Дело № 2- 398(2013)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2013 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., представителя ответчика ООО УК«ЛиК» Тюлевой О.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Администрации г.Ачинска, КУМИ Администрации г.Ачинска Белокриницкой И.В., действующей на основании доверенностей,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая Компания «ЛиК» о признании управления многоквартирным домом незаконным, понуждении произвести возврат полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая Компания ЛиК» о признании управления многоквартирными домами незаконным, мотивируя свои требования тем, что в многоквартирных домах Х,У и Z муниципальная доля составляет более 50%. При этом Администрация г.Ачинска конкурс по управлению указанными домами не проводила. До 29.02.2012 года дома находились в управлении ООО «ЛиК», которое передало их в управление ООО «УК ЛиК». Ответчик управлял домами Х до 19.10.2012 года, домом У до 26.10.2012 года. Дом Z находился в управлении в день подачи иска. За указанный период ООО «УК ЛиК» взимало плату с жильцов, в том числе за коммунальные услуги, которые поставляло МУП «АКС». МУП «АКС» также предъявило жильцам счета за оказанные услуги. Данное управление просит признать незаконным ( л.д.2-3 т.1).
14.02.2013 года Ачинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования и дополнительно просил обязать ООО «УК ЛиК» осуществить возврат незаконно полученных денежных средств за незаконное управление жильцам спорных домов (л.д.38 т.2).
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика Тюлева О.А. исковые требования признала частично в отношении домов Х, т.к. ими ООО «УК ЛиК» управляло без каких-либо договоров и контрактов. Против удовлетворения требования в отношении домов У и дома Z возражала. Пояснила, что данными домами ООО «УК ЛиК» управляло законно, т.к. были проведены собрания собственников жилых помещений в заочной форме. По результатам проведенных собраний собственники выбрали способ управления: управляющей компанией ООО «УК ЛиК», но договоры до настоящего времени не заключены. Муниципальная доля собственности в указанных домах составляет более 50%, за передачу их в управление ООО «УК ЛиК» от КУМИ Администрации г.Ачинска голосовал представитель по доверенности. Данные протоколы были переданы в КУМИ. Т.к. администрация конкурс по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами не провела, ООО «УК ЛиК» не могло оставить дома без обслуживания и предоставления коммунальных услуг. ООО «УК ЛиК» заключило договоры на обслуживание всех домов. Не был заключен только договор на оказание услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению с МУП «АКС». Все услуги жильцам домов оказывались, никаких вопросов по обслуживанию не было. Счета также выставлялись, но оплату проводили не все жильцы, большая часть услуги не оплачивала. МУП «АКС» обратилось в суд к ООО «УК ЛиК» с требованием о взыскании долга за поставленную тепловую энергию по домам У и Z. При рассмотрении данных требований были заключены мировые соглашения, в которых предусмотрен график возврата долга. При этом по домам Х МУП «АКС» им счета не выставляло. Учитывая, что МУП «АКС» самостоятельно выставляло счета гражданам, руководством ООО «УК ЛиК» было принято решение о возврате жильцам полученных за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение сумм. Считает, что, не смотря на незаконность управления домами Х, возврат полученных сумм, за исключением оплат по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению производиться не должен, т.к. услуги фактически оказывались.
Представитель третьего лица Администрации г.Ачинска, КУМИ Администрации г.Ачинскаг.Ачинска Белокриницкая И.В. в судебном заседании пояснила, что в связи с несвоевременным предоставлением ООО «УК ЛиК» в КУМИ регистрационной, технической, бухгалтерской и иной документации на спорные дома, не представлялось возможным провести конкурс по отбору управляющей организации для управления домами. В настоящее время конкурсы проведены, заключены договоры на управление по всем домам: 24.12.2012 года по управлению домами Х и домом У с МУП «Служба заказчика», 15.01.2013 года домом Z с ООО «Городская объединенная управляющая компания жилищно-эксплуатационного комплекса».
Представитель МУП «АКС» Белуткина М.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявила. Ранее поясняла, что МУП «АКС» как ресурсоснабжающая организация, оказывало жильцам спорных домов услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению не смотря на отсутствие договора на оказание услуг. При этом, по домам У и Z с марта по сентябрь 2012 года счет-фактуры на оплату выставлялись ответчику, задолженность по ним была взыскана через Арбитражный суд. Счет-фактуры на оплату по домам Х ответчику не выставлялись. Квитанции на оплату за отопление, горячую, холодную воду и водоотведение направлялись непосредственно потребителям. Предоставила письменный отзыв (л.д.59).
