Полный текст решения изготовлен 14.01.2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алапаевск 11 января 2016 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего федерального судьи Бузань Ж.В.,
при секретаре Федорахиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-16\16 по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Елфимовой Е. В., Елфимовой Т. Г., Елфимовой К. В., Елфимова А. Д., Гольцевой Г. И., Гольцева А. А.ича к Администрации МО город Алапаевск, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция единого заказчика», ООО «Региональная жилищная компания» об обязании проведения ремонтных работ
УСТАНОВИЛ
Алапаевский городской прокурор, после уточнения исковых требований, обратился в суд с иском в интересах Елфимовой Е. В.. Елфимовой Т. Г., Елфимовой К. В., Елфимова А. Д., Гольцевой Г. И., Гольцева А. А.ича к Администрации МО город Алапаевск, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция единого заказчика», ООО «Региональная жилищная компания» об обязании проведения ремонтных работ по дому, расположенному в <адрес>.
Прокурор просит Обязать Администрацию МО г. Алапаевск и МКУ «Дирекция единого заказчика» организовать проведение капитальных ремонтных работ по устранению разрушения нижних венцов основания многоквартирного <адрес>, устранить провисание кровли данного многоквартирного дома, а также провести замену отмостки по всему периметру дома. Обязать ООО «РЖК» устранить нарушения жилищного законодательства, касающиеся содержания общего имущества и состояния жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- устранить трещины в брусе стен с внешней стороны здания;
- устранить деформацию (выпучивание) стены с внешней стороны здания;
- устранить разрушения в виде трещин, отслоений, просадок, имеющихся в бетонной стяжке цокольной части по периметру дома;
- в квартире № заменить балки, имеющие разрушения в виде гниения, коробления, зыбкости; устранить трещины и отслоение штукатурного слоя стен, печи, заменить доски пола в коридоре и на кухне;
- изолировать места примыкания печных труб к шиферной кровле;
- убрать строительный мусор, обнаруженный при обследовании чердачного помещения.
В обоснование иска и в судебном заседании помощником прокурора г. Алапаевска Коробейниковой Е.А. указано, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка по жалобе гр. Елфимовой Е.В. и Гольцевой Г.И., проживающих в двухквартирном доме по <адрес>, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома со стороны управляющей организации МУП «ГУК» и Администрации МО г. Алапаевск. В ходе проверки по данному заявлению установлено, что Елфимова Е. В. с матерью, сестрой и несовершеннолетним сыном, а также Гольцева Г. И., Гольцев А. А.ич проживают в доме по <адрес>. Управляющей организацией в данном доме на момент проверки являлось муниципальное унитарное предприятие «Городская управляющая компания» (далее МУП «ГУК»). В настоящее время установлено, что по результатам конкурса ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Региональная жилищная компания» (далее ООО «РЖК») заключило договор управления многоквартирным домом <адрес> с МКУ «Дирекция единого заказчика», действующим от лица администрации МО г. Алапаевск. ДД.ММ.ГГГГ данный дом включен в Реестр лицензий Свердловской области, и в настоящее время жильцы согласно указанного договора услуги по управлению жилым домом и содержанию общего имущества дома оплачивают в ООО «РЖК».
Сотрудниками Алапаевской городской прокуратуры совместно со специалистами Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка технического состояния жилого дома <адрес>. В ходе проверки установлено:
- отмостка по периметру дома отсутствует, что является нарушением п. 4.1.7, п. 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (далее ПиН);
- нижние венцы основания дома имеют частичные разрушения со следами гниения древесины, в нарушение п. 4.2.2.4 ПиН;
- с внешней стороны здания многочисленные трещины в брусе стен, в нарушение п. 4.2.2.3 ПиН;
- стена с внешней стороны здания в нижней части имеет деформации (выпучивание), на углу дома и у окна квартиры № брус скреплен деревянными стяжками, в нарушение п.п. 4.2.2.1, 4.2.2.3 ПиН;
- бетонная стяжка цокольной части по периметру дома имеет разрушения в виде трещин, отслоений, просадок, в нарушение п.п. 4.2.3.1, 4.2.3.2 ПиН;
- при обследовании квартиры № установлено, что пол в большой комнате частично разобран, балки имеют разрушения в виде гниения, коробления, зыбкости; в комнате трещины и отслоения штукатурного слоя стен, местами до деревянной обрешетки; на кухне по штукатурному слою печи трещины, местами отслоения и выпадения до кирпичной кладки; на кухне на потолке, на стене у печной трубы и на самой печной трубе следы протечек кровли; пол в коридоре и на кухне имеет разрушение окрасочного слоя, истирание и рассыхание досок – в нарушение п.п. 4.4.2, 4.4.3, 4.5.5, 4.6.1.1, 4.9.1.3 ПиН;
- при обследовании чердачного помещения установлено: наличие строительного мусора, при визуальном осмотре кровля имеет прогибы; примыкание печных труб к шиферной кровле запенено монтажной пеной – в нарушение п.п. 3.3.4, 4.6.1.1, 4.6.1.2 ПиН.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником обеих квартир в данном доме является муниципальное образование город Алапаевск.
Прокурор считает, что услуга по ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> оказывается ненадлежащего качества ( ст. 4 ФЗ «О Защите прав потребителей").
Учитывая, что в настоящее время Управляющая организация сменилась, МУП «ГУК» ушла с управления указанного выше многоквартирного дома и уже не имеет доступа к общему имуществу данного многоквартирного дома, обязанность по оказанию услуги по ремонту общего имущества многоквартирного дома надлежащего качества лежит на вновь избранной управляющей организации, то есть ООО «РЖК», которая имеет доступ к общему имуществу и которая собирает с жителей денежные средства за содержание и ремонт жилья.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 38 Устава МО город Алапаевск, утвержденного решением Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ №, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Алапаевск и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к компетенции администрации МО г. Алапаевск.
Со стороны органа местного самоуправления, исполняющего полномочия собственника жилого фонда – Администрации МО город Алапаевск, в нарушение ст. 39 ЖК РФ, также никаких мер по обеспечению надлежащего состояния жилых помещений в данном доме, не принимается.
Вместе с тем, согласно Устава МКУ «Дирекция единого заказчика», утвержденного постановлением администрации МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ №, данное Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера. Учредителем МКУ «ДЕЗ» и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является МО г. Алапаевск.
В соответствии с п. 2.1 Устава МКУ «ДЕЗ», оно создано в целях решения вопросов местного значения, в том числе организации работ по строительному контролю при проведении строительства, капитального и текущего ремонта объектов социальной сферы и жилого фонда, а также технический осмотр зданий и сооружений.
Со стороны нанимателей жилых помещений многоквартирного дома <адрес>, в интересах которых подано настоящее исковое заявление, задолженность по оплате за жилое помещение отсутствует.
В соответствии с заключенным договором управления, указанный выше многоквартирный дом, находится на обслуживании ООО «РЖК», на которой в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ лежит обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений Ведомственных строительных нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее ВСН 58-88), к капитальным работам следует отнести:
- устранение разрушения нижних венцов основания дома, поскольку требуется замена всех венцов, а не отдельных;
- устранение провисания кровли, поскольку данное нарушение невозможно устранить без замены конструктивных элементов крыши;
- замена отмостки по всему периметру дома, (поскольку к текущим работам возможно отнести лишь замену части отмостки).
работы по устранению других нарушений, выявленных в ходе проверки, следует отнести к текущему ремонту.
Непринятие мер по устранению имеющихся нарушений жилищного законодательства, отраженных в акте от ДД.ММ.ГГГГ, со стороны управляющей организации ООО «РЖК», собственника жилого фонда Администрации МО город Алапаевск и МКУ «ДЕЗ» нарушает жилищные права жителей указанного выше многоквартирного дома на проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям действующего законодательства, и не обеспечивает надлежащим образом санитарно – эпидемиологическое благополучие жителей, ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в указанном доме лиц.
Истец Елфимова Т.Г. в судебном заседании полностью поддержала требования прокурора, просила требования, заявленные в ее интересах удовлетворить. Пояснила, что она проживает в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Вселилась на основании ордера, в настоящее время у нее договор социального найма на данное жилое помещение. Дополнила, что в 2010 году их дом начало подтапливать. С этого времени жильцы начали обращаться в МКУ «ДЕЗ» с вопросом проведения работ по устранению размывов грунта. В квартире истца обвалилась новая печь, которую она сама устанавливала и она ее снова восстановила. В 2011 году жильцы самостоятельно установили место подтекания, устранили его. Однако, после этого поднялись пороги в их доме на 12 см., перестали закрываться двери в дом и в квартиры. Жильцы начали обращаться в МКУ «ДЕЗ» с вопросом проведения капитального ремонта в их доме. Ответа они положительного не получили, а на приеме у Главы города им пояснили, что проще их дом снести чем ремонтировать. Потом у них стала протекать крыша. От этого растрескалась штукатурка и на стенах и на печке, пришли в негодность полы, балки несущие в квартире. Она своими силами заменила доски пола в комнате, одну балку, на большее у нее средств не хватило. На ее обращения с вопросом ремонта в квартире она получала отрицательный ответ. Считает, что все разрушения в ее квартире – это следствие протекания крыши их дома, поэтому не ее обязанность ремонтировать их. Летом этого года на крыше их дома заменили шифер, однако более ничего не сделали.
Истец Гольцева Г.И. в судебном заседании пояснила, что она проживает в данном доме в квартире № с ДД.ММ.ГГГГ За весь этот период капитального ремонта в их доме не было. Она занимает квартиру на основании договора социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ началось подтопление дома, они начали обращаться в МКУ «ДЕЗ». А с ДД.ММ.ГГГГ они обращались уже по поводу проведения капитального ремонта их дома, так как дом «просел», стены выгнулись, наблюдалось выпучивание стен, провис потолок, стали гнить доски пола. Она с соседями ходила к руководителю МКУ «ДЕЗ» с вопросом проведения ремонта их дома. Создали комиссию, их дом обследовали, однако, результаты обследования до них не довели, пояснили только, что ремонт дому не требуется. Затем в их доме начала протекать крыша и ДД.ММ.ГГГГ им сменили шифер на крыше. В то же время стропила, лаги и обрешетку им не сменили. Провисает уже и новая крыша. Просит требования прокурора, заявленные в ее интересах удовлетворить в полном объеме.
Истец Елфимова Е.В. в судебном заседании полностью поддержала требования прокурора, просила требования, заявленные в ее интересах удовлетворить.
Истец Елфимова К.В. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть настоящее дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании поясняла, что полностью поддерживает требования прокурора и просила требования, заявленные в ее интересах удовлетворить.
Истец Гольцев А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. В судебном заседании ранее пояснял, что полностью поддерживает требования прокурора и просил требования, заявленные в его интересах удовлетворить.
Представитель Администрации МО город Алапаевск по доверенности Вихарева В.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Алапаевского прокурора. В обоснование своей позиции указала, что Администрация МО город Алапаевск не организует работы по строительному контролю, не осуществляет строительства : капитального и текущего ремонта объектов социальной сферы и жилого фонда, для этих целей органом местного самоуправления создано Муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказчика», следовательно в части исковых требований об обязании Администрации МО город Алапаевск организовать проведение капитальных работ по устранению разрушения нижних венцов оснований многоквартирного <адрес> в г.Алапаевске Администрация МО город Алапаевск считает себя ненадлежащим ответчиком. Так же указала, что Администрация МО город Алапаевск занимается только вопросами финансирования указанных выше работ. Отметила, что в соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (приложение №7) и в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) «Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, действующими по настоящее время, к основным работам по текущему ремонту в том числе, относятся работы в части устранения трещин отслоения штукатурного слоя, стен, печи, замена досок пола в коридоре и на кухне жилого помещения – квартиры № а следовательно является обязанностью нанимателя жилого помещения и должны выполняться истцами Елфимовыми. С остальной частью требований Алапаевского городского прокурора об обязании ООО «Региональная жилищная компания» устранить нарушения жилищного законодательства, касающиеся содержания общего имущества и состояния жилых помещений дома по <адрес>, а именно : произвести замену отмостки по периметру дома, устранить трещины в брусе с внешней стороны здания, устранить деформацию (выпучивание) стены с внешней стороны здания, администрация МО город Алапаевск согласна.
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика» по доверенности Михайлова Н.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях поясняла и это мнение отражено в отзыве представляемого ею органа, что в удовлетворении требований прокурору к МКУ «ДЕЗ» следует отказать в полном объеме. В обоснование данной позиции поясняла, что на основании постановления Администрации МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ «Дирекция единого заказчика» выступает заказчиком для выполнения работ, оказания услуг для обеспечения муниципальных нужд. Заключение муниципальных контрактов осуществляется в соответствии со ст. 72 БК РФ в пределах предусмотренных решением Думы МО город Алапаевск лимитов бюджетных обязательств на определенные цели. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «ДЭЗ» был заключен муниципальный контракт по ремонту перекрытия жилого помещения в <адрес>. Работы по данному контракту выполнены ООО «Альянс» в полном объеме. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ МКУ «ДЭЗ» заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение ремонта муниципальных жилых помещений в <адрес>, согласно которому в муниципальных жилых помещениях, расположенных в <адрес> проведены работы по ремонту кровли, перекрытия, деревянных балок, потолка, проведено укрепление деревянных стен сжимами из брусьев, осуществлена перекладка дымовой трубы под крышей. Считает, что требование прокурора о замене балок в <адрес>, об устранении провисания кровли, изоляции мест примыкания печных труб к шиферной кровле удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием предмета спора. Просила отметить, что обязанность по проведению работ по установлению отмостки по периметру дома, устранению трещин в брусе стен с внешней стороны здания, устранения деформации ( выпучивания) стены с внешней стороны здания, устранение разрушения бетонной стяжки цокольной части по периметру дома относится к текущему ремонту здания и должны быть проведены управляющей организацией. Так же указала на то, что работы по устранению трещин и отслоений штукатурного слоя стен, печи, замена досок пола в коридоре и на кухне квартиры № является обязанностью нанимателя. Отметила, что правовым основанием обязания проведения капитального ремонта являются положения статьи 681 ГК РФ, ст. 65 ЖК РФ. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда ( действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо ( наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение или в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим кодексом. Заключение договоров социального найма происходит от имени собственника жилого помещения Муниципального образования город Алапаевск. Решение о заключении таких договоров принимается Администрацией МО город Алапаевск в форме Постановлений. Субъектом данных правоотношений является Администрация МО город Алапаевск, обязанность данного субъекта установлена ч.2 ст. 681 ГК РФ и п.3 ч.2 ст. 65 ЖК РФ. Просит учитывать так же особенности правового положения казенных учреждений, закрепленных в статье 161 БК РФ. Анализ данной статьи позволяет сделать вывод об отсутствии возможности казенного учреждения самостоятельно принимать решения о расходовании средств бюджета Муниципального образования город Алапаевск в части направления данных средств на выполнение работ, оказание услуг, закупку товаров. Основополагающим принципом расходования бюджетных денежных средств является принцип целевого расходования, то есть правомерное направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, соответствующих целям, определенным законом ( решением) о бюджете, свободной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Все вышеизложенное свидетельствует о различном правовом положении МКУ «Дирекция единого заказчика» и Администрации МО город Алапаевск, не позволяющем отнести ответственность данных субъектов к солидарной ответственности, позволяющей понудить их к выполнению исковых требований.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Региональная жилищная компания» по доверенности Дмитриев В.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях просил в иске к представляемому им ответчику отказать. В обоснование своей позиции пояснял, что ООО «Региональная жилищная компания» ( ООО»РЖК») считает себя ненадлежащим ответчиком. Все неисправности по дому, указанные прокурором в исковом заявлении возникли до установления взаимоотношений между ООО «РЖК» и нанимателями помещений в спорном доме. ООО «РЖК» заключило договоры управления многоквартирными домами по результатам открытого конкурса от ДД.ММ.ГГГГ и жилые дома включены в реестр лицензии ООО»РЖК», в том числе и по жилому дому, расположенному в <адрес>. Проверка состояния данного жилого дома проводилась прокурором ДД.ММ.ГГГГ, то есть в момент проверки жилой дом находился в управлении МУП «Городская управляющая компания» и результаты конкурса на право заключения договора управления не были известны. На момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ обязательства ООО «РЖК» перед нанимателями жилых помещений в спорном доме и собственником этих жилых помещений отсутствовали.
Представитель третьего лица МУП «Городская управляющая компания» в судебное заседание не явился. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что никаких заявлений о необходимости проведения ремонта к ним от жильцов дома в <адрес> не поступало, а в настоящее время данный дом вообще выбыл из их управления и они не имеют доступа к имуществу данного дома.
Представитель Отдела контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного и жилищного надзора Свердловской области в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв. Согласно отзыва считают требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО1 указал, что он является заместителем директора по развитию ЖКХ в МКУ «Дирекция единого заказчика» города Алапаевска. Он был н а осмотре спорного дома в связи с рассмотрением настоящего дела. В ходе визуального осмотра он установил, что у дома полностью отсутствует отмостка, имеется трещина в брусе, деформация (выпучивание) стен дома, после ремонта имеется небольшое провисание кровли, но крыша не упадет. Кровля данного дома заменена полностью. Дом в работоспособном состоянии.
Суд, заслушав стороны, исследовав доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах истцов в связи с тем, что нарушаются жилищные права жителей указанного выше многоквартирного дома на проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям действующего законодательства, и не обеспечивается надлежащим образом санитарно – эпидемиологическое благополучие жителей, что ставит под угрозу жизнь и здоровье истцов. Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение в <адрес> предоставлено нанимателю Елфимовой Е. В. на семью из четырех человек, в том числе на мать Елфимолву Т. Г., сестру Елфимову К. В., племянника Елфимова А. Д.. Согласно ордера на данное жилое помещение, ранее ДД.ММ.ГГГГ квартира была предоставлена ФИО2 на семью из трех человек – супругу Елфимову Т.Г. и дочь Елфимову Е.В. Справка о регистрации по месту жительства подтверждает, что в квартире <адрес> зарегистрированы : Елфимова Е. В. и Елфимова Т. Г. – обе с ДД.ММ.ГГГГ, Елфимова К. В. с ДД.ММ.ГГГГ, Елфимов А. Д. с ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 14-20).
Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение в <адрес> предоставлено Гольцевой Г. И. на семью из двух человек, в том числе сына Гольцева А. А.ича. Справка о регистрации по месту жительства подтверждает, что в квартире по <адрес> проживают и зарегистрированы Гольцева Г. И. с ДД.ММ.ГГГГ и ее сын Гольцев А. А.ич с ДД.ММ.ГГГГ.( л.д. 23-26).
Обращения истцов в МКУ «ДЕЗ» по поводу ненадлежащего содержания их жилого дома, нуждаемости его в проведении как текущего так и капитального ремонта нашли свое подтверждение в судебном заседании ( обращения истцов на л.д. 7-12). Квитанции об оплате за жилье и коммунальные услуги подтверждают отсутствие задолженности у истцов ( л.д. 21, 28-30).
