Дело № 12-2410-2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 12 декабря 2016 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., рассмотрев дело по жалобе защитника по доверенности Никурданова М.А., действующего в интересах Горохова А.В., на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ____ 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении ___ Горохова А.В.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) от ____ 2016 года Горохов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник по доверенности Никурданов М.А., действующий в интересах Горохова А.В., обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании защитник Никурданов М.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просит удовлетворить.
Представитель УФАС по РС (Я), надлежаще извещенный не явился, в материалах дела имеется письменный отзыв на жалобу, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФАС по РС (Я).
Суд, заслушав защитника, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что ____ 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) поступило заявление ООО «___», в котором указывалось на невозможность обмена персональными данными с городскими и республиканскими медицинскими организациями по защищенным каналам.
У ООО «___» отсутствует возможность своевременного обмена электронной информацией (прикрепление и открепление застрахованных лиц).
ООО «___» является медицинской организацией и входит в частную систему здравоохранения, осуществляет деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Данное обстоятельство подтверждается реестром медицинских организаций на 2015 год, опубликованным на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия).
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №220 от 03.05.2010, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) является республиканским органом исполнительной власти, участвующим в проведении государственной политики и осуществляющим управление в области охраны здоровья населения, а также в случаях, установленных законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), указами Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия).
Согласно п.3.17 указанного Положения Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти, государственной и частной систем здравоохранения на территории Республики Саха (Якутия) в сфере охраны здоровья.
К функциям Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) относятся, в том числе организация обеспечения конфиденциальности персональных данных и принятие мер по защите конфиденциальной информации от несанкционированного доступа; координация в соответствии с законодательством деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан, определение порядка и условий непрерывности лечебно-диагностического процесса, функций и механизма взаимодействия организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на каждом этапе оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством; взаимодействие с органами исполнительной власти республики, хозяйствующими субъектами, субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по вопросам организации медицинской помощи, охраны семьи, материнства, отцовства и детства в пределах своей компетенции.
В силу ст.9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности.
Персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности (далее - персонифицированный учет) - обработка персональных данных о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги.
В целях осуществления персонифицированного учета операторы информационных систем, указанные в части 2 статьи 91 настоящего Федерального закона, получают информацию от органов и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и иных организаций в рамках информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 №406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно указанному Порядку выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями) (далее - гражданин), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь. Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию (далее - медицинская организация, принявшая заявление) с письменным заявлением о выборе медицинской организации (далее - заявление). После получения заявления медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, направляет соответствующую информацию письмом посредством почтовой связи, электронной связи в медицинскую организацию, принявшую заявление.
В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
Сведения, содержащиеся в письменном заявлении о выборе медицинской организации, являются персональными данными лиц, которым оказывается медицинские услуги.
В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Обеспечение безопасности персональных данных достигается применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных.
В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Таким образом, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 №406Н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» предусматривает обмен персональными данными между всеми медицинскими организациями, в том числе и субъектами частной системы здравоохранения посредством электронной связи в целях выполнения своих функций.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ООО «___» и ООО «____» неоднократно обращались в Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) с просьбой установить техническое взаимодействие по защищенным каналам связи ViPNet.
Результатом бездействия Министерства здравоохранения РС (Я) явилось ограничение конкуренции на товарном рынке медицинских услуг в границах Республики Саха (Якутия), участниками которого являются медицинские организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В связи с тем, что негосударственные медицинские организации были ограничены в возможности осуществлять необходимый электронный обмен персональными данными, имело место ограничение предоставления медицинских услуг гражданам по программе ОМС.
Бездействие Министерства здравоохранения ограничило реализацию ООО «___» требований, установленных федеральным законодательством, что повлекло за собой негативные последствия в виде невозможности увеличения объемов оказываемых медицинских услуг населению ООО «___».
Кроме того, бездействие Министерства здравоохранения РС (Я) могло повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов – негосударственных медицинских организаций, работающих по системе ОМС, не входящих в одну группу лиц, что является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, бездействие Министерства здравоохранения РС (Я) выразилось в необеспечении надлежащего электронного информационного взаимодействия и обмена персональными данными граждан через защищенную сеть ViPNet между медицинскими организациями частной системы здравоохранения.
В силу ст. 37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах бездействие должностного лица правильно квалифицировано по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения не могут быть приняты во внимание.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Однако возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В данное случае бездействие должностного лица посягает на охраняемые общественные отношения в сфере защиты конкуренции.
Признание совершенного административного правонарушения малозначительным в данном случае вселяет в правонарушителя уверенность в своей безнаказанности, противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях, которыми, как указано в ст. 1.2 КоАП РФ, являются в том числе, защита охрана прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка осуществления государственной власти, интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также их предупреждение.
Доводы защитника о том, что нарушение законодательства фактически было допущено по вине работника ГБУ РС (Я) «___», несостоятельны. Горохов А.В., как ___, являясь ___, несет ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Таким образом, оснований для отмены постановления не имеется, выводы Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) являются обоснованными и законными, процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ____ 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении Горохова А.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья В.Г. Смирникова