Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> Яр ДД.ММ.ГГГГ
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Турченко Т.А.,
с участием помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Масутова А.А.
при секретаре Досмухамбетовой В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МО «Сеитовский сельсовет», МО «Джанайский сельсовет», МО «Юбилейнинский сельсовет» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий в области дорожного движения,
ПОСТАН О В И Л:
прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МО «Джанайский сельсовет», МО «Сеитовский сельсовет», МО «Юбилейнинский сельсовет» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий в области дорожного движения.
В обосновании своих требований указав, что в населенных пунктах муниципальных образований-ответчиков была проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ. В ходе проверки установлено, что в <адрес> напротив домов № <адрес> (протяженностью 2,5 км) отсутствует асфальтобетонное покрытие на расстоянии 4 м, автомобильные дороги на <адрес> (протяженностью 2,5 км) и <адрес> (протяженностью 0,3 км) в ночное время частично освещались, не имели идентификационные номера и в отношении них не проведен технический учет и паспортизация; в <адрес> автомобильные дороги на <адрес> (протяженностью 0,4 км), <адрес> (протяженностью 0,6 км), <адрес> (протяженностью 0,9 км), <адрес> (протяженностью 0,5 км), <адрес> (протяженностью 0,9 км.) в ночное время освещались частично, не имели идентификационные номера и в отношении них не был проведен технический учет и паспортизация; в <адрес> напротив домов № и 11 <адрес>, напротив <адрес>, напротив школы <адрес> имелись выбоины, превышающие размеры п. 3.1.2 ФИО9 50597-93, напротив <адрес> возле автодороги имелась яма глубиной 1,5 м и шириной 0,4 м., автомобильные дороги с твердым покрытием в <адрес> (протяженностью 1 км), <адрес> (протяженностью 1,2 км), <адрес>, Шоссейная (протяженностью 0,4 км), <адрес> (протяженностью 0,3 км), <адрес> (протяженностью 0,7 км), в <адрес> – Пристань на <адрес> в ночное время не совещались, не имели идентификационные номера и в отношении них не проведен технический учет и паспортизация.
Автомобильные дороги на указанных улицах находятся в собственности вышеуказанных муниципальных образований в силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Ненадлежащее содержание автомобильных дорог ответчиками создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушают права неопределенного круга лиц
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Масутов А.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, изложив доводы, указанные в заявлениях.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району Кадралиев И.К. считает, что иск подлежит удовлетворению, пояснив, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Представители администрации МО «Юбилейнинский сельсовет» Сундеткалиева Л.М., администрации МО «Джанайский сельсовет» Куангалиева М.С., администрации МО «Сеитовский сельсовет» Яксыбанева З.С. иск признали частично, не согласились с бездействием администраций. Суду пояснили, что дороги с асфальтовым покрытием должны быть паспортизированы, улицы должны освещаться, выбоины и иные повреждения должны устраняться, однако, в связи с отсутствием надлежащего финансирования работы будут производиться поэтапно в соответствии с поступающими денежными средствами на указанные цели. Просят дать им время для устранения всех нарушений.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принцах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам ведения муниципального образования поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного пользования. Дорожной деятельностью в соответствии с п. 6. ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера.
Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений автомобильным дорогам местного значения поселений.
В соответствии с п. 12.1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог"(утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) технический учет и паспортизацию автомобильных дорог проводят с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и содержанию эксплуатируемых доро<адрес> 12.1.2.указанных строительных норм гласит, что техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности, руководствуясь действующими требованиями.
Согласно п. 3.1.1. ФИО9 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В п. 3.1.2. ФИО9 50597-93 указано, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п. 4.1.5 ФИО9 52605-2006 «Технические организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» для информирования водителей участки дорог с искусственными неровностями должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
В соответствии с п. 4.1.1. ФИО9 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принцах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
В соответствии с п. 4.6.1 Ведомственных строительных норм ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог"(утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) на автомобильных дорогах следует освещать участки дорог в пределах населенных пунктов, а при возможности использования существующих электрических распределительных сетей также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех подходах к ним на расстоянии не менее 250 м и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участкам при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Согласно п. 4.6.6. Ведомственных строительных норм ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог"(утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-4-79, а освещение автодорожных тоннелей - в соответствии с требованиями СНиП П-44-78.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципальных образований-ответчиков имеются дороги, части которых не соответствуют правилами и техническими нормами. В результате проведенной проверки было выявлено, что дороги в вышеуказанных муниципальных образованиях не имеют идентификационные номера, в отношении них не проведен технический учет и паспортизация, улицы в ночное время не освещались, имеются выбоины и ямы на дорогах.
В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден ФИО9 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Из Уставов муниципальных образований «Сеитовский сельсовет», «Джанайский сельсовет», «Юбилейнинский сельсовет» следует, что к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Таким образом, ссылка представителей ответчиков на отсутствие в бюджете муниципальных образований денежных средств на выполнение вышеуказанных работ само по себе не освобождает муниципальные образования от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог.
Поскольку нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и законодательства о безопасности дорожного движения, действия или бездействия органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов, влечет за собой в установленном порядке гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд считает необходимым обязать ответчиков организовать освещение участков автомобильных дорог с твердым покрытием, устранить просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, присвоить идентификационные номера, провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог с твердым покрытием, расположенных в границах вышеуказанных муниципальных образований, поскольку технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 1 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 1,2 ░░), <░░░░░>, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ 0,4 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,3 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,7 ░░), <░░░░░> – ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ 11 <░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 1 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 1,2 ░░), <░░░░░>, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ 0,4 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,3 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,7 ░░), ░ <░░░░░> – ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 2,5 ░░) ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,3 ░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 2,5 ░░) ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,3 ░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,4 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,6 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,9 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,5 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,9 ░░.).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,4 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,6 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,9 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,5 ░░), <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ 0,9 ░░.).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: