Дело № 2-44/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2018 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
при секретаре Кивилевой Т.А.,
с участием представителя истца Ханжина С. Ю.,
ответчика – представителя Администрации Кочевского муниципального района Коноваловой О. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханжиной Н. П. к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 22 января 2018 года № незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди с первоначальной даты постановки на учет вместо умершего мужа,
у с т а н о в и л:
Ханжина Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 22 января 2018 года № незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди с первоначальной даты постановки на учет вместо умершего мужа.
В обоснование заявленных требований истица указала, что ее муж ФИО3 состоял в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В мае 2010 года супруг умер, после его смерти учетное дело переоформили на нее и оставили в прежней очереди в категории «инвалиды».
Решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района от 22 января 2018 года она была исключена из списков граждан-участников подпрограммы, по причине неправомерного переоформления очередности и смерти первоначального заявителя.
Данное решение полагает незаконным в связи с тем, что она имеет правовые основания для мер социальной поддержки и не может быть лишена права на ее получение исходя из факта смерти мужа до 1 января 2012 года.
По этим основаниям просит признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 22 января 2018 года № незаконным и восстановить в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ханжин С.Ю. (сын истицы), заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, пояснив суду, что первоначально в очереди на получение жилищного сертификата состоял его отец Ханжин Ю.С. в категории «инвалиды» с 24 марта 2010 года. В связи со смертью отца, последовавшей в мае 2010 года, учетное дело было переоформлено на мать - Ханжину Н.П. и оставлено в категории «инвалиды». Мать продолжала состоять в указанной очереди до 2018 года, ежегодно предоставляя заявления на участие в подпрограмме. В конце января 2018 года с Администрации Кочевского муниципального района было получено решение жилищной комиссии о снятии Ханжиной Н.П. с учета и исключении из списка участников подпрограммы. Полагает данное решение незаконно, поскольку в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии, сохраняется за членами его семьи, указанная норма действует и на правоотношения имевшие место до 01 января 2012 года. Просит признать решение незаконным и восстановить Ханжину Н.П. в очереди категории «инвалиды» с первоначальной даты постановки на учет, т.е. с 24 марта 2010 года.
Представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального района Коновалова О.О. исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что действительно на основании первичного заявления от 24 марта 2010 года учетное дело было оформлено на Ханжина Ю.С. После его смерти очередность была оформлена на его супругу Ханжину Н.П. с оставлением в категории «инвалиды» по дате первоначального заявления. Вместе с тем, действующая на момент смерти Ханжина Ю.С. редакция Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предусматривала право членов семьи умершего участника на получение социальной выплаты. Считает, что истица была снята с учета обоснованно, решение вынесено законно.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Д.В. Сидорова, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и отзыв. (л.д. 64-66)
Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований истицы Ханжиной Н.П., поскольку ФИО3. умер в 2010 году, а в соответствии с п.п. «з» п. 21 Положения (в редакции от 07.11.2008 г.) граждане снимаются с учета в случае смерти гражданина участника подпрограммы. Новая редакция Федерального закона № 125-ФЗ, вступившая в силу с 2012 года обратной силы не имеет, следовательно, решение в отношении Ханжиной Н.П. принято правомерно.
Также в отзыве указано, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, т.к. не осуществляет государственные полномочия по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В силу ст. 5 Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела №, первоначальным участником подпрограммы по заявлению от 24 марта 2010 года являлся Ханжин Ю.С. (<данные изъяты>), который был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в категории «инвалиды» (на основании справки ВТЭ №, инвалид <данные изъяты> группы по общему заболеванию) (<данные изъяты>), при этом в состав его семьи входили 2 человека.
ДД.ММ.ГГГГ Ханжин Ю.С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти. (<данные изъяты>)
После смерти Ханжина Ю.С., Ханжина Н.П. вступила в наследство.
По заявлению Ханжиной Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело № Ханжина Ю.С. в связи с его смертью переоформлено на его жену Ханжину Н.П. и оставлено в категории «инвалиды» по дате подачи первоначального заявления. (<данные изъяты>)
На момент переоформления очереди Ханжина Н.П. соответствовала всем условиям, предусмотренным Федеральным законом № 125-ФЗ.
Ежегодными заявлениями Ханжина Н.П. подтверждала свое право и желание быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». (<данные изъяты>)
Решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 22 января 2018 года №, Ханжина Н.П. снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы, в связи со смертью первоначального заявителя ФИО3., последовавшей до 01.01.2012 года и в связи неправомерным переоформлением очередности. (<данные изъяты>)
Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского района, Ханжина Н.П. обратилась с иском в суд.
С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться также не может по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
Согласно п.п. «з» п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти.
Буквальное толкование указанной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин. При этом ни Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ, ни упомянутое Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Сняв Ханжину Н.П. с учета и исключив из списка участников подпрограммы, Администрация Кочевского муниципального района неправильно истолковала подлежащие применению нормы материального права, а именно ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона № 212-ФЗ, что привело к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции РФ, к неравному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии).
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 01 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Следовательно, Ханжина Н.П., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее мужа Ханжина Ю.С. до 01 января 2012 года.
Доводы представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края о том, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, являются несостоятельными, по изложенным выше основаниям.
Несостоятелен и довод представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края о ненадлежащем ответчике Министерства по данному делу.
Так, постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пунктам 2, 3 вышеуказанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства и архитектуры Пермского края. Следовательно, Министерство строительства и архитектуры Пермского края является надлежащим ответчиком.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Ханжиной Н.П. в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Ханжиной Н.П. подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Ханжиной Н. П. удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края № 1 от 22 января 2018 года о снятии с учета и исключения из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Ханжину Н. П., незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Ханжину Н. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства», по дате подачи первоначального заявления с 24 марта 2010 года вместо умершего супруга ФИО3.
Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Ханжиной Н. П. судебные расходы в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 08 марта 2018 года.
Судья: Л.С. Петрова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>