№12-336/2019
РЕШЕНИЕ
23 декабря 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Гараниной Е.В.,
при секретаре Шкаберда А.А.,
с участием представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области Агаджанян Ж.А.,
представителя ООО ЧОО «Собос-Страж-А» Манукяна С.Р., Серяковой Н.П.,
рассмотрев материалы административного дела по жалобе общества с ограниченной ответственностью ЧОО «Собос-Страж-А» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Агаджанян Ж.А. № 64/6-87-19-ИЗ/12-12081-И/54-70 от 19 сентября 2019 года, которым ООО ЧОО «Собос-Страж-А» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
ООО ЧОО «Собос-Страж-С» постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Агаджанян Ж.А. № 64/6-87-19-ИЗ/12-12081-И/54-70 от 19 сентября 2019 года, привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО ЧОО «Собос-Страж-А» обратились с жалобой на него, в которой просит постановление отменить, заменить наказание назначенное в виде штрафа на предупреждение, указывает на то, что организация является субъектом малого бизнеса, ранее не привлекалось к административным правонарушениям, в связи с чем при назначении наказания необходимо применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседании представители ООО ЧООО «Собос-Страж-А» поддержали доводы жалобы, пояснили, что никакого вреда для окружающих, в результате допущенного нарушения не возникло, кроме того ежегодно все сотрудники ООО ЧОО «Собос- Страж-С», в том числе и Филлипов А.Е. проходили медицинские осмотры на допуск к работе с оружием, в рамках данного осмотра предусмотрено прохождение врача психиатра и сдача анализов на употребление наркотических и психотропных веществ.
Представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что возможности применения ст. 4.1.1 КоАП РФ в конкретном случае не имеется, поскольку отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ст. 3.4 КоАП РФ (отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира). Поскольку лицу, работающему охранником и не прошедшему обязательного психиатрического освидетельствования было вверено оружие, то имело место возникновения угрозы жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира.
Суд, заслушав участника процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1. КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 7 и 8 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице, в которой указаны работники военизированной охраны, и других ведомств и служб, которым разрешено ношение и применение огнестрельного оружия. Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Общие лабораторные и функциональные исследования: электроэнцефалография.
В силу ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 212 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается представителями ООО ЧОО «Собос-Строаж-А» в результьате произошедшего 01 августа 2019 года несчастного случае на производстве с охранником Филипповым А.Е. было выявлено, что данное лицо допускалось к работе без обязательного психиатрического освидетельствования, при этом ему разрешено ношение и применение огнестрельного оружия при исполнении трудовых обязанностей.
Наличие события административного правонарушения, и наличие в действиях ООО ЧОО «Собос-Страж-С» состава административного правонарушения заявитель не оспаривает. Более того данные обстоятельства нашли подтверждение в материалах административного производства, действия ООО ЧОО «Собос-Страж-А» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Протокол составлен уполномоченным лицом, главным государственным инспектором труда в Саратовской области (по правовым вопросам), что отвечает требованиям Приказа Роструда от 02 сентября 2015 года N№238 и в пределах сроков давности, предусмотренных ст. 4.5. КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что имеются основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ суд находит не состоятельными ввиду следующего.
Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на должностное лицо общества административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к установленному законодательством порядку действий, направленных на соблюдение требований ТК РФ, и безопасности своих сотрудников и неопределенного круга лиц.
Кроме того, как пояснили представители ООО ЧОО «Собос-Страж-А», Филиппов А.Е. от работы не отстранялся, а необходимое освидетельствование прошел согласно представленной справке только 02 октября 2019 года, т.е. не незамедлительно, а спустя 20 дней с момента выявления правонарушения сотрудниками ГИТС, а непосредственно трудовую деятельность Филиппов А.Е. осуществлял в обществе с 2017 года.
Таким образом, факт принадлежности вышеназванного юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение оспариваемых актов, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в таком случае возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
При таких обстоятельствах, на основании проверки всех собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Агаджанян Ж.А. № 64/6-87-19-ИЗ/12-12081-И/54-70 от 19 сентября 2019 года, которым ООО ЧОО «Собос-Страж-А» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Каких-либо нарушений закона или неправильного его применения, влекущих отмену постановления, должностным лицом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Агаджанян Ж.А. № 64/6-87-19-ИЗ/12-12081-И/54-70 от 19 сентября 2019 года, которым ООО ЧОО «Собос-Страж-А» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: