Дело №12-29/2019
РЕШЕНИЕ
город Воронеж 01 февраля 2019 года
Судья Ленинского районного суда г.Воронежа Федотов И.С. (адрес суда: ул.Краснознаменная, д.2, г.Воронеж, Россия), с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»-Антонова Антона Владимировича (доверенность в деле), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области Гущиной С.В. по делу об административном правонарушении от 29.11.2018 в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», дата регистрации 05.03.1998, ОГРН №, ИНН 2309051942, КПП №, зарегистрированного (юридический адрес): г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2/1, филиал в г. Воронеже, ул. Революции 1905 года, д. 84, по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением от 29.11.2018 ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 (десять тысяч) рублей.
15.01.2019 в Ленинский районный суд г.Воронежа поступила жалоба представителя ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в которой он просит суд отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу. Кроме того, восстановить пропущенный срок на подачу жалобы.
Представитель Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области о дате, месте и времени извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился. В подготовительной части судебного заседания поступило ходатайство от представителя Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Семиной Ю.Д. о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя министерства. Стороны не возражали. Суд постановил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя министерства.
Поскольку копия постановления мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018 направлена а адрес ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2/1 30.11.2018 (л.д.71), получена ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» согласно почтового уведомления 24.12.2018 (л.д.73) и направлена жалоба согласно почтового конверта (л.д.81) в адрес мирового судьи 09.01.2019, то срок обжалования ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» не пропущен.
В судебном заседании представитель ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонов А.В доводы жалобы поддержал в полном объеме с учетом ее дополнений, пояснив суду, что согласно предписанию №11-18/2 об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» предписано обеспечить получение документа об установлении (утверждении нормативов) образования отходов и лимитов на размещение АЗС № 140 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт». 10.08.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» в Управление Росприроднадзора по Калужской области были поданы материалы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140, указанные материалы перенаправлены в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области. Министерством было принято решение об отказе в приеме указанных документов, в связи с нарушением, порядка предоставления материалов и допущенными ошибками в поданных документах. Указанный отказ был направлен 27.09.2018 письмом № УЛ-415-18 (неуплата государственной пошлины, наличие недостоверной информации, логических ошибок, неверный расчет нормативов). Отказ был направлен за три дня (01.10.2018) до истечения срока на исполнение предписания. Учитывая срок рассмотрения материалов (более 1 месяца) для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140, за три дня было невозможно устранить все нарушения, указанные в письме № УЛ-415-18 от 27.09.2018. Впоследствии Общество повторно обратилось с запросом на получение документов об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140. Кроме того, по мнению представителя общества, в соответствии с договором аренды № 18 GZ-7539АР-10 от 27.07.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» передало ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в аренду АЗС, в том числе с номерами: 140. Согласно п. 2.2.8 все взаимоотношения с органами государственного контроля возлагаются на Арендатора, в связи с чем начиная с 27.07.2018, фактическим владельцем АЗС являлся ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в обязанности которого входили: розничная реализация нефтепродуктов, их закупка, поставка, соблюдение нормативов действующего законодательства в области охраны окружающей среды. В связи с чем, на момент составления протокола об административном правонарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» не могло исполнить предписание. Аналогично и протокол об административном правонарушении, уведомления о явке для составления протокола должны были быть составлены в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» вменяется в качестве нарушения отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. После 01.01.2019 при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту – НООЛР) не требуется, и получение документа об утверждении НООЛР не является обязательным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 УоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, а именно из протокола об АП №16-18 от 08.11.2018, ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» (юридический адрес: г Воронеж, ул. Револбции 1905, д. 84, дата регистрации 01.07.2013, ОГРН №, ИНН3664082704, КПП № прекратившим 01.11.2018 свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», совершено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок – не позднее 01.10.2018 законного предписания Управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области. По результатом проведенной выездной проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» было установлено, что юридическое лицо не обеспечило получение документа об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС №140 и с 01.01.2017 по настоящее время осуществляло хозяйственную деятельность, в процессе которой образуются отходы 3-5 класса опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В связи с чем, ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 №11-18/2, согласно которому в срок не позднее 01.10.2018 юридическое лицо обязано было обеспечить получение документа об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС №140. 10.08.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» в Управление Росприроднадзора по Калужской области были поданы материалы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140, указанные материалы перенаправлены в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области (л.д. 30). 27.09.2018 Министерством было принято решение об отказе в приеме указанных документов, в связи с нарушением, порядка предоставления материалов и допущенными ошибками в поданных документах (л.д.35).
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 №11-18/2, в срок до 01.10.2018, юридическое лицо не исполнило.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере возникших правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закреплённого в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» требований, изложенных в предписании об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 №11-18/2, в судебном заседании не представлено. Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» имело и правовую, и реальную возможность в срок до 01.10.2018 обеспечить получение документа об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС №140, так как располагало всеми необходимыми для этого полномочиями и сведениями, однако не выполнило возложенные на него законодательством обязанности.
При рассмотрении жалобы, судьей апелляционной инстанции принимается во внимание то, что в настоящее время в законодательство внесены изменения, так соответствии с п.5 ст.3 ФЗ от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
В соответствии с разъяснениями Минприроды России от 12.10.2018, направленными в адрес Росприроднадзора письмом от 06.09.2018 № 12-50/07559-ОГ, согласно пункту 16 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
До 01.01.2019 следует руководствоваться действующим порядком получения разрешений и лимитов, согласно которому выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом действующим законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрен запрет на получение новой разрешительной документации до истечения срока действия уже имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя.
С 01.01.2019 вступили в силу положения Закона, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в рамках которых отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение Законом не предусматривается.
Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01.01.2019 в соответствии с законодательством об охране окружающей среды является не легитимной.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018, существенно изменились условия переоформления (получения) документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для осуществления размещения отходов, образующихся от хозяйственной деятельности, в частности, на автозаправочных станциях АЗС №140.
С учетом вышеизложенного, подачи материалов в Управление Росприроднадзора по Калужской области на переоформление указанного документа 10.08.2018, а также с учетом смягчений, предусмотренных п.5 ст.3 ФЗ от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», принятия иных мере, направленных на выполнения предписания, обсуждая вопрос малозначительности, судья полагает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, по следующим основаниям.
Как следует из норм административного права, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действия ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», прекратившим 01.11.2018 свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» не повлекли существенной угрозы охраняемым законом интересам и отношениям в обществе, а также не повлекли нарушений прав и законных интересов других лиц. Процедура переоформления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с 01.01.2019 упрощена, предусмотрен уведомительный порядок отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствии с п.5 ст.3 ФЗ от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, объявить устное замечание.
Копию решения направить представителю ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонову А.В., генеральному директору ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Ежову Ю.Ю., руководителю Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Одновременно с этим, разъясняю, что дальнейший пересмотр вступившего в законную силу решения возможен в порядке, предусмотренном ст. 30.12. КоАП РФ.
Судья
Дело №12-29/2019
РЕШЕНИЕ
город Воронеж 01 февраля 2019 года
Судья Ленинского районного суда г.Воронежа Федотов И.С. (адрес суда: ул.Краснознаменная, д.2, г.Воронеж, Россия), с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»-Антонова Антона Владимировича (доверенность в деле), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области Гущиной С.В. по делу об административном правонарушении от 29.11.2018 в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», дата регистрации 05.03.1998, ОГРН №, ИНН 2309051942, КПП №, зарегистрированного (юридический адрес): г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2/1, филиал в г. Воронеже, ул. Революции 1905 года, д. 84, по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением от 29.11.2018 ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 (десять тысяч) рублей.
15.01.2019 в Ленинский районный суд г.Воронежа поступила жалоба представителя ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в которой он просит суд отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу. Кроме того, восстановить пропущенный срок на подачу жалобы.
Представитель Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области о дате, месте и времени извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился. В подготовительной части судебного заседания поступило ходатайство от представителя Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Семиной Ю.Д. о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя министерства. Стороны не возражали. Суд постановил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя министерства.
Поскольку копия постановления мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018 направлена а адрес ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2/1 30.11.2018 (л.д.71), получена ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» согласно почтового уведомления 24.12.2018 (л.д.73) и направлена жалоба согласно почтового конверта (л.д.81) в адрес мирового судьи 09.01.2019, то срок обжалования ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» не пропущен.
В судебном заседании представитель ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонов А.В доводы жалобы поддержал в полном объеме с учетом ее дополнений, пояснив суду, что согласно предписанию №11-18/2 об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» предписано обеспечить получение документа об установлении (утверждении нормативов) образования отходов и лимитов на размещение АЗС № 140 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт». 10.08.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» в Управление Росприроднадзора по Калужской области были поданы материалы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140, указанные материалы перенаправлены в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области. Министерством было принято решение об отказе в приеме указанных документов, в связи с нарушением, порядка предоставления материалов и допущенными ошибками в поданных документах. Указанный отказ был направлен 27.09.2018 письмом № УЛ-415-18 (неуплата государственной пошлины, наличие недостоверной информации, логических ошибок, неверный расчет нормативов). Отказ был направлен за три дня (01.10.2018) до истечения срока на исполнение предписания. Учитывая срок рассмотрения материалов (более 1 месяца) для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140, за три дня было невозможно устранить все нарушения, указанные в письме № УЛ-415-18 от 27.09.2018. Впоследствии Общество повторно обратилось с запросом на получение документов об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140. Кроме того, по мнению представителя общества, в соответствии с договором аренды № 18 GZ-7539АР-10 от 27.07.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» передало ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в аренду АЗС, в том числе с номерами: 140. Согласно п. 2.2.8 все взаимоотношения с органами государственного контроля возлагаются на Арендатора, в связи с чем начиная с 27.07.2018, фактическим владельцем АЗС являлся ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в обязанности которого входили: розничная реализация нефтепродуктов, их закупка, поставка, соблюдение нормативов действующего законодательства в области охраны окружающей среды. В связи с чем, на момент составления протокола об административном правонарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» не могло исполнить предписание. Аналогично и протокол об административном правонарушении, уведомления о явке для составления протокола должны были быть составлены в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» вменяется в качестве нарушения отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. После 01.01.2019 при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту – НООЛР) не требуется, и получение документа об утверждении НООЛР не является обязательным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 УоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, а именно из протокола об АП №16-18 от 08.11.2018, ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» (юридический адрес: г Воронеж, ул. Револбции 1905, д. 84, дата регистрации 01.07.2013, ОГРН №, ИНН3664082704, КПП № прекратившим 01.11.2018 свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», совершено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок – не позднее 01.10.2018 законного предписания Управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области. По результатом проведенной выездной проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» было установлено, что юридическое лицо не обеспечило получение документа об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС №140 и с 01.01.2017 по настоящее время осуществляло хозяйственную деятельность, в процессе которой образуются отходы 3-5 класса опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В связи с чем, ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 №11-18/2, согласно которому в срок не позднее 01.10.2018 юридическое лицо обязано было обеспечить получение документа об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС №140. 10.08.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» в Управление Росприроднадзора по Калужской области были поданы материалы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС № 140, указанные материалы перенаправлены в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области (л.д. 30). 27.09.2018 Министерством было принято решение об отказе в приеме указанных документов, в связи с нарушением, порядка предоставления материалов и допущенными ошибками в поданных документах (л.д.35).
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 №11-18/2, в срок до 01.10.2018, юридическое лицо не исполнило.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере возникших правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закреплённого в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» требований, изложенных в предписании об устранении выявленных нарушений от 03.08.2018 №11-18/2, в судебном заседании не представлено. Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» имело и правовую, и реальную возможность в срок до 01.10.2018 обеспечить получение документа об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС №140, так как располагало всеми необходимыми для этого полномочиями и сведениями, однако не выполнило возложенные на него законодательством обязанности.
При рассмотрении жалобы, судьей апелляционной инстанции принимается во внимание то, что в настоящее время в законодательство внесены изменения, так соответствии с п.5 ст.3 ФЗ от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
В соответствии с разъяснениями Минприроды России от 12.10.2018, направленными в адрес Росприроднадзора письмом от 06.09.2018 № 12-50/07559-ОГ, согласно пункту 16 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
До 01.01.2019 следует руководствоваться действующим порядком получения разрешений и лимитов, согласно которому выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом действующим законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрен запрет на получение новой разрешительной документации до истечения срока действия уже имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя.
С 01.01.2019 вступили в силу положения Закона, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в рамках которых отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение Законом не предусматривается.
Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01.01.2019 в соответствии с законодательством об охране окружающей среды является не легитимной.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018, существенно изменились условия переоформления (получения) документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для осуществления размещения отходов, образующихся от хозяйственной деятельности, в частности, на автозаправочных станциях АЗС №140.
С учетом вышеизложенного, подачи материалов в Управление Росприроднадзора по Калужской области на переоформление указанного документа 10.08.2018, а также с учетом смягчений, предусмотренных п.5 ст.3 ФЗ от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», принятия иных мере, направленных на выполнения предписания, обсуждая вопрос малозначительности, судья полагает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, по следующим основаниям.
Как следует из норм административного права, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действия ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», прекратившим 01.11.2018 свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» не повлекли существенной угрозы охраняемым законом интересам и отношениям в обществе, а также не повлекли нарушений прав и законных интересов других лиц. Процедура переоформления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с 01.01.2019 упрощена, предусмотрен уведомительный порядок отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствии с п.5 ст.3 ФЗ от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 29.11.2018 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, объявить устное замечание.
Копию решения направить представителю ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Антонову А.В., генеральному директору ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Ежову Ю.Ю., руководителю Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Одновременно с этим, разъясняю, что дальнейший пересмотр вступившего в законную силу решения возможен в порядке, предусмотренном ст. 30.12. КоАП РФ.
Судья