Дело № 2-100/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кореновск 02 февраля 2018 года
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе
судьи Ермолаевой Е.С.,
с участием секретаря судебного заседания Будько Ю.М.,
с участием истца Дымченко В.Ю., представителя ответчика – администрации МО Кореновский район по доверенности Симсон О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юшиной О.В. к администрации муниципального образования Кореновский район о признании права собственности,
установил:
Юшина О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Кореновский район о признании права собственности. Исковые требования мотивированы тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...> К принадлежащему истцу на праве собственности жилому дому в 1992 г. была возведена пристройка, общей площадью 5,4 кв.м., в результате чего общая площадь дома увеличилась. Пристройка была возведена без оформления соответствующего разрешения компетентных органов и оформления необходимой документации. Вместе с тем, полагает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право признать право собственности на указанное имущество, поскольку возведенная ею пристройка и перепланировка дома соответствует градостроительным нормам и правилам, требованиям надежности и безопасности, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушены, угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном жилом доме не имеется. В связи с изложенным, вынуждена обратиться в суд и просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> общей площадью 78,5 кв.м., после завершения реконструкции.
В судебном заседании истец Юшина О.В. просил удовлетворить исковое заявление по изложенным в нем доводам.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО Кореновский район по доверенности Симсон О.В. не возражал против удовлетворения требований Юшиной О.В., с учетом проведенной по настоящему делу строительно-технической экспертизы.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Юшина О.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.07.2015 г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 72,3 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2015 года.
Согласно техническому паспорту жилого дома <...>, составленного по состоянию на 26 апреля 2016 года, указанное домовладение имеет общую площадь 78,5 квадратных метра.
В судебном заседании установлено, что увеличение площади жилого дома произошло по причине возведения к жилому дому кирпичной пристройки, перепланировки. Разрешение на возведение пристройки не получено.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Вместе с тем положения статьи 29 Жилищного кодекса не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее Правила) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно пункту 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из материалов дела не усматривается, что истец Юшина О.В. обращался в установленном порядке в компетентный орган о сохранении спорного помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, в этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц.
Судом в рамках настоящего дела была назначена и проведена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта <...> от 24.01.2018 г. № 02-01-01-004, в ходе проведенной экспертизы жилого <...> с учетом проведенной реконструкции и переоборудования, установлено, что при возведении пристройки к указанному жилому дому существенные нарушения градостроительных, санитарных, пожарных норм и правил допущено не было. Жилой дом соответствует строительным, санитарным и пожарным нормам и правилам, жилой дом в перепланированном, реконструированном состоянии не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Изучив вышеуказанное заключение эксперта, суд считает, что заключение соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ, проведено квалифицированным экспертом, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данное заключение суд принимает во внимание при вынесении решения, поскольку в нем полно отражены ответы на поставленные судом перед экспертом вопросы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение мотивировано и обосновано.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения, что предусмотрено частью 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основанием для проведения перепланировки жилого помещения является решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и (или) перепланировки, которое выдается на основании подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения являются самовольными в случае их проведения при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (без получения разрешения соответствующего органа о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
В связи с тем, что проект перепланировки и переустройства домовладения не утверждался, разрешение на переустройство и перепланировку жилого дома истцом не оформлялось, следовательно, в силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации эти действия признаются самовольными.
Частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Единственным условием, при котором перепланированное и переустроенное жилое помещения может быть сохранено в таком состоянии является не нарушение прав и законных интересов граждан и отсутствие угрозы их жизни или здоровью.
Исходя из общего правила доказывания, установленного статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказать, что реконструкцией, переустройством не нарушаются права и законные интересы граждан и что угроза жизни и здоровью граждан отсутствует, должно лицо, которое произвело самовольную перепланировку. Истцом Юшиной О.В. данные доказательства представлены и подтверждены заключением эксперта.
С учетом вышеизложенного, у суда имеются основания для удовлетворения требований Юшиной О.В.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Юшиной О.В. к администрации муниципального образования Кореновский район о признании права собственности – удовлетворить.
Признать за Юшиной О.В. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>
Решение суда о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и изготовления технического плана.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кореновский районный суд.
Судья Кореновского районного суда Е.С.Ермолаева