УИД 36RS0006-01-2021-003527-20
№ 2а-2580/21
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«1» июля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Сотниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трунова Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Трунов Д.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал № Решением от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 Трунову Д.А. было отказано в удовлетворении данного заявления на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что данный земельный участок находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности. Считая свои права нарушенными, поскольку в г. Воронеже нет утвержденных зон затопления, административный истец обратился в суд, и просит: признать незаконным отказ административного ответчика от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 в утверждении схемы земельного участка, возложить обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Трунова Д.А. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал № (л.д.5-8).
Административный истец Трунов Д.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении в суд просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Сотникова Е.С. поддержала исковые требования, пояснила изложенное, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, его представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин суду не сообщил.
Остальные участники о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещения которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу п.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зона затопления отнесена к категории зон с особыми условиями использования территории.
Согласно статей 20, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу градостроительных документов отнесены правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, генеральный план, содержащий карту административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 утверждено Положение о зонах подтопления, затопления (далее – Положение).
На основании п. 3 Положения, зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
Пунктом 5 Положения определено, что зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Положения).
Как следует из материалов дела, Трунов Д.С. состоит в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> на основании приказа от 16.11.2016 №з.
02.04.2021 Трунов Д.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал № (далее – земельный участок) (л.д.9).
Решением ДИЗО ВО от 11.05.2021 № 52-17-5005 Трунову Д.А. было отказано в утверждении схемы указанного выше земельного участка на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.12). В обоснование отказа указано, что по информации управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, рассматриваемый земельный участок находится в границах зоны подтопления паводком 1% обеспеченности. Зоны затопления прибрежных территорий являются неблагоприятными для градостроительного освоения без проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке (подсыпка, дренаж, гидронамыв, берегоукрепление).
Границы зон затопления, подтопления на территории городского округа город Воронеж в установленном Правительством Российской Федерации порядке не определены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно сообщению Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, приказ об установлении зон затопления территории земель кадастрового квартала № городского округа город Воронеж, в том числе земельного участка площадью 800 кв.м, примыкающего справ к земельному участку по адресу: <адрес>, при половодьях и паводках 1% обеспеченности отсутствует.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II утверждены Правила землепользования и застройки, решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II утвержден Генеральный план городского округа город Воронеж, которые продолжают действовать в период возникновения спорных отношений и рассмотрения настоящего дела.
В переходный период со дня введения в действие утвержденных Постановлением Российской Федерации Правила определения границ зон затопления, подтопления и до определения таких границ Федеральным агентством водных ресурсов с последующим внесением сведений о них в государственный кадастр объектов недвижимости, установленные органом местного самоуправления соответствующие границы не изменены и являются действующими.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом в подтверждение своих доводов представлено экспертное исследование № 412-2/2021 от 30.05.2021, составленное ЭУ «Воронежский Центр Экспертизы». Согласно указанному исследованию, формирование указанного земельного участка соответствует требованиям: п.7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром; п. 26 ст. 26, ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; пунктам 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 136-ФЗ. Предполагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на расстоянии 1 км 900 м от железнодорожного моста в <адрес>, что более размера зоны подтопления отметки 1% затопления паводком составляющей 101,5 м от ж/д моста <адрес> согласно статьи 21 Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, а следовательно не находится в подтопляемой зоне. Формируемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж1, предназначенной для застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами, что соответствует разрешенному использованию указанного земельного участка; находится в зоне сложившейся застройки одно-, двухэтажными жилыми домами и хозяйственными постройками, которые на момент осмотра эксплуатируются по назначению, в них проживают люди. Расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, на них имеются теплицы и огороды. Следовательно, на территории, где расположен предполагаемый к формированию земельный участок, отсутствуют проявления таких факторов, как подтопление и затопление, так как давность формирования смежных земельных участков составляет 2002-2019 годы. Предполагаемый к формированию земельный участок не расположен в санитарно-защитной зоне техногенных объектов, строительство в котором может создать угрозу жизни и здоровью людей. Земельный участок находится на территории со сложными инженерно-геологическими условиями, что подразумевает устройство свайных фундаментов при строительстве жилого дома и возможность его дальнейшего использования без нанесения ущерба имуществу граждан и их здоровью. Согласно данных публичной кадастровой карты установлено, что расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки стоят на кадастровом учете как строения и жилые дома, расположенные на них. Разрешенное использование указанных участков – под индивидуальную жилую застройку. Проезд к предполагаемому к формированию земельному участку осуществляется с <адрес> между земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. На основании проведенного исследования следует вывод, что отсутствуют факторы, которые могут привести к созданию угрозы жизни и здоровью. Людей и их имуществу при формировании земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № по <адрес>, примыкающего справа к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, так как указанный земельный участок находится в зоне сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами, не находится в санитарно-защитной зоне техногенных объектов, не находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, к нему имеются подъезды с <адрес>, а наличие сложных инженерно-геологических условий, если таковые имеются, возможно решить устройством свайных фундаментов (л.д.14-20).
Данное экспертное исследование ответчиком не оспорено, иного экспертного заключения суду не представлено. В определении о принятии искового заявления ответчику разъяснялось на необходимость предоставления доказательств: соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, наличия оснований для принятия оспариваемого решения, а также в случае несогласия с требованиями представить письменные возражения (л.д.3). Однако, административный ответчик свои обязанности по доказыванию не исполнил.
Как указывалось выше, оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка основано на информации, поступившей из управления главного архитектора городского округа город Воронеж, согласно которой испрашиваемый земельный участок находится в зоне затопления паводком. Между тем, каких-либо доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие либо отсутствие фактов, которые могли бы повлиять на принятие соответствующего решения, суду не представлено.
Срок для обращения с настоящим иском административным истцом не пропущен, поскольку с данным иском Трунов Д.А. обратился 03.06.2021 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (л.д.26).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательств в совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем, требования Трунова Д.А. о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 об отказе в утверждении схемы расположения выше указанного земельного участка, подлежат удовлетворению.
Способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Трунова Д.А. об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Трунова Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 об отказе Трунову Дмитрию Александровичу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал №
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Трунова Дмитрия Александровича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-003527-20
№ 2а-2580/21
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«1» июля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Сотниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трунова Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Трунов Д.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал № Решением от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 Трунову Д.А. было отказано в удовлетворении данного заявления на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что данный земельный участок находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности. Считая свои права нарушенными, поскольку в г. Воронеже нет утвержденных зон затопления, административный истец обратился в суд, и просит: признать незаконным отказ административного ответчика от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 в утверждении схемы земельного участка, возложить обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Трунова Д.А. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал № (л.д.5-8).
Административный истец Трунов Д.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении в суд просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Сотникова Е.С. поддержала исковые требования, пояснила изложенное, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, его представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин суду не сообщил.
Остальные участники о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещения которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу п.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зона затопления отнесена к категории зон с особыми условиями использования территории.
Согласно статей 20, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу градостроительных документов отнесены правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, генеральный план, содержащий карту административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 утверждено Положение о зонах подтопления, затопления (далее – Положение).
На основании п. 3 Положения, зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
Пунктом 5 Положения определено, что зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Положения).
Как следует из материалов дела, Трунов Д.С. состоит в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> на основании приказа от 16.11.2016 №з.
02.04.2021 Трунов Д.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал № (далее – земельный участок) (л.д.9).
Решением ДИЗО ВО от 11.05.2021 № 52-17-5005 Трунову Д.А. было отказано в утверждении схемы указанного выше земельного участка на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.12). В обоснование отказа указано, что по информации управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, рассматриваемый земельный участок находится в границах зоны подтопления паводком 1% обеспеченности. Зоны затопления прибрежных территорий являются неблагоприятными для градостроительного освоения без проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке (подсыпка, дренаж, гидронамыв, берегоукрепление).
Границы зон затопления, подтопления на территории городского округа город Воронеж в установленном Правительством Российской Федерации порядке не определены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно сообщению Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, приказ об установлении зон затопления территории земель кадастрового квартала № городского округа город Воронеж, в том числе земельного участка площадью 800 кв.м, примыкающего справ к земельному участку по адресу: <адрес>, при половодьях и паводках 1% обеспеченности отсутствует.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II утверждены Правила землепользования и застройки, решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II утвержден Генеральный план городского округа город Воронеж, которые продолжают действовать в период возникновения спорных отношений и рассмотрения настоящего дела.
