявил о пропуске сроков обжалования действий администрации ФКУ ОИК-36, поскольку оспариваемые им действия в виде отказа в принятии рапорта имели место в июле 2013 года, иск в суд подан в августе 2014 года; ходатайств о восстановлении срока Ахмедовым У.А. не заявлено, обстоятельств, указывающих на уважительный характер пропуска трехмесячного срока обращения в суд не имеется. Кроме того, сам по себе факт обращения с рапортом вызывает сомнения, поскольку каких-либо данных о его подаче не имеется.
Представитель ГУФСН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А., полномочия которого подтверждены доверенностью, возражая против требований Ахмедова У.А., пояснил, что до начала действия Приказа ФСИН России «Об утверждении порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудников учреждении и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», правовых оснований для рассмотрения заявления от 04.07.2013 года не имелось. При повторном обращении истца с рапортом оснований для единовременной социальной выплаты не имелось, поскольку Ахмедов У.А. уволен со службы УИС в августе 2013 года и тем самым утратил право на получение данной выплаты.
Выслушав участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 года № 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
При этом, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 4 указанного Федерального закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 369 от 24.04.2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункта 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с п.7 Правил, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в трехмесячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 года № 496 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Порядок).
Данный Порядок являлся действующим на момент возникновения спорных правоотношений между сторонами.
В соответствии с п.7 данного Порядка, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
- Комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России);
- Комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Территориальные подкомиссии)…Согласно п. 8 Порядка, Комиссия ФСИН России осуществляет функции, в том числе, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
В силу пункта 10 Порядка, Территориальные подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций Территориальные подкомиссии осуществляют следующие основные полномочия: регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата; рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений.
Приказ ФСИН России от 29.08.2013 года № 496 зарегистрирован в Минюсте России 25.09.2013 года(№ 30030), вступил в законную силу 20.10.2013 года, в настоящее время утратил силу в связи с изданием Приказа от 16.10.2014 года № 550.
Как установлено в судебном заседании, Ахмедов У.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Минюста России и ФСИН России с 08.05.2002 года.
30.08.2013 года истец, находясь в звании ст. прапорщик, уволен по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья); выслуга лет по состоянию на указанную дату составила 19 лет 28 дней, в льготном исчислении – 24 года 8 месяцев 24 дня, для единовременного пособия – 19 лет 28 месяцев.
Судом установлено, что 04.07.2013 года Ахмедовым У.А. на имя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю подан рапорт о единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения.
Из пояснений представителя истца, не опровергнутых представителем ГУФСИН России по Красноярскому краю, одновременно с рапортом Ахмедовым У.А. представлены документы, подтверждающие его право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Согласно выписки из домовой книги, истец проживает по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с. Атаманово, ул. Ленина, 58 в жилом помещении общей площадью 74,7 кв.м., в том числе жилой – 54,8 кв.м. Помимо него в жилом помещении по названному адресу на дату подачи рапорта проживали 11 человек.
Собственником данного жилого помещения, или иного любого пригодного для проживания помещения Ахмедов У.А. и его супруга не являются, что следует из уведомлений Управления Росреестра по Красноярскому краю об отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества за ними.
Приказом начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю от 09.10.2013 г. N 647 во исполнение Приказа ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496, создана Комиссия ГУФСИН России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ответом от 05.08.2013 года ГУФСИН России по Красноярскому краю сообщило Ахмедову У.А. о том, что его обращение по вопросу улучшения жилищных условий рассмотрено. При этом разъяснено, что порядок и условия подачи документов, необходимых для решения вопросов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, до настоящего времени не утвержден, в связи с чем рапорт Ахмедова У.А. по существу не рассмотрен.
Как установлено судом, поданный заявителем рапорт и приложенные к нему документы не были возвращены заявителю. Данное обстоятельство представителем ГУФСИН не опровергается.
Поскольку по существу рапорт от 04.07.2014 года рассмотрен не был, 23.04.2014 года Ахмедов У.А. повторно обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением о рассмотрении поданного им ранее рапорта о единовременной социальной выплате.
По результатам рассмотрения указанного обращения письмом от 19.05.2014 года начальник ОК и РЛС ГУФСИН России по Красноярскому краю сообщил Ахмедову У.А. о том, что он не имеет права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку уволен из уголовно-исполнительной системы 29.08.2013 года и в период прохождения службы в УИС не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные действия ответчика суд находит незаконными и нарушающими права истца, поскольку на момент подачи рапорта от 04.07.2013 года Ахмедов У.А. являлся сотрудником ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, имел стаж службы более 19 лет, согласно представленным документам входил в категорию лиц, которым предоставляется единовременная социальная выплата, установленная указанным выше Федеральным законом №283-ФЗ.
Тот факт, что на момент подачи рапорта порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не был утвержден, не может служить основанием для не рассмотрения заявления или отказа в такой выплате заявителю, поскольку Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 года № 283-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, на основании которых Ахмедовым подано заявление о предоставлении указанной единовременной социальной выплаты, действовали на момент обращения Ахмедова У.А. с рапортом.
Доводы представителя ГУФСИН о том, что ГУФСИН России по Красноярскому краю не правомочно решать вопрос единовременной социальной выплаты, суд находит несостоятельными, поскольку с такими требованиями истец к указанному ответчику не обращался.
Согласно пунктам 8, 19, 20 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496, наличие либо отсутствие у истца права и оснований для получения единовременной социальной выплаты должно проверяться непосредственно комиссией ФСИН России, однако, как установлено судом, рапорт Ахмедова У.А. от 04.07.2013 года фактически был оставлен ГУФСИН Росси по Красноярскому краю без рассмотрения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обращение Ахмедова У.А. и приложенные к нему документы передавались в комиссию и были предметом рассмотрения на заседании комиссии суду не представлено.
Таким образом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Ахмедова У.А. в части признания незаконными действий ГУФСИН, выразившихся в отказе в рассмотрении рапорта истца от 04.07.2014 года, в связи с чем в целях восстановления прав истца полагает правильным обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю принять от Ахмедова У.А. документы для последующей их передачи в Территориальную комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369, действовавшим на момент обращения истца с рапортом.
При проверке доводов истца в части заявленных им требований к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Ахмедов У.А. ссылается на то, что в июле 2013 года обратился к руководству ФКУ ОИК-36 с рапортом о рассмотрении вопроса передачи в комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю его просьбы произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Возражая против требований Ахмедова У.А., представитель ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю просит отказать в их удовлетворении, поскольку заявителем пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Оценивая состоятельность доводов истца и представителя ответчика, суд учитывает, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о данном обращении истца к указанному ответчику суду не представлено. Фактов, указывающих на то, что ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю было отказано Ахмедову У.А. в рассмотрении его обращения, материалы дела не содержат; копия рапорта, с которым Ахмедов обращался к руководству ОИК-36 истцом суду не представлена.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы, обратившись непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
С учетом того, что в ходе судебного разбирательства обстоятельства подачи рапорта ответчику в июле 2013 года и отказа ответчика в его принятии судом не установлены и доказательств такого обращения не имеется, учитывая, что истцом ходатайств о восстановлении процессуальных сроков обжалования действий (бездействия) ответчика не представлено, из материалов дела обстоятельств, свидетельствующих о наличии у заявителя уважительных причин пропуска процессуального срока для обращения в судебные органы за защитой своего права не усматривается, суд находит заявленные Ахмедовым У.А. требования к ФКУ ОИК-36 не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Ахмедова Умиджона Абдулхафизовича к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в принятии документов, обязании совершения действий удовлетворить частично.
Действия ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в отказе в рассмотрении рапорта Ахмедова Умиджона Абдулхафизовича от 04.07.2014 года, признать незаконными.
Обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю принять от Ахмедова Умиджона Абдулхафизовича документы для последующей их передачи в Территориальную комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369.
В удовлетворении исковых требований Ахмедова Умиджона Абдулхафизовича в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (27.04.2015 года).
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
Председательствующий: подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко