РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2013 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Митина О.Ю.,
при секретаре Безлюдовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/13 по заявлению Яшина С.И. об оспаривании решения федерального государственного учреждения и взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Яшин С.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения федерального государственного учреждения - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») по Тульской области, отказавшего ему в осуществлении государственного учета жилого дома, и взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что 1 ноября 2012 года в Чернском производственном участке Белевского отделения Тульского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» ему был выдан технический паспорт на жилой дом <адрес> и разъяснено, что с 1 сентября 2012 года кадастровые паспорта на объекты недвижимости выдает не БТИ, а ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области. 21 ноября 2012 года его представитель по доверенности А. обратилась в межрайонный отдел № 5 (рабочее место в пос. Чернь) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с заявлением о выдаче кадастрового паспорта указанного жилого дома. Однако ей объяснили, что для выдачи кадастрового паспорта с заявлением необходимо представить заверенную нотариально копию технического паспорта либо заказать в БТИ второй экземпляр технического паспорта. Получив 3 декабря 2012 года в БТИ второй экземпляр технического паспорта, 6 декабря 2012 года А. вновь обратилась в межрайонный отдел № 5 (рабочее место в пос. Чернь) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с заявлением о выдаче кадастрового паспорта жилого дома. 10 января 2013 года было получено решение № 71/2013-310 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об отказе в осуществлении государственного учета жилого дома в связи с тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Считает, что решением федерального государственного учреждения ему созданы препятствия в осуществлении его права на оформление в собственность в порядке приватизации принадлежащего ему недвижимого имущества. Кроме того, кадастровые паспорта до 2013 года выдавались бесплатно, а с 1 января 2013 года за выдачу необходимо платить госпошлину, то есть на него незаконно возлагается обязанность нести дополнительные расходы. Просит суд обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области выдать Яшину С.И. либо его представителям по доверенности бесплатно кадастровый паспорт на жилой дом <адрес> и взыскать с филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в его пользу расходы по оплате госпошлины и за оказание юридической помощи в сумме 5200 рублей.
Заявитель Яшин С.И. в судебное заседание не явился. В деле имеется доверенность на представление его интересов Исаевым В.Н.
Представитель заявителя по доверенности Исаев В.Н. в судебное заседание не явился. В суд поступило его письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он поддержал заявленные Яшиным С.И. требования и просил их удовлетворить.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, чьё решение обжалуется, в судебное заседание не явился. От представителя по доверенности Иванниковой Н.Л. в суд поступило письменное возражение на заявленные Яшиным С.И. требования, в котором она просила рассмотреть дело в её отсутствие. Также Иванникова Н.Л. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку орган кадастрового учета не создавал Яшину С.И. никаких препятствий в осуществлении его права на оформление в собственность жилого дома.
Свидетель А. показала, что зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и оказывает юридические услуги гражданам. Являясь представителем по доверенности Яшина С.И., 21 ноября 2012 года она обратилась в межрайонный отдел № 5 (рабочее место в пос. Чернь) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области для получения кадастрового паспорта жилого дома <адрес>. В органе кадастрового учета ей объяснили, что указанный жилой дом на кадастровом учете не состоит, поэтому, сначала необходимо поставить жилой дом на кадастровый учет. Для этого нужно подать заявление и приложить к нему либо заверенную нотариально копию технического паспорта либо второй экземпляр технического паспорта. О том, что после 1 декабря 2012 года технические паспорта приниматься не будут, ей не объяснили. После этого она обратилась в БТИ за вторым экземпляром технического паспорта, который получила 3 декабря 2012 года. 6 декабря 2012 года она вновь обратилась в орган кадастрового учета и подала заявление о постановке жилого дома на кадастровый учет с приложением технического паспорта.
Свидетель Т. показала, что работает техником филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области. 6 декабря 2012 года к ним обратилась А., как представитель по доверенности Яшина С.И., с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет. Вместе с заявлением она предоставила технический паспорт жилого дома. Однако с 1 декабря 2012 года технические паспорта для постановки объекта на учет не принимаются, а принимаются технические планы объекта, о чем за две недели до 1 декабря они повесили на входной двери рабочего кабинета письменное объявление. А. знала об этом, но настояла, чтобы заявление с дубликатом технического паспорта у неё приняли. Она приняла у А. заявление с дубликатом технического паспорта и отправила данные документы в Тулу, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, так как решение о постановке на учет либо об отказе принимает филиал. Через 20 дней из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области поступило решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта.
Выслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указал, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
В ст.3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» закреплено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу п.1, 4, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации № 473 от 13.09.2011 Федеральные бюджетные учреждения «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации реорганизованы путем присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с сохранением основных целей деятельности.
Таким образом, в настоящее время ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является государственным учреждением, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости,
Заявитель Яшин С.И. оспаривает решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома <адрес>. В обоснование требований Яшин С.И. ссылается на то, что его представитель А., обращавшаяся в орган кадастрового учета, представила все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета жилого дома.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, в нарушение указанной нормы, заявитель Яшин С.И. не представил доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав решением органа кадастрового учета.
Так, из содержания заявления Яшина С.И., показаний свидетелей А. и Т., письменных материалов дела, в том числе копии титульного листа технического паспорта жилого дома от 01.11.2012 г., копии заявления от 06.12.2012 г., судом установлено, что 6 декабря 2012 года представитель Яшина С.И. по доверенности А. обратилась в межрайонный отдел № 5 (рабочее место в пос. Чернь) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <адрес> К заявлению А. прилагался технический паспорт жилого дома по указанному адресу.
Статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 28.07.2012 г.) до 1 января 2013 года был установлен переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения Федерального закона № 221-ФЗ не применялись в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период осуществляли как органы и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета, так и подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.
Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период органами кадастрового учета был введен в действие на территории Тульской области с 1 сентября 2012 года Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 года № 577, и действовал до окончания переходного периода - до 1 января 2013 года.
Подпункт 1 пункта 21 Порядка осуществления государственного учета, устанавливал, что с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен технический план объекта, который подлежал учету.
Пункт 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 года № 577, который ввел в действие Порядок осуществления государственного учета, содержал исключение из данного правила, а именно: в течение трех месяцев с даты введения в действие Порядка учета для осуществления государственного учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, то есть применительно к Тульской области до 1 декабря 2012 года, вместо технического плана, предусмотренного подпунктом 1 пункта 21 Порядка учета, заявитель вправе был представить технический паспорт, выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства, технический паспорт жилого дома <адрес> мог быть представлен А. в орган кадастрового учета только до 1 декабря 2012 года.
В соответствии с п.10 Порядка государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период органами кадастрового учета, постановка на учет осуществлялась на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о государственном учете и необходимых в соответствии с Порядком для осуществления такого учета документов.
Согласно п.35 Порядка, при выявлении оснований для отказа в осуществлении государственного учета уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета принималось решение об отказе в осуществлении государственного учета.
Согласно подпункту 2 пункта 70 Порядка, орган кадастрового учета принимал решение об отказе в осуществлении государственного учета в случае, если заявление о государственном учете или необходимые для государственного учета документы по форме либо содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п.72 Порядка решение об отказе должно было быть принято в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня регистрации заявления.
Из копии решения от 10.01.2013 г. № 71/2013-310 следует, что, рассмотрев заявление о постановке на государственный учет объекта учета №, поданное представителем Яшина С.И. по доверенности А. 6 декабря 2012 года, инженер 1 категории филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области М. в установленный законом срок принял решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы (технический паспорт) по форме и содержанию не соответствуют требованиям закона (технический план).
Таким образом, судом установлено, что решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома <адрес> принято в соответствии с требованиями закона и не нарушает права заявителя на оформление в собственность в порядке приватизации недвижимого имущества.
Доводы Яшина С.И., указанные в его заявлении, о том, что 6 декабря 2012 года представителем А. в орган кадастрового учета были поданы все необходимые документы для осуществления учета, суд считает несостоятельными, поскольку законодательством установлена обязанность заявителя предоставить после 1 декабря 2012 года технический план объекта учета, а не технический паспорт, который прилагался к заявлению А.
При этом суд учитывает, что представитель Яшина С.И. по доверенности А., как индивидуальный предприниматель, оказывающий юридические услуги гражданам, имела возможность перед подачей заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в переходный период ознакомиться с требованиями законодательства по данному вопросу.
С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд полагает, что требования Яшина С.И. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
С учетом положений ст.98 ГПК РФ, суд также считает, что в удовлетворении требований Яшина С.И. о взыскании судебных расходов надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении заявления Яшина С.И. об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области, отказавшего в осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома, и взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Ю.Митин