Дело № 2-1924/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 марта 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Хариной Т.Н.
с участием истицы Коршаковой А.Н.; представителя ответчика Буш В.Е., действующей на основании доверенности от 01.03.2012 г.; представителей Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Исмагиловой Е.В., действующей на основании доверенности от 29.02.2012 г., Буш В.Е., действующей на основании доверенности от 01.03.2012 г.; представителя Правительства Республики Карелия Буш В.Е., действующей на основании доверенности № от 20.02.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршаковой А.Н. к Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о предоставлении жилья,
установил:
Коршакова А.Н. обратилась в суд с иском к Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Комиссия) о предоставлении жилья, мотивируя требование тем, что она является инвалидом с детства, с 20.04.1989 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа.
Истица Коршакова А.Н. в судебном заседании иск поддержала, настаивая на том, что Межведомственная комиссия является надлежащим ответчиком, и на указанный орган возложены обязанности по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Представитель ответчика Буш В.Е., представляющая также интересы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, в судебном заседании иск не признала, указывая на то, что ответчик не является юридическим лицом и не обладает гражданской правоспособностью; целью деятельности Комиссии является решение вопросов по обеспечению предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; в рамках деятельности по достижению указанной цели Комиссия уполномочена на рассмотрение материалов, определения кандидатов на обеспечение жильем и принятие решения об использовании субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого по Республике Карелия списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме этого представитель указала, что определение формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в Российской Федерации, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. В Республике Карелия установлено, что обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в суд не явился, третье лицо о дне рассмотрения дела извещено, возражений по существу заявленных требований не представило.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных документов, объяснений сторон следует, что истица Коршакова А.Н. является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность с детства, бессрочно; с 20 апреля 1989 г. истица состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона.
Статьей 28.2 Закона установлено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
При этом правовой нормой, закрепленной в данной статье, определено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексе порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из смысла данной нормы права следует, что по общему правилу жилые помещения предоставляются инвалидам в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации, может установить иной порядок предоставления жилых помещений, в том числе, и для инвалидов.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, передача указанных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными полномочиями Правительством Республики Карелия постановлением от 13.09.2011 г. № 241-П был принят Порядок предоставления мер социальной поддержки (ранее действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 81-П), в котором определен порядок обеспечения инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет нуждающихся до 1 января 2005 года.
В соответствии с п.3 Порядка мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в форме денежной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. Аналогичная правовая норма содержалась и в прежнем Порядке.
Из совокупности приведенных выше норм права следует, что инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в улучшение жилищных условий до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем не путем предоставления благоустроенных жилых помещений, а путем предоставления безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилых помещений.
Таким образом, порядок обеспечения инвалидов жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, определяется п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 г. № 241-П.
Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Суд считает, что стороной истца не представлено объективных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав действиями определенного им ответчика в гражданско-правовом споре.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 г. № 241-П Комиссия образована в целях решения вопросов по обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях выполнения возложенных задач Комиссии предоставлены следующие полномочия: рассматривать материалы, представляемые Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, касающиеся обеспечения жильем отдельных категорий граждан; определять граждан - кандидатов на обеспечение жильем и принимать соответствующее решение об использовании субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению граждан жильем, исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого по Республике Карелия списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом в компетенцию Комиссии не входит предоставление гражданам, в том числе состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилья.
Суд считает, что с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения требования истицы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Коршаковой А.Н. отказать в удовлетворении иска к Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о предоставлении жилья.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова