Дело № 2-3038/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2014 года, г.Пермь
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
Председательствующего судьи Юрченко И.В.,
При секретаре Каравашковой Е.С., Русских Ю.С.,
С участием представителей истцовИсаевой Л.В., Демкина Е.Н. по доверенности,
Представителя ответчика Департамента градостроительства и архитектуры Ждановой Е.А. по доверенности,
Представителя ответчика Кабирова Р.Ф. – Негуляева В.А., Хариной Е.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Дзержинского района г.Перми, Патрушевой Л.М. к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Кабирову Р. Ф., Ширинкину С. В. о признании недействительным разрешения на строительство от Дата, признании деятельности по строительству дома незаконной, запрете осуществлять строительство дома на земельном участке по Адрес до получения разрешения на строительство, запрете осуществлять привлечение денежных средств граждан для финансирования строительства объекта на земельном участке по Адрес, признании незавершенного строительством объекта недвижимости по адресу г.Пермь самовольной постройкой, возложении обязанности осуществить снос самовольной постройки
У С Т А Н О В И Л
Администрация Дзержинского района г.Перми, Патрушева Л.М. обратились в суд с иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Кабирову Р.Ф., Ширинкину С.В. о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от Дата, выданного Кабирову Р.Ф., признании деятельности по строительству дома по адресу Адрес незаконной, запрете осуществлять строительство дома на земельном участке по Адрес до получения разрешения на строительство, запрете осуществлять привлечение денежных средств граждан для финансирования строительства объекта на земельном участке по Адрес, признании незавершенного строительством объекта недвижимости по Адрес самовольной постройкой, возложении обязанности осуществить снос самовольной постройки. В обоснование исковых требований указали, что Дата Департаментом градостроительства и архитектуры г.Перми Кабирову Р.Ф. было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по Адрес. Указанное разрешение было выдано на основании градостроительного плана, не соответствующего требованиям закона. Градостроительный план был выдан неуполномоченному лицу. С заявлением о получении градостроительного плана земельного участка обратился ФИО1 тогда как на момент подачи указанного заявления собственником земельного участка являлся Ширинкин С.В.. В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. В состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются в том числе градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка. Учитывая изложенное, разрешение на строительство выдается уполномоченным органом на основании и с учетом технических условий на подключение строящегося (проектируемого) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, которые являются обязательным приложением к соответствующему заявлению. К заявлению о выдаче разрешения на строительство Кабировым Р.Ф. были приложены технические условия ОАО «...» (филиал Пермэнерго) от Дата №. Согласно данным, предоставленным ОАО «...» технические условия подключения к сетям электроснабжения за номером ... от Дата года на многоквартирный дом по Адрес не выдавались. Соответственно, документы, предоставленные ответчиком в Департамент градостроительства и архитектуры для получения разрешения на строительство не полны и не достоверны, разрешение выдано с нарушением требований ст.44, 48, 51 Градостроительного кодекса РФ – в отсутствие технических условий на подключение к сетям электроснабжения.
В соответствии с градостроительным планом, утвержденным Дата условно разрешенным видом использования данного земельного участка (кадастровый номер:...) являлся вид Ж-3, допускающий строительство многоквартирных жилых домов. Однако решением Пермской городской думы от Дата в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, согласно которым на территории, ограниченной улицами ..., где расположен спорный земельный участок по Дата, установлена территориальная зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 м. (Ж-4), т.е. вид разрешенного использования для земельного участка по Адрес был изменен с Ж-3 на Ж-4, что не позволяет осуществлять строительство многоквартирного жилого дома. Однако, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми выдал Кабирову Р.Ф. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, что недопустимо в рамках разрешенного использования для данного земельного участка (вид разрешенного использования Ж-4 допускает строительство индивидуальной жилой застройки городского типа). На основании спариваемого разрешения на строительство Кабиров Р.Ф. приступил к строительству многоквартирного жилого дома. На земельном участке вырыт котлован, установлено монолитное основание фундамента. Указанное строение возведено с нарушением требований закона, поскольку разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано с нарушением требований закона. Площадь земельного участка, на котором ведется строительство дома составляет ... кв.м., площадь застройки составляет ... кв.м., т.е. коэффициент застройки земельного участка составляет более 60%, что н е соответствует требованиям Свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010г. №820. В нарушение ст.69 ФЗ-123 от 11.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Кабировым Р.Ф. не соблюдены минимальные противопожарные расстояния – внешняя сторона периметра фундамента строящегося здания находится на расстоянии около 6 метров до ближайшего соседнего дома, вместо нормативных 10 метров. Кроме того, ответчик осуществляет строительство жилого дома с целью продажи помещений гражданам, при этом продажа осуществляется в процессе строительства, что подтверждается объявлениями на сайте в сети Интернет. Данные действия ответчика противоречат требованиям Закона РФ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», поскольку в нарушение требований указанного закона ответчик проектную декларацию по строительству жилого дома по Адрес не опубликовал, договор участия в долевом строительстве в отношении соответствующего объекта не зарегистрировал.
В судебном заседании представители истцов поддержали исковые требования в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в судебном заседании признала исковые требования в части признания недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от Дата, пояснила, что указанное разрешение выдано с нарушением требований действующего законодательства.
Ответчик Ширинкин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Кабиров Р.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается данными сайта Почты России, из которых следует, что судебное уведомление о времени и места рассмотрения дела возвращено в адрес суда за истечением срока хранения.
В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта "О гражданских и политических правах", гарантирующей равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд признает ответчика надлежаще извещенным о времени и дате рассмотрения настоящего спора и в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ Дата Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми Кабирову Р.Ф. выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по Адрес. Указанное разрешение на строительство выдано в соответствии с утвержденной Кабировым Р.Ф. Дата проектной документацией на выполнение всего объема работ в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ... принадлежащем Кабирову Р.Ф. на праве собственности.
В соответствии с Положением о департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от Дата. №, департамент является функциональным органом администрации города Перми уполномоченным в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми.
Департамент в соответствии с п.3.2.1.10 Положения принимает решение о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке.
В соответствии со ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
Пунктом 12 ст.48 ГрК РФ установлено, что в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: 1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
Таким образом, разрешение на строительство выдается уполномоченным органом с учетом технических условий на подключение проектируемого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, которые являются обязательным приложением к соответствующему заявлению застройщика.
Судом установлено, что в состав проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по Адрес, подготовленный проектной организацией ООО «...», застройщиком были представлены технические условия ОАО «...» филиала Пермэнерго от Дата №№; ООО «...» от Дата. №; Пермского филиала ЗАО «...» от Дата. №.
Градостроительный план земельного участка по Адрес был утвержден распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата
На момент утверждения указанного градостроительного плана земельный участок по Адрес был расположен в территориальной зоне смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными жилыми домами не выше 4 этажей (Ж-3), размещение многоквартирных жилых домов в данной территориальной зоне отнесено к основным видам разрешенного использования.
Подпунктом 1.1 пункта 1 решения Пермской городской Думы от Дата. № (в ред. От Дата. №) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от Дата. №»» установлено, что градостроительные планы земельных участков не подлежат применению в случае противоречия градостроительных регламентов действующим правилам. Согласно Правилам указанная норма вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования, т.е. с Дата.. Таким образом, на момент выдачи разрешения на строительство от Дата. многоквартирного жилого дома по Адрес указанный градостроительный план земельного участка являлся действующим.
Согласно письму ОАО «...» на имя заместителя Главы администрации г.Перми от Дата технические условия для присоединения к электрическим сетям № от Дата филиалом ОАО «...» не готовились и не выдавались, их регистрационный номер не соответствует требованиям, установленным в филиале ОАО «...» (л.д.14 том 2).
Согласно письму ЗАО «...» Пермский филиал на имя исполняющего обязанности заместителя главы администрации г.Перми технические условия присоединения к газораспределительным сетям за № от Дата. Пермским филиалом ЗАО «...» по Адрес не выдавались (л.д.19 том 2).
Под техническими условиями понимается документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретные изделие, материал, вещество и пр. или их группа. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить соблюдены ли данные требования. Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию. Состав, построение и оформление технических условий должны соответствовать требованиям ГОСТ.
При проектировании объектов капитального строительства, организация или частное лицо, выполняющие проектные работы в соответствии с техническим заданием на проектирование выполняют расчет необходимой нагрузки для подключения к инженерным сетям. Застройщик осуществляет получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерного обеспечения в организациях, эксплуатирующих соответствующие инженерные сети.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Техническими условиями на электроснабжение устанавливается величина единовременной мощности потребителя, категория надежности, напряжение, присоединяемая мощность, место присоединения, перечень работ, которые производятся для технологического присоединения к электрическим сетям объекта, схема подключения. Технические условия на электроснабжение включают чертеж-проект, протоколы испытаний оборудования и электрической проводки, акт разграничения балансовой принадлежности.
Технические условия на газоснабжение – документ, которым газораспределительная организация подтверждает техническую возможность сетей газовой организации на подачу газа на новый объект в объеме, необходимом для работы заявленного на установку газового оборудования. В технических условиях содержится указание на газовое оборудование, разрешенное к установке и газопровод – источник, от которого возможна газификация объекта.
В силу ч.2 ст. 260 и ч.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Положениями п.2 ч.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст.5 ФЗ №384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» согласно акту экспертного исследования ООО «...» от Дата проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома с соблюдением нормативных требований в области строительства, технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, межгосударственных и иных действующих нормативов, не может быть разработана в отсутствии технических условий на электроснабжение, газоснабжение. В проектной документации на основании технических условий должны быть предусмотрены возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения (п.9.1 ст.15 ФЗ №384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения (п.9.3 ст.15 ФЗ №384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно ст.15 указанного Закона РФ в проектной документации здания или сооружения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть учтены исходные данные, передаваемые застройщиком (заказчиком) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В составе исходных данных для проектирования должен быть указан уровень ответственности проектируемого здания или сооружения, устанавливаемый в соответствии с частями 7 - 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания или сооружения, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание или сооружение было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
В проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть предусмотрены:
1) возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей;
2) минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения;
3) сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения;
4) сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, повреждение которых может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Согласно акту экспертного исследования ООО «...» № от Дата. разработка проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в отсутствие технических условий на электроснабжение, газоснабжение может повлечь за собой невозможность нормальной, безопасной эксплуатации построенного по данной проектной документации многоквартирного жилого дома.
Разработка проектной документации в отсутствие технических условий на подключение многоквартирного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения влечет невозможность ввода объекта в эксплуатацию (л.д.68-81 том 2).
В материалах дела имеются технические условия для присоединения к электрическим сетям № от Дата., выданные ФИО1 Наименование энергопринимающих устройств – индивидуальный жилой дом по Адрес, максимальная мощность 40кВт (л.д.118 том 2), изменения техусловий № от Дата
Из письма ОАО «...» следует, что изменениями № № от Дата указанных техусловий максимальная подключаемая мощность (40 кВт) не была увеличена и такой мощности недостаточно для нормального подключения и обеспечения электроэнергией многоквартирного жилого дома на 30 квартир.
Таким образом, учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, принимая во внимание то обстоятельство, что проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома по Адрес разработана в отсутствие технических условий на электроснабжение и газоснабжение многоквартирного жилого дома, разрешение на строительство указанного жилого дома, выданное с учетом представленной проектной документации на многоквартирный жилой дом, следует признать недействительным. Доводы ответчиков о том, что технические условия фактически выполнены не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения для разрешения исковых требований о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома.
При этом застройщик не лишен права повторно обратиться в Департамент градостроительства и архитектуры за получением разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, представив проектную документацию на многоквартирный дом, разработанную в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем суд считает, что в удовлетворении требований о сносе незавершенного строительством объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по Адрес следует отказать.
В соответствии со ст.222 ГПК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
По смыслу ст. 29 ЗК РФ, а также ст. 222 ГК РФ к числу самовольных построек может быть отнесено строение, которое возведено либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок по Адрес принадлежит на праве собственности Кабирову Р.Ф., разрешенное использование земельного участка – многоквартирные жилые дома. На земельном участке, согласно представленных доказательств, возведен фундамент.
Суд считает, что предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности снести фундамент не имеется, поскольку сам по себе факт наличия фундамента на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, не влечет нарушения прав и законных интересов иных лиц. Доводы истцов о том, что поскольку фундамент возведен на основании недействительного разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, он подлежит сносу не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что возведенный фундамент соответствует понятию самовольной постройки, содержащемуся в ст.222 ГК РФ не представлено, при этом суд принимает во внимание, что фундамент находится на земельном участке принадлежащем ответчику, доказательств того, что фундамент возведен с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил материалы дела не содержат.
Также суд считает неподлежащими удовлетворению требования о признании деятельности по строительству многоквартирного жилого дома по Адрес незаконной, запрете ответчикам осуществлять строительство на указанном земельном участке до получения нового разрешения на строительство, запрете осуществлять привлечение денежных средств граждан для финансирования строительства объекта на земельном участке по Адрес. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке по Адрес, требование о признании деятельности по строительству многоквартирного жилого дома по Адрес незаконной не влечет восстановления каких-либо прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, последствия возведения жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества, созданного без получения на это необходимых разрешений предусмотрены положениями ст.222 ГК РФ.
Также суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о запрете ответчикам осуществлять строительство на указанном земельном участке до получения нового разрешения на строительство, запрете осуществлять привлечение денежных средств граждан для финансирования строительства объекта на земельном участке по Адрес поскольку в соответствии с действующим законодательством получение разрешение на строительство требуется для определенных объектов капитального строительства, при этом собственник земельного участка вправе по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Запрет на осуществление строительства на земельном участке, будет нарушать права ответчика как собственника земельного участка на строительство объектов, не требущих получения разрешения на строительство. Также действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты прав как запрет на привлечение денежных средств граждан для финансирования строительства. Истцом не представлено достаточно убедительных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что ответчиком осуществляется привлечение денежных средств граждан на строительство многоквартирного жилого дома, в связи с чем указанные требования не влекут восстановление прав и законных интересов иных лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать недействительным разрешение на строительство многоквартирного жилого дома № от Дата, выданное Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми Кабирову Р. Ф..
В остальной части иска отказать.
Решение в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
...
Судья И.В.Юрченко