Дело № 2-1000/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Мелеуз 30 июня 2015 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего Барашихиной С.Ф.,
при секретаре Салиховой Р.Р.,
с участием представителя истца Латохина В.А., представителя ответчика ООО «...» Мельникова М.И., представителя ответчика администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан Исякаевой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес обезличен> к ООО «...», администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан в защиту публичных интересов
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес обезличен> обратилось в суд с иском к ООО «...» о запрете осуществлять размещение отходов на земельном участке, об обязании очисть территорию и об обязании разработать проект восстановительных работ земельного участка в защиту публичных интересов.
В обоснование исковых требований указало, что Управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по <адрес обезличен> (далее Управление) в соответствии с приказом № 0003-П от <дата обезличена> была проведена плановая выездная проверка в период с <дата обезличена>г. по <дата обезличена>г., по результатам которой был составлен акт проверки от 20.02.2015г. № 12. Проведенной проверкой было установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Экополигон» (далее ООО «Экополигон», ответчик), обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с нарушениями.
Согласно ст.37 Федерального закона от <дата обезличена>г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов для утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст.38 Федерального закона от <дата обезличена>г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренной проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенными средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.10,ч.2 ст.8 Федерального закона от <дата обезличена> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускается при наличии положительного заключения экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
Размещение отходов осуществляется на специализированных объектах размещения отходов. Статьей 12 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов, в том числе:
- на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от <дата обезличена> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Ст.1 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», определены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
При этом деятельность по размещению отходов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности.
Согласно отчетам 2 (тп) отходы за <дата обезличена> года «Сведения об образовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», ООО «...» в <дата обезличена> году на полигоне ТБО было захоронено ... тонн отходов, в <дата обезличена> году — ... тонны отходов, в <дата обезличена> — 17 294,2 тонны отходов, в <дата обезличена> году — ... тонн отходов, в <дата обезличена> году — 14 <дата обезличена> отходов. Согласно журналу регистрации, в период с 02<дата обезличена>. было размещено ... куб.метров и 76 тонн отходов, <дата обезличена>. - ... куб. метров и 4 тонны отходов.
Согласно объяснению директора ООО «...» Латыпова В.В: в <дата обезличена> году мониторинг не проводился, также мониторинг подземных вод не ведется из-за отсутствия наблюдательных скважин.
Письмом <№> от <дата обезличена>., Управление Росприроднадзора по <адрес обезличен> вернуло на доработку характеристику объекта размещения отходов, представленной ООО «Экополигон». Таким образом, ООО «Экополигон» размещает отходы на земельном участке по адресу РБ, <адрес обезличен>, в 2 км по направлению на северо-восток от ориентира ОАО «... минеральные удобрения» в отсутствии объекта размещения отходов, который не включен в ГРОРО.
Согласно данным учета в области обращения с отходами по ООО «...» за <дата обезличена> год, на начало года хранилось ... тонн отходов, в том числе:
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом — ...;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами ...;
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом — ....
На конец отчетного периода (2014 год) хранилось 1... отходов, в том числе:
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом — 0,...;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами — ...;
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом — ...
Согласно справке № 10544, ООО «НПП «...» <дата обезличена> принял у ООО «... <дата обезличена> кг аккумуляторов свинцовых, <дата обезличена> кг обтирочного материала, ... покрышек пневматических. Срок хранения отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (0...), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (0,084 тонны), покрышки пневматических шин с металлическим кордом (0...) — составляет более ... месяцев, с <дата обезличена>. по <дата обезличена>.
Таким образом, ООО «...» допустил размещение (хранение свыше 11 месяцев) отходов в отсутствие лицензии на размещение отходов, что является нарушением п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляет размещение отходов по адресу: РБ, <адрес обезличен>, в 2 ... по направлению на северо-восток от ориентира ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения», в отсутствии объекта размещения отходов, включенного в ГРОРО, а также в <дата обезличена> году не проводил мониторинг состояния окружающей среды.
Кроме того, проверкой также было установлено, что ООО «...» осуществляет деятельность по размещению отходов осуществлялась на земельном участке по адресу: РБ, <адрес обезличен>, в ... по направлению на северо-восток от ориентира ОАО «...» с нарушениями п.п. 1.23, 1.25, 1.31, 2, 2.8, 2.10, 2.11 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 2.11.1996г.
На въезде на земельный участок, на котором осуществляется размещение отходов, находятся бытовка приемщика, здание гаража. Контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны отсутствует. План-схема территории отсутствует. Данный объект имеет прямоугольную форму, ограждение имеется со стороны въезда и с правой стороны от въезда. Слева от въезда ограждение заменяет естественный вал высотой более 3 м. С дальней стороны объекта ограждение отсутствует. Наблюдательные скважины отсутствуют. На момент осмотра в работе находились три карты. Переносные щиты для улавливания легкой фракции отходов отсутствуют. Мерные столбы (реперы) отсутствуют. Нерабочие карты в количестве двух штук не изолированы. Возле бытовки находится противопожарная цистерна. Изоляция в зимний период не ведется.
Данный факт подтверждается протоколом осмотра № 1ТР от 05.02.2015г., составленным в присутствии директора ООО «...».
Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996г., установлены следующие требования по эксплуатации.
Пункт 1.23. На выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной ..., глубиной ... и шириной ... для дезинфекции колес мусоровозов.
Пункт 1.25. По периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более ... м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.
Пункт 1.31. Система мониторинга должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений и шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона.
Пункт 2. Выгруженные из машин ТБО складируется на рабочей карте. Не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на данные сутки (рабочие карты).
Пункт 2.8. Промежуточная и окончательная изоляция уплотнения слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года — с интервалом не более трех суток. В зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства. В виде исключения в зимний период допускается применять для изоляции снег, подаваемый бульдозерами с ближайших участков
Пункт 2.10. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов.
Пункт 2.11. Мерный столб (репер) устанавливается на карте для контроля высоты отсыпаемого 2-метрового слоя ТБО. Соблюдение заданной высоты слоя отсыпки обеспечивает равномерность осадки толщи полигона. С помощью репера контролируется степень уплотнения твердых бытовых отходов.
Частью ч. 2 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ от <дата обезличена> «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления, в т. ч. на водосборные площади и на почву.
В силу ст. 56 Федеральный закон от <дата обезличена> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных названным Законом природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 80 Федеральный закон от <дата обезличена> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Согласно ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <№> нарушение запретов в отношении осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, или невыполнение обязанностей по проведению мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении такой деятельности, установленных законодательством в области охраны окружающей среды включен в перечень правонарушений, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, противоправные действия ООО «...» являются основанием для применения норм, предусмотренных ст.1065 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> № 400). Данные функции осуществляются непосредственно через территориальные органы. Функции федеральной службы на территории Республики Башкортостан осуществляет по Положению, утвержденному приказом Росприроднадзора от <дата обезличена> <№> Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес обезличен>.
В соответствии с п. 5.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес обезличен>, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <№> Управление для осуществления своих полномочий имеет право направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной налоговой службы и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях, заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес обезличен> просит запретить ООО «...» осуществлять размещение (захоронение) отходов на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу РБ, <адрес обезличен>, в 2 км по направлению на северо-восток от ориентира ОАО «...» в отсутствии объекта размещения отходов, включенного в ГРОРО; Обязать ООО «...» собственными силами и за счет собственных средств очистить территорию, на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу РБ, <адрес обезличен>, в ... км по направлению на северо-восток от ориентира ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» от незаконно и несанкционированно размещенных на ней отходов; Обязать ООО «...» собственными силами и за счет собственных средств разработать проект восстановительных работ земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу РБ, <адрес обезличен>, в ... км по направлению на северо-восток от ориентира ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 1 (одного) года с момента вступления решения Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан по настоящему делу в законную силу.
В ходе рассмотрения дела Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес обезличен> исковые требования изменило, просило запретить ООО «...» и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу <адрес обезличен>, в 2 км по направлению на северо-восток от ориентира – ОАО «...» – в отсутствии объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО); обязать ООО «...» собственными силами и за счет собственных средств разработать проект восстановительных работ (рекультивации) земельного участка с кадастровым номером <№> расположенного по адресу <адрес обезличен>, в 2 км по направлению на северо-восток от ориентира – ОАО «...» и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан по настоящему делу в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «<№>» Мельников М.И. измененные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес обезличен> признал в полном объеме.
В судебном заседании Исякаева С.Р. - представитель администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан привлеченного судом в качестве соответчика, просила вынести решение в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и позицией ответчика.
В судебное заседание представитель администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан привлеченного судом в качестве соответчика не явился, ...», в связи с чем просили вынести решение в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и позицией ответчика.
Заслушав стороны, оценив представленные доказательства, суд принимает признание ответчиком иска, поскольку требования истца законны и обоснованны, соответствуют действующему законодательству, признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу п. 2 ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
На основании изложенного, с учетом признания иска ответчиком ООО «...», суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ следует взыскать госпошлину, размер которой определён пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 600 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 197, абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес обезличен> к ООО «...», администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан в защиту публичных интересов удовлетворить.
Запретить ООО «...» и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу <адрес обезличен>, в 2 км по направлению на северо-восток от ориентира – ОАО «...» – в отсутствии объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Обязать ООО «...» собственными силами и за счет собственных средств разработать проект восстановительных работ (рекультивации) земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу <адрес обезличен>, в 2 км по направлению на северо-восток от ориентира – ОАО «...» – и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с ООО «...» в доход местного бюджета государственную пошлину в ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий С.Ф. Барашихина
В окончательной форме решение принято <дата обезличена>