Выписка из реестра муниципальной собственности МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждает право муниципальной собственности на квартиры один и два дома по <адрес>.( л.д. 184)
Согласно сведений Алапаевского филиала БТИиРН от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на <данные изъяты> физический износ дома составлял <данные изъяты>. Для установления процента износа на настоящий момент требуется оформление текущего обследования при поступлении заявки. ( л.д.76).
Согласно акта обследования жилого дома <адрес> сотрудниками Алапаевской городской прокуратуры совместно со специалистами Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области было установлено, что:
- отмостка по периметру дома отсутствует, что является нарушением п. 4.1.7, п. 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (далее ПиН);
- нижние венцы основания дома имеют частичные разрушения со следами гниения древесины, в нарушение п. 4.2.2.4 ПиН;
- с внешней стороны здания многочисленные трещины в брусе стен, в нарушение п. 4.2.2.3 ПиН;
- стена с внешней стороны здания в нижней части имеет деформации (выпучивание), на углу дома и у окна квартиры № брус скреплен деревянными стяжками, в нарушение п.п. 4.2.2.1, 4.2.2.3 ПиН;
- бетонная стяжка цокольной части по периметру дома имеет разрушения в виде трещин, отслоений, просадок, в нарушение п.п. 4.2.3.1, 4.2.3.2 ПиН;
- при обследовании квартиры № установлено, что пол в большой комнате частично разобран, балки имеют разрушения в виде гниения, коробления, зыбкости; в комнате трещины и отслоения штукатурного слоя стен, местами до деревянной обрешетки; на кухне по штукатурному слою печи трещины, местами отслоения и выпадения до кирпичной кладки; на кухне на потолке, на стене у печной трубы и на самой печной трубе следы протечек кровли; пол в коридоре и на кухне имеет разрушение окрасочного слоя, истирание и рассыхание досок – в нарушение п.п. 4.4.2, 4.4.3, 4.5.5, 4.6.1.1, 4.9.1.3 ПиН;
- при обследовании чердачного помещения установлено: наличие строительного мусора, при визуальном осмотре кровля имеет прогибы; примыкание печных труб к шиферной кровле запенено монтажной пеной – в нарушение п.п. 3.3.4, 4.6.1.1, 4.6.1.2 ПиН.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 38 Устава МО город Алапаевск, утвержденного решением Думы МО г. Алапаевск от 04.07.1996 г. № 43, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Алапаевск и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к компетенции администрации МО г. Алапаевск.
Согласно Устава МКУ «Дирекция единого заказчика», утвержденного постановлением администрации МО город Алапаевск от 13.12.2011 г. № 2020, данное Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера. Учредителем МКУ «ДЕЗ» и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является МО г. Алапаевск.
В соответствии с п. 2.1, 2.2 Устава МКУ «ДЕЗ», оно создано в целях решения вопросов местного значения, в том числе организации работ по строительному контролю при проведении строительства, капитального и текущего ремонта объектов социальной сферы и жилого фонда, а также технический осмотр зданий и сооружений.
В соответствии с частями 1—3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) состоянии. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п.п «а» - «д» пункта 2 Правил.
В соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно ч.3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 115 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормативам, иным требованиям законодательства (далее требования)).
Согласно ч. 3 ст. 115 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее Положение), несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее ВСН 58-88), действующими по настоящее время, к основным работам по текущему ремонту относятся, в том числе-:устранение трещин в брусе стен с внешней стороны здания; устранение деформации (выпучивания) стены с внешней стороны здания; устранение разрушения в виде трещин, отслоений, просадок, имеющихся в бетонной стяжки цокольной части по периметру дома; замена несущих балок в квартире имеющих разрушения в виде гниения, коробления, зыбкости; изоляция мест примыкания печных труб к шиферной кровле; уборка мусора на чердачном помещении.
Согласно примерного Перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение №8 к Постановлению Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»), к капитальному ремонту относится устранение разрушения нижних венцов основания дома, устранение провисания кровли данного многоквартирного дома ( поскольку - устранение провисания кровли невозможно устранить без замены конструктивных элементов крыши), замена отмостки по периметру дома.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Пункт 10 указанных Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пп. 3 п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 к общему имуществу дома отнесены в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); внутридомовая система отопления.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из пункта 1.8 Правил следует, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт) и санитарное содержание.
Как указано в пункте 4.3.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" к текущему ремонту относятся частичная смена отдельных элементов перекрытий; заделка швов и трещин перекрытий; укрепление и окраска перекрытий.
Суд считает надлежащими ответчиками по требованию о проведении работ, относящихся к капитальному ремонту здания Администрацию МО город Алапаевск – собственника и наймодателя жилых помещений – квартир <адрес> и Муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика», поскольку данное учреждение обладает необходимыми техническими силами и возможностями по производству данного ремонта, данное учреждение, согласно Устава МКУ «ДЕЗ», создано в целях организации работ по строительному контролю при проведении строительства, капитального и текущего ремонта объектов социальной сферы и жилого фонда.
Суд считает надлежащим ответчиком по требованию о проведении работ, относящихся к текущему ремонту здания Общество с ограниченной ответственностью «Региональная жилищная компания», поскольку именно у данной управляющей компании находится в управлении жилой дом, расположенный в <адрес> ( заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в данном доме и спорный жилой дом включен в реестр лицензии ООО «РЖК», данная компания выставляет счета по оплате жилья и коммунальных услуг, которые истцы своевременно оплачивают), данная компания имеет доступ к общему имуществу дома. Она в свою очередь имеет возможность в дальнейшем с целью восстановления своих нарушенных прав ( если таковые по мнению компании имеются) обратиться с требованиями к бывшей управляющей компании спорного дома.(л.д.102-111, 132-146, 238).
Так же суд считает обоснованными требования прокурора в части возложения обязанности именно на управляющую компанию по ремонту в квартире <адрес> поскольку именно из-за ненадлежащего и несвоевременного выполнения должностными лицами своих обязанностей по содержанию и ремонту имущества спорного дома стали возможны указанные прокурором разрушения в квартире № ( начиная с ДД.ММ.ГГГГ), часть которых были восстановлены нанимателями своими силами.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Алапаевского городского прокурора, заявленные в интересах Елфимовой Е. В., Елфимовой Т. Г., Елфимовой К. В., Елфимова А. Д., Гольцевой Г. И., Гольцева А. А.ича к Администрации МО город Алапаевск, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция единого заказчика», ООО «Региональная жилищная компания» об обязании проведения ремонтных работ в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Елфимовой Е. В., Елфимовой Т. Г., Елфимовой К. В., Елфимова А. Д., Гольцевой Г. И., Гольцева А. А.ича к Администрации МО город Алапаевск, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция единого заказчика», ООО «Региональная жилищная компания « об обязании проведения ремонтных работ удовлетворить.
Обязать Администрацию МО г. Алапаевск и МКУ «Дирекция единого заказчика» организовать проведение капитальных ремонтных работ в доме по <адрес> :
- устранить разрушение нижних венцов основания многоквартирного дома;
- устранить провисание кровли данного многоквартирного дома;
- произвести замену отмостки по всему периметру дома.
Обязать ООО «РЖК» устранить нарушения жилищного законодательства, касающиеся содержания общего имущества и состояния жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем проведения следующих работ :
- устранить трещины в брусе стен с внешней стороны здания;
- устранить деформацию (выпучивание) стены с внешней стороны здания;
- устранить разрушения в виде трещин, отслоений, просадок, имеющихся в бетонной стяжке цокольной части по периметру дома;
- в квартире № заменить балки, имеющие разрушения в виде гниения, коробления, зыбкости; устранить трещины и отслоение штукатурного слоя стен, печи, заменить доски пола в коридоре и на кухне;
- изолировать места примыкания печных труб к шиферной кровле;
- убрать строительный мусор, обнаруженный при обследовании чердачного помещения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.
Председательствующий Ж. В. Бузань