Дело № 2-1343-2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2016 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Ленович К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Кислицына И.И. и Олейник Е.И. к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Востокрегионжилье» и Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
На основании ордера № 74 от 28.09.1992 они являются нанимателями двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Когда в ноябре 2015 года они решили воспользоваться своим правом на приватизацию указанного жилого помещения, выяснилось, что правообладатель жилищного фонда - ФГУ «СибТУИО» МО РФ (далее по тексту - Управление) не уполномочено заключать договоры на передачу квартир в собственность граждан.
Истцы, полагая, что данное обстоятельство нарушает их права, поскольку они не могут приватизировать занимаемое ими по договору социального найма жилье в установленном законом порядке, просили суд признать за ними право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истцов Благушина Е.И., действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Аюшиева О.Б., действующая по доверенности, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что истцом не представлено доказательств, дающих право на приватизацию жилого помещения в том смысле, как это регламентировано законом о приватизации жилого фонда, учитывая при этом, что спорное жилое помещение является служебным.
Уполномоченный представитель0 привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Кудрявцев А.А. полагал, что законных оснований для удовлетворения иска не имеется.
Истцы Кислицыны И.И, и Олейник Е.И., а также представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Минобороны РФ Мирошникова Р.Ф., действующая по доверенности, в письменном виде просили рассмотреть дело в их отсутствие, а последняя, кроме того, в своем возражении по иску просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Третьи лица Кислицына Н.Н. и Олейник И.В. в суд не явились, о рассмотрении дела извещены.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 5 ЖК РФ).
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту – Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Правом на приватизацию жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из указанного следует, что право на приватизацию имеют те граждане, которые занимают жилые помещения на условиях договора социального найма.
Согласно п. 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество пограничных и внутренних войск, органов безопасности, относится исключительно к федеральной собственности.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной, муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий Реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, квартира общей площадью 42 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, военный городок №, инв. №, является собственностью Российской Федерации, закрепившей право оперативного управления квартирой за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2015 (см. л.д. 6).
На основании ордера №, выданного 28.09.1992 исполнительным комитетом Ингодинского Совета депутатов трудящихся, указанное жилое помещение было предоставлено Кислицыной Н.Н. на состав ее семьи: супругу Кислицыну И.И., детям <данные изъяты>. (л.д.5).
Из представленных по запросу суда сообщений администрации Ингодинского района, комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», ГКУ ГАЗК не удалось установить, что явилось основанием выдачи указанного ордера (л.д. ).
Из пояснений третьего лица Кислицыной Н.Н. следует, что в спорную квартиру их семья вселилась фактически в 70-х годах прошлого века, когда ее супруг был военнослужащим. После его увольнения в 1983 году она сама устроилась в войсковую часть как вольнонаемная, в связи с чем ей и был выдан вышеназванный ордер на вселение, и с тех пор они фактически занимают эту квартиру на условиях социального найма.
В то же время, факт отношений истицы, равно как и ее супруга, с Министерством обороны ни на период вселения в жилое помещение, ни на дату выдачи ордера материалами дела не подтверждается, сам ордер был выписан исполнительным комитетом Ингодинского Совета депутатов трудящихся. Доказательств о том, что послужило основанием к выдаче ордера, суду не представлено.
Согласно справке о составе семьи от 17.11.2015, в спорном жилом помещении по настоящее время зарегистрированы Кислицыны И.И. и Н.Н., а также Олейник Е.И. и Олейник И.В. (л.д.11).
18.11.2015 и 16.12.2015 Олейник И.В. и Кислициной Н.Н., соответственно, оформлены нотариально заверенные согласия на приватизацию спорного жилого помещения, в которых они одновременно выразили свой отказ от права на приватизацию в пользу лиц, участвующих в ней. (см. л.д. ).
В обоснование возражений по иску ответчики ссылаются на служебный статус спорного жилого помещения.
Согласно письменному сообщению начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 04.07.2016, адресованному ФГКУ «СибТУИО МО РФ», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет статус «служебное» на основании постановления главы администрации муниципального района «Читинский район» № 6 от 25.05.2007. (см. л.д. ).
Между тем, представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Кудрявцев А.А. представить копию такого постановления по запросу суда не смог, сообщив в письменном виде, что у ответчика оно отсутствует. (см. л.д. ).
Более того, из сообщений администрации муниципального района «Читинский район» от 29.09.2016 и от 07.10.2016, соответственно, вышеназванное постановление № 6 в отношении спорного жилого помещения в администрации района также отсутствует, а само жилое помещение в реестре муниципальной собственности <адрес> не значится.
По информации представителя ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Кудрявцева А.А. от 13.10.2016, отсутствует такое постановление и в территориальном отделе «Востокрегионжилье».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 1470-р военные городки на <адрес> исключены из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Между тем, решения об обеспечении Кислицыных жилым помещением как лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, среди документов, представленных в суд, не имеется, а из пояснений Кислицыной Н.Н. следует, что на таком учете они не состояли.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа названных выше норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются, что занимают спорную квартиру на протяжении длительного периода времени, надлежащим образом выполняет права и обязанности нанимателя жилого помещения, ранее не участвовали в приватизации, военнослужащими не являются, а жилое помещение фактически занимают на условиях социального найма, в связи с чем, по их мнению, они имеют право на приобретение имущества в собственность в порядке приватизации.
В предмет доказывания по делам о признании права гражданина на приватизацию входят следующие юридически значимые факты: принадлежность жилого помещения к государственному либо муниципальному жилищному фонду социального использования; заключение договора социального найма жилого помещения в установленном порядке (часть 1 статьи 60 ЖК РФ); круг членов семьи, обладающих равным с нанимателем правом на приватизацию; наличие согласия всех членов семьи нанимателя на приватизацию жилого помещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о предоставлении истцам спорного жилого помещения в бессрочное пользование на условиях договора социального найма, суду не представлено.
Представленные истцами ордер и справка о регистрации не могут служить доказательством, отвечающим признакам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, свидетельствующим о предоставлении спорного жилого помещения именно на условиях социального найма, поскольку первичных документов, в частности решения компетентного органа или созданной им жилищной комиссии о предоставлении спорного помещения в пользование граждан на конкретных основаниях и правовом режиме пользования жилищем, истцами в суд не представлено, а имеющийся в материалах дела ордер таких сведений не содержит.
При таких обстоятельствах доводы истцов о том, что спорное жилое помещение они занимают на условиях социального найма, суд находит несостоятельными.
Соответственно, к отношениям по пользованию истцами спорным жилым помещением нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма применены быть не могут.
Проанализировав представленные по делу письменные доказательства в совокупности с приведенными нормами закона, суд приходит к выводу о том, что на данные правоотношения не могут распространяться положения законодательства о приватизации.
В этой связи суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кислицына И.И. и Олейник Е.И. к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Востокрегионжилье» и Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья Коберская М.В.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2016