УИД 66RS0031-01-2018-000448-53
Дело № 2-350/2018
Решение в мотивированном виде составлено 20 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2018 года город Качканар
Качканарский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Закировой О.А.,
при секретаре Питиримовой Ю.О.,
с участием истца Чернышева Е.А.,
представителя ответчика Администрации Качканарского городского округа Вепревой О.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
с участием третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Богдановой А.А.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова Евгения Анатольевича к администрации Качканарского городского округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в утверждении расположения земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Чернышев Е.А. обратился в Качканарский городской суд с иском к администрации Качканарского городского округа (далее - КГО) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказа в утверждении расположения земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указано, что истец 14 марта 2018 года подал в администрацию КГО о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 66648:0501001. На схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также визуальное отображение места расположения испрашиваемого земельного участка. 27 марта 2018 года администрация КГО отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ мотивирован тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. 02 апреля 2018 года истец направил обращение в администрацию КГО о разъяснении причины отказа, на которое получил 25 апреля 2018 года письмо № 823, в котором было разъяснено, что отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. Предоставленная схема не соответствует по критерию - границы планируемого к образованию земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков. Истец считает, что его права и законные интересы нарушены и просит суд признать незаконным решение администрации Качканарского городского округа № 575 от 27 марта 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка №, в собственность (аренду) для ведения личного подсобного хозяйства и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать администрацию Качканарского городского округа устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка №, в собственность (аренду) для ведения личного подсобного хозяйства согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане и утверждения предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ходе подготовки дела к рассмотрению на основании определения от 03 июля 2018 года судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Богданова А.А..
В судебном заседании истец Чернышов Е.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Также пояснил, что 04 июля 2018 года он вновь обратился в администрацию КГО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, представив при этом другую схему расположения земельного участка. 24 июля 2018 года он получил ответ из администрации КГО, согласно которому принято решение предварительного согласовать предоставление земельного участка в аренду после проведения процедуры информирования о намерениях. Однако он не уверен, что в дальнейшем будет принято положительное решение о предоставлении ему этого участка в аренду или собственности и сколько времени это займет. В связи с этим просит удовлетворить его иск по первоначальному заявлению, поскольку считает действия ответчика незаконными.
Представитель ответчика Вепрева О.Д. возражала по заявленным требованиям. Суду пояснила, что принятое 27 марта 2018 года решение об отказе Чернышову Е.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесено законно, поскольку представленная им первоначально схема расположения земельного участка свидетельствовала о том, что границы земельного участка накладываются на дорогу общего пользования и пересекают границы лесничества. Данное обстоятельство подтверждается выкопировкой из Правил землепользования и застройки КГО. План застройки <адрес> разработан и утвержден, следовательно ему необходимо следовать. При этом в адрес истца 24 июля 2018 года было направлено письмо о том, что по заявлению истца от 04 июля 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка №, принято решение - предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду после проведения процедуры информирования о намерениях. 04 августа 2018 года в местной газете размещено сообщение о предварительно согласовании предоставления указанного земельного участка. Если в течение 30 дней никто не изъявит желание заявить свои права на этот участок, то будет принято решение о предоставлении его истцу. В связи с этим просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Богдановой А.А. требования истца подержала, суду пояснила, что она является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, №, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Её сожитель Чернышов Е.А. желает оформить в аренду или собственность земельный участок рядом с её участком, чтобы они имели возможность заняться личным подсобным хозяйством. Однако решить данный вопрос пока не получается. Она не согласна с тем, что первоначальная схема расположения участка, который хочет оформить Чернышов Е.А., накладывается на дорогу общего пользования и пересекает границы лесной зоны. Никакой дороги рядом с её участком в настоящее время не существует и вряд ли она появится. Леса, находящиеся за участком, на который претендует Чернышов Е.А., к какому-либо лесничеству не относится. Она выясняла этот вопрос в областном лесничестве. Полагает, что администрация КГО намеренно затягивает решение этого вопроса. Разговаривать с ними никто не хочет, грубят, гоняют из кабинета в кабинет. Она потратила 5 лет, чтобы оформить свой участок в аренду. Считает требования Чернышова Е.А. обоснованными и просит их удовлетворить.
Суд, выслушав доводы истца, возражения ответчика, учитывая позицию третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
14 марта 20118 года истец направил на имя главы Качканарского городского округа заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка №, находящегося в государственной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства в собственность или аренду (л.д. 8-9). К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 10). Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, №, номер кадастрового квартала 66:48:0501001, согласно договору аренды № от 12 декабря 2017 года передан арендатору Богдановой А.А. в аренду сроком на 20 лет (л.д. 24-29).
27 марта 2018 года Чернышов Е.А. получил от администрации Качканарского городского округа отказ на свое заявление с мотивировкой, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 11).
Заявлением от 02 апреля 2018 года истец просил администрацию разъяснить конкретный подпункт ст. 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации, на котором было основано решение об отказе. В ответе от 25 апреля 2018 года разъяснено, что приложенная схема расположения земельного участка согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствует критерию - границы планируемого к образованию земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (л.д. 12).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с указанной нормой первоочередным условием для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовывать такой земельный участок. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен в ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 7,8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Обратившись в суд с иском, Чернышов Е.А. полагал, что администрация Качканарского городского округа незаконно отказала в согласовании предоставления земельного участка, что он имеет право на предоставление земельного участка в аренду или собственность. Основание отказа - приложенная схема расположения земельного участка не соответствует критерию - границы планируемого к образованию земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает свое решение только на тех обстоятельствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Администрация Качканарского городского округа как уполномоченный орган, приняла решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка № в соответствии с п. 16 ст. 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами) (подпункт 3);
В целом, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, суд полагает, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным.
Так, из схемы расположения испрашиваемого земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 13), объективно следует, что образование земельного участка в указанных контурах и границах поворотных точек приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, что противоречит принципу рационального использования и охраны земель.
При этом, оснований полагать сложившимся в вышеуказанной части кадастрового квартала, где располагается испрашиваемый земельный участок, порядок землепользования по границам испрашиваемого земельного участка, не имеется; это противоречит общедоступным сведениям публичной кадастровой карты, плану территории (л.д. 22-23); в любом случае это не освобождает от обязательного соблюдения требований земельного законодательства при образовании нового земельного участка (статьи 11.9 Земельного кодекса РФ), чего в настоящем случае не наблюдается; невозможность выбора предложенного заявителем варианта образования земельного участка обусловлена правилами образования земельных участков, которые строго регламентированы Земельным Кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах иск Чернышова Е.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Чернышова Евгения Анатольевича к администрации Качканарского городского округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в утверждении расположения земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.
Судья О.А. Закирова