Дело № 2-944/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.12.2018 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Штокало Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кировского сельского поселения к администрации <адрес>, Совету ФИО3 Республики ФИО3, третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО3 о признании муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной
у с т а н о в и л:
Администрация Кировского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 обратилась в суд с настоящим иском к ФИО2 о прекращении право собственности ФИО2 на невостребованную земельную долю площадью 9,59 условных кадастровых гектара в праве общей долевой собственности на единое землепользование из земель сельскохозяйственного назначения, расположенную на территории Кировского сельского поселения и признать право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю (пай), площадью 9,59 в условных кадастровых гектарах, принадлежащую ФИО2.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Черноморской райгосадминистрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден размер земельного пая и его стоимость по КСП «Кировский», который составил 9,59 условных кадастровых гектара. Решением Кировского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема раздела на земельные паи сельскохозяйственных угодий КСП «Кировский», в соответствии с которой 1459 членам КСП «Кировский», имеющим право на земельный пай на праве общей долевой собственности без выдела в натуре, были предоставлены земельные участки, площадью 9,59 га сельскохозяйственных угодий каждому.
В целях выявления мнения участников общей долевой собственности об обоснованности включения лиц или земельных долей в список невостребованных земельных долей, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Кировского сельского поселения № назначено проведение общего собрания участников долевой собственности. Общим собранием участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ был определен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
Постановлением администрации Кировского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в газете «Черноморские известия» от ДД.ММ.ГГГГ № (№) и в газете «Крымские известия» от ДД.ММ.ГГГГ № (6249), на официальном сайте администрации: http://кировское-сп.рф, а также на официальном портале Правительства Республики ФИО3 – <адрес> chero.rk.gov.ru в разделе «Муниципальные образования района», подраздел «Кировское сельское поселение». Также список был размещен на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования.
Лицам, полагающим, что они или принадлежащие им доли, необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, предлагалось предоставить в письменной форме возражения в администрацию Кировского сельского поселения в течение трех месяцев со дня опубликования.
Согласно приложению № к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ в списке лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными на территории Кировского сельского поселения, под № указана ФИО2 – серия и номер его сертификата КМ №.
Возражений относительно включения в указанный список земельной доли, принадлежащей ФИО2 на основании сертификата КМ №, не поступало. Включение земельной доли в список невостребованных земельных долей, ФИО2 не оспаривала.
Процедура признания невостребованных долей (паев) на территории Кировского сельского поселения проведена в соответствии с требованиями законодательства.
В ходе рассмотрения дела судом ответчик ФИО2 исключена из числа ответчиков по делу в связи со смертью. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация <адрес> и Совет ФИО3 Республики ФИО3, а в качестве третьего лица – Министерство имущественных и земельных отношений.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила в соответствии с вышеизложенным, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации <адрес> – ФИО6 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика – Совета ФИО3 Республики ФИО3 – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, полагая, что не является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики ФИО3 – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита гражданских прав.
Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, а согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч.3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что распоряжением Черноморской райгосадминистрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден размер земельного пая и его стоимость по КСП «Кировский», который составил 9,59 условных кадастровых гектара (л.д. 4).
Решением Кировского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема раздела на земельные паи сельскохозяйственных угодий КСП «Кировский», в соответствии с которой 1459 членам КСП «Кировский», имеющим право на земельный пай на праве общей долевой собственности без выдела в натуре, были предоставлены земельные участки, площадью 9,59 га сельскохозяйственных угодий каждому (л.д. 5).
Постановлением администрации Кировского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № начата процедура признания невостребованных долей (паев) на территории Кировского сельского поселения <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Кировского сельского поселения № назначено проведение общего собрания участников долевой собственности, в целях выявления мнения участников общей долевой собственности об обоснованности включения лиц или земельных долей в список невостребованных земельных долей (л.д. 6).
Общим собранием участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ был определен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, что подтверждается протоколом (л.д. 7-11).
Постановлением администрации Кировского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (л.д. 13-18).
Список был опубликован в газете «Черноморские известия» от ДД.ММ.ГГГГ № (№) (л.д. 19) и в газете «Крымские известия» от ДД.ММ.ГГГГ № (6249) (л.д. 20), на официальном сайте администрации: http://кировское-сп.рф, а также на официальном портале Правительства Республики ФИО3 – <адрес> chero.rk.gov.ru в разделе «Муниципальные образования района», подраздел «Кировское сельское поселение». Также список был размещен на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования.