Конкурсный управляющий ООО «ЛиК», уведомленный о месте и времени судебного заседания, представителя в суд не направил, ходатайств не заявил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требований в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
В ч.2 ст. 125 ГК РФ определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. 1, 9, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6 части 1).
Порядок выбора способа управления многоквартирным домом регламентирован статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет только два варианта выбора управляющей организации - заключение договора управления на основании решения общего собрания собственников помещений либо на основании итогов открытого конкурса на управление многоквартирным домом, проводимого органом местного самоуправления.
Иных способов, в том числе передача права на управление многоквартирными домами в порядке универсального правопреемства, законодательством не предусмотрено.
В силу частей 1, 2 статьи 19 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирном доме могут являться граждане и юридические лица (частный жилищный фонд), Российская Федерация либо ее субъект (государственный жилищный фонд), муниципальные образования (муниципальный жилищный фонд).
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определен в статье 45 ЖК РФ, в части 2 которой также установлено, что внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе в форме заочного голосования, статья 47 ЖК РФ) может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные представлять интересы собственника жилого фонда, должны заключать договоры управления многоквартирными домами с управляющими организациями. Только такие организации вправе осуществлять текущее управление жилыми домами, находящимися в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Согласно выпискам из Реестра муниципальной собственности г. Ачинска по состоянию на 14.01.2013 года в муниципальной собственности находятся квартиры: дома У общей площадью 492,3 кв.м., что составляет 58,64% (л.д.48), квартиры дома Х общей площадью 502,6 кв.м., что составляет 100% (л.д.49), квартиры дома Х общей площадью 523,7 кв.м., что составляет 91,27% (л.д.50), квартиры дома Х общей площадью 450,9 кв.м., что составляет 87,9% (л.д.51), квартиры дома Z общей площадью 3420,44 кв.м., что составляет 56,43% (л.д.52),
Таким образом, в указанных домах доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более чем пятьдесят процентов.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспорено, что до 29.02.2012 года указанные жилые дома находились в управлении управляющей компании ООО «ЛиК», в отношении которого определением арбитражного суда от 23.08.2011 года была введена процедура наблюдения, 20.03.2012 года ООО «ЛиК» было признано банкротом.
Из протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах У и Z от 24.02.2012 года и бюллетеней голосования следует, что в домах У и Z состоялись собрания собственников квартир в форме заочного голосования по выбору ООО «УК ЛиК» в качестве управляющей организации (л.д. 73-77 т.1, 47-96 т.2).
Из пояснений представителя ООО «УК ЛиК» следует, что договоры управления с собственниками квартир указанных домов заключены не были. Протоколы и решения собрания собственников представлены в КУМИ Администрации г.Ачинска в июле 2012 года (л.д.40), что не оспорено сторонами.
По сводному акту от 29.02.2012 года ООО «ЛиК» передало ООО «УК ЛиК» регистрационную, техническую, бухгалтерскую и иную документацию на дома по адресу: Х, дома У, дом Z (л.д.7). Таким образом, с 01.03.2012 года управление домами было передано ООО «УК ЛиК».
Согласно пояснений допрошенной в качестве свидетеля специалиста КУМИ Администрации г.Ачинска К., конкурсный управляющий ООО «ЛиК» своевременно не поставил в известность КУМИ о том, что ООО «ЛиК» не будет обслуживать дома, находящиеся в его ведении. Впоследствии он уведомил об отказе от обслуживания ряда домов, но в данном списке не было домов Х. Только в июле 2012 года им стало известно о том, что все дома переданы в управление ООО «УК ЛиК» В связи с тем, что документация по домам не была своевременно передана в КУМИ, они не смогли организовать проведение конкурсов по выбору управляющей организации. В настоящее время такие конкурсы проведены и спорные дома переданы в управление управляющим организациям.
Учитывая, что в указанных домах доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более чем пятьдесят процентов, в силу положений п. п. 1, 9, 10 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 161, ч. 2 ст. 163 Жилищного кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" договоры управления указанными многоквартирными домами должны быть заключены органами управления муниципального образования по итогам конкурса.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также требования закона, довод представителя ответчика о том, что управление домами У и Z является законным, т.к. осуществляется на основании решения собрания собственников, не может быть принят судом, т.к. не основан на законе.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает необходимым удовлетворить требование Ачинского межрайонного прокурора и признать незаконными действия ООО «УК ЛиК» по управлению многоквартирными жилыми домами Х, дома У и домом Z.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном жилом доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
На основании п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
При рассмотрении требования Ачинского межрайонного прокурора обязать ООО «УК ЛиК» осуществить возврат незаконно полученных денежных средств за период незаконного управления спорными домами жильцам, судом установлено, что в целях оказания услуг по содержанию многоквартирных домов ООО «УК ЛиК» заключило договоры на техническое обслуживание, текущий ремонт с ООО «Сибрезерв» (л.д. 97-1009, 110-113т.2), договор об оказании услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов с МУП «Ачинский транспорт» (л.д.114-118 т.2), с ООО «ВентПромСтрой»(л.д.118-129 т.2), договор энергоснабжения с ОАО «Красноярск-энергосбыт»(л.д.130-146 т.2)., договор дератизации с ООО «Дез-Сервис» (л.д.147-148 т.2).
Факт выполнения работ по содержанию и техническому обслуживанию домов подтверждается в том числе актами выполненных работ, актами сверки (л.д.149-196 т.2), и не оспаривается сторонами.
Из представленных ответчиком историй начисления платежей по спорным домам следует, что жильцам указанных домов за период с марта 2012 года начислялись платежи за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Оплата производилась не всеми собственниками (л.д.97-250 т.1, 1-36 т.2).
По сводному акту от 19.10.2012 года ООО «УК ЛиК» передало в КУМИ администрации г.Ачинска регистрационную, техническую, бухгалтерскую и иную документацию на дома Х. Согласно акту, с 19.10.2012 года все права и обязанности, связанные с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащим содержанием общего имущества, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам указанных домов в объеме, определенном жилищным законодательством, переходят к КУМИ Администрации г.Ачинска (л.д.8 т.1).
По итогам открытого конкурса от 21.12.2012 года по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами У, Х выбрана управляющая организация МУП «Служба Заказчика», 24.12.2012 года заключены договоры управления.
По итогам открытого конкурса от 14.01.2013 года по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом Z выбрана управляющая организация ООО «Городская объединенная управляющая компания жилищно-эксплуатационного комплекса»,15.01.2013 года заключен договор управления (л.д.269 т.2, л.д.4-29 т.3).
В судебном заседании также установлено, что МУП «АКС» фактически осуществляло услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению указанных домов. Однако счета на оплату выставлялись в ООО «УК ЛиК» только по домам У и Z. В связи с задолженностью за оказанные услуги МУП «АКС» взыскало сумму долга по указанным домам с ООО «УК ЛиК» в судебном порядке (л.д.197-268 т.2).
Услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в дома Х также оказывались, но счета за них ООО «УК ЛиК» не выставлялись. С апреля 2012 года МУП «АКС» по данным домам работает напрямую с населением, выставляя непосредственно потребителям счета за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение (л.д.33-35 т.1).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за период с апреля 2012 года по октябрь 2012 года собственникам жилых помещений в домах Х счета на оплату теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения выставлялись как ООО «УК ЛиК», так и МУП «АКС», что также подтверждается обращением граждан к Ачинскому межрайонному прокурору(л.д.4), заявлениями граждан в адрес ООО «УК ЛиК» о возврате оплаты за оказанные услуги с апреля по октябрь 2012 года (л.д.18-23) и не оспаривается сторонами.
Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", действующим в спорный период, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, учитывая отсутствие законных оснований управления указанными домами у ООО «УК ЛиК», отсутствие договора на поставку услуг между МУП «АКС» и ООО «УК ЛиК», принимая во внимание, что услуга по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению фактически оказывалась МУП «АКС» непосредственно потребителям и потребители не предъявляли претензии по качеству поставляемых коммунальных услуг, у фактических пользователей вышеуказанных коммунальных услуг, предоставленных МУП «АКС», имеется обязанность оплатить задолженность за спорный период непосредственно в эту ресурсоснабжающую организацию. Внесение платы за коммунальные услуги непосредственно на счет ресурсоснабжающей организации не нарушает прав и законных интересов граждан как потребителей услуг.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает возможным удовлетворить требование о возврате полученных в результате незаконного управления жилыми домами денежных средств частично, обязав ООО «УК ЛиК» осуществить возврат полученных денежных сумм за услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, полученных с жителей домов Х за период с 01.03.2012 года по 26.12.2012 года в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая Компания «ЛиК» о признании управления многоквартирными домами незаконным, понуждении произвести перерасчет удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО «УК ЛиК» по управлению многоквартирными жилыми домами Х в период с 01.03.2012 года по 26.12.2012 года, домом У в период с 01.03.2012 года по 25.10.2012 года, домом Z в период с 01.03.2012 года по 18.10.2012 года.
Обязать ООО «УК ЛиК» осуществить возврат денежных средств за услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, полученных с жителей домов Х за период с 01.03.2012 года по 26.12.2012 года в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: подпись Е.П. Матушевская