В переходный период со дня введения в действие утвержденных Постановлением Российской Федерации Правила определения границ зон затопления, подтопления и до определения таких границ Федеральным агентством водных ресурсов с последующим внесением сведений о них в государственный кадастр объектов недвижимости, установленные органом местного самоуправления соответствующие границы не изменены и являются действующими.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом в подтверждение своих доводов представлено экспертное исследование № 412-2/2021 от 30.05.2021, составленное ЭУ «Воронежский Центр Экспертизы». Согласно указанному исследованию, формирование указанного земельного участка соответствует требованиям: п.7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром; п. 26 ст. 26, ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; пунктам 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 136-ФЗ. Предполагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на расстоянии 1 км 900 м от железнодорожного моста в <адрес>, что более размера зоны подтопления отметки 1% затопления паводком составляющей 101,5 м от ж/д моста <адрес> согласно статьи 21 Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, а следовательно не находится в подтопляемой зоне. Формируемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж1, предназначенной для застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами, что соответствует разрешенному использованию указанного земельного участка; находится в зоне сложившейся застройки одно-, двухэтажными жилыми домами и хозяйственными постройками, которые на момент осмотра эксплуатируются по назначению, в них проживают люди. Расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, на них имеются теплицы и огороды. Следовательно, на территории, где расположен предполагаемый к формированию земельный участок, отсутствуют проявления таких факторов, как подтопление и затопление, так как давность формирования смежных земельных участков составляет 2002-2019 годы. Предполагаемый к формированию земельный участок не расположен в санитарно-защитной зоне техногенных объектов, строительство в котором может создать угрозу жизни и здоровью людей. Земельный участок находится на территории со сложными инженерно-геологическими условиями, что подразумевает устройство свайных фундаментов при строительстве жилого дома и возможность его дальнейшего использования без нанесения ущерба имуществу граждан и их здоровью. Согласно данных публичной кадастровой карты установлено, что расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки стоят на кадастровом учете как строения и жилые дома, расположенные на них. Разрешенное использование указанных участков – под индивидуальную жилую застройку. Проезд к предполагаемому к формированию земельному участку осуществляется с <адрес> между земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. На основании проведенного исследования следует вывод, что отсутствуют факторы, которые могут привести к созданию угрозы жизни и здоровью. Людей и их имуществу при формировании земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № по <адрес>, примыкающего справа к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, так как указанный земельный участок находится в зоне сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами, не находится в санитарно-защитной зоне техногенных объектов, не находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, к нему имеются подъезды с <адрес>, а наличие сложных инженерно-геологических условий, если таковые имеются, возможно решить устройством свайных фундаментов (л.д.14-20).
Данное экспертное исследование ответчиком не оспорено, иного экспертного заключения суду не представлено. В определении о принятии искового заявления ответчику разъяснялось на необходимость предоставления доказательств: соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, наличия оснований для принятия оспариваемого решения, а также в случае несогласия с требованиями представить письменные возражения (л.д.3). Однако, административный ответчик свои обязанности по доказыванию не исполнил.
Как указывалось выше, оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка основано на информации, поступившей из управления главного архитектора городского округа город Воронеж, согласно которой испрашиваемый земельный участок находится в зоне затопления паводком. Между тем, каких-либо доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие либо отсутствие фактов, которые могли бы повлиять на принятие соответствующего решения, суду не представлено.
Срок для обращения с настоящим иском административным истцом не пропущен, поскольку с данным иском Трунов Д.А. обратился 03.06.2021 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (л.д.26).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательств в совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем, требования Трунова Д.А. о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 об отказе в утверждении схемы расположения выше указанного земельного участка, подлежат удовлетворению.
Способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Трунова Д.А. об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Трунова Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11 мая 2021 года № 52-17-5005 об отказе Трунову Дмитрию Александровичу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал №
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Трунова Дмитрия Александровича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего справа к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2021.