Лицам, полагающим, что они или принадлежащие им доли, необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, предлагалось предоставить в письменной форме возражения в администрацию Кировского сельского поселения в течение трех месяцев со дня опубликования.
ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела право на получение земельного сертификата, что подтверждается списком членов от ДД.ММ.ГГГГ №.
В Книге регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай) КСП "Кировский» № на основании сертификата Серия КМ № от ДД.ММ.ГГГГ владелец сертификата значится ФИО2, размер земельной доли (пая) в условных кадастровых гектарах составляет 9,59.
Согласно информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № информация о том, выдавались ли государственные акты на право собственности на земельные участки (паи), в частности, ФИО2, отсутствует.
В соответствии с ответом администрации Кировского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № информация о выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения на имя ФИО2, а также о заключении договоров аренды земельного пая, в администрации Кировского сельского поселения отсутствует.
Согласно приложению № к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ в Списке лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными (далее – Список) на территории Кировского сельского поселения, под № указана ФИО2 – серия и номер его сертификата КМ №.
Возражений относительно включения в Список земельной доли ФИО2 не поступало.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям Реестра наследственных дел по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось, что также подтверждается информацией нотариуса <адрес> нотариального округа ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с частью 3 статьи 218 ГК РФ, в случаях и в порядке предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.
На основании пункта 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пункту 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
При этом п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
По смыслу действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины 2004 года, действовавшего на период смерти ФИО2 (умерла в 2004 году), наследственное имущество переходит к государству, если у наследодателя нет наследников по закону или завещанию, если ни один из наследников не принял наследство.
Таким образом, согласно положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства (Российской Федерации) без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, положениями специального закона, а именно - главой III Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 12.1 указанного Закона определен порядок признания земельных долей невостребованными и процедура признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
В пункте 8 ст. 12.1 данного закона указано, что органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 12.1 указанного Закона, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут бы признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Росимущество реализовало правомочия собственника на данные земельные доли. Соответственно, обращение администрации Кировского сельского поселения <адрес> в суд с настоящим иском, закону не противоречит.
С момента опубликования списка невостребованных земельных долей до настоящего времени наследники земельной доли ФИО2 или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в администрацию Кировского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 не обращались, свои возражения не представляли.
Право на спорную земельную долю в установленном законом порядке за ФИО2 зарегистрировано не было; не были предъявлены какие-либо требования в отношении земельной доли в судебном порядке.
Предпринятые администрацией органа муниципального образования и судом меры не выявили наследников умершей ФИО2.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в отношении земельной доли кто-либо выражал намерение распорядиться ею, а также об использовании земельной долей по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была востребована никем. Кроме того, и сама ФИО2 при жизни не предпринимала добросовестных действий по надлежащему оформлению прав на земельную долю и ее распоряжению.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд приходит к выводу, что земельная доля, принадлежащая ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является невостребованной, что в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является основанием для удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом ФИО3 Республики ФИО3 о передаче Совету ФИО3 Республики ФИО3 осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в силу которого (пункты 1.1.1, 1.1.4) предусмотрено, что Совет ФИО3 Республики ФИО3 осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции Совета ФИО3 Республики ФИО3 в соответствии с настоящим Соглашением; принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 3.7 Постановления Совета ФИО3 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики ФИО3" основной функцией Минимущества является осуществление полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, и Советом ФИО3 Республики ФИО3 о передаче Совету ФИО3 Республики ФИО3 осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Учитывая изложенное, суд не соглашается с доводами Совета ФИО3 Республики ФИО3 о том, что он не является надлежащим ответчиком и, приходит к выводу о том, что в делах подобной категории надлежащим ответчиком выступает Совет ФИО3 Республики ФИО3.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации Кировского сельского поселения к администрации <адрес>, Совету ФИО3 Республики ФИО3, третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО3 о признании муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной – удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО2 на земельную долю размером 9,59 условных кадастровых гектара в праве общей долевой собственности на земельный участок на основании сертификата серии КМ №.
Признать право собственности муниципального образования Кировское сельское поселение <адрес> Республики ФИО3 на невостребованную земельную долю размером 9,59 условных кадастровых гектара, принадлежавшую ФИО2 на основании сертификата серии КМ №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО3 через Черноморский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Ерохина И.В.