Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2015 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.,
При секретаре Акининой О.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-844\2015 года по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ЗАО «Альтаир» о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ЗАО «Альтаир» о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести по нему работы, мотивируя свои требования тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в <данные изъяты> проведена проверка ЗАО «Альтаир» по факту засыпки береговой полосы стрелки реки Волга и реки Сок, в результате которой установлено, что в результате проведения ЗАО «Альтаир» строительных работ в водоохранной зоне, береговой полосе стрелки реки Волга и реки Сок, на территории № квартала Самарского лесничества уничтожен плодородный слой лесных почв общей площадью 25 000 кв.м., путем размещения на почвах минерального сырья карбонатной породы.
Управлением Росприроднадзора по Самарской области согласно методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, рассчитан размер вреда причиненного почве. Размер вреда, причиненного почвам, в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями согласно методике исчисляется в стоимостной форме и составил 22500000 рублей.
Факты нарушения водного законодательства при осуществлении деятельности ЗАО «Альтаир» подтверждаются материалами проверок органов государственной власти.
Управлением Росприроднадзора по Самарской области на основании приказа № от <дата>. проведен рейд на берегу стрелки рек Волга и Сок, <данные изъяты>, произведен осмотр водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы. При осмотре установлены нарушения водного законодательства, земельного законодательства. По выявленным нарушениям Управлением Росприроднадзора по Самарской области ЗАО «Альтаир» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.14 (нарушение правил водопользования при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений), ч. 2 ст. 8.12 (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах), ч. 2 ст. 8.6 (уничтожение плодородного слоя почвы).
Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области установлено, что ЗАО «Альтаир» в нарушение ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществляет строительство капитального объекта, в связи с чем в отношении директора ЗАО «Альтаир» МДВ составлен протокол от <дата>. № об административном правонарушении» предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдано предписание (от <дата> №) - с <дата>. не допускать продолжение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Устройство гидротехнических сооружений - дамб обвалования на стрелке рек Волга и Сок» без разрешения на строительство.
Помимо этого, <дата>. досрочно прекращено действие решения о предоставлении водного объекта в пользование ЗАО «Альтаир», о чем внесена запись в государственный водный реестр. Основанием для прекращения действия разрешительного документа стало решение Арбитражного суда Самарской области от <дата>., вынесенное по результатам рассмотрения заявления Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействительным решения о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений.
Как показала выездная проверка, проведенная <дата> минеральное сырье карбонатной породы по - прежнему размещено на почвах. Таким образом, ЗАО «Альтаир» необходимо провести восстановление нарушенного состояния окружающей среды в водоохранной зоне, береговой полосе стрелки реки Волга и реки Сок.
Ранее, <дата>. директору ЗАО «Альтаир» прокуратурой вносилось представление о необходимости проведения рекультивации нарушенного состояния окружающей среды на объекте «<данные изъяты>».
Контроль за устранением нарушений показал, что организацией заключен договор с ОАО «<данные изъяты>» на разработку «Проект по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на объекте «<данные изъяты>». Произведён расчет площадей, подлежащих восстановлению, полевое обследование, проводится анализ намеченных мероприятий и выбор мероприятий по восстановлению, заключен договор на ведение мониторинга поверхностных вод.
Вместе с тем, до настоящего времени проект рекультивации не разработан, работы по рекультивации не начаты. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Самара населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Закона № 7-ФЗ.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением и просил суд обязать ЗАО «Альтаир» в трёхмесячный срок разработать проект рекультивации нарушенного состояния окружающей среды на объекте «<данные изъяты>», после чего на основании разработанного проекта приступить к работам по рекультивации, окончив проведение названных работ в установленные проектом сроки.
В судебном заседании Самарский межрайонный природоохранный прокурор Колодец А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные вышеизложенному.
Представитель ЗАО «Альтаир» Цапик Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора признала полностью и пояснила, что в настоящее время ими ведутся работы для выполнения требований прокурора.
Представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области Кобылянский Ю.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора поддержал полностью и просил его требования удовлетворить.
Представитель третьего лица - Средневолжского территориального управления Росрыболовства в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные прокурором требования поддержал.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативною воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных ст. 3 Закона 7-ФЗ, к числу которых отнесены: соблюдение права человека на благоприятную
окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (ч. 2 и 6 ст. 6 Водного кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Водного кодекса проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, являются водоохранными зонами. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается размещение отвалов разрываемых грунтов (пп. 2 п. 17 ст. 65 Водного кодекса).
Согласно п. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
По смыслу п. 2 ст. 78 Закона № 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде может быть возмещен посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств нарушителя в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Пунктом 5 Приказа Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
В соответствии с п. 4 Положения рекультивация для целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. К примеру, технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в <данные изъяты> проведена проверка ЗАО «Альтаир» по факту засыпки береговой полосы стрелки реки Волга и реки Сок, в результате которой установлено, что в результате проведения ЗАО «Альтаир» строительных работ в водоохранной зоне, береговой полосе стрелки реки Волга и реки Сок, на территории № квартала Самарского лесничества уничтожен плодородный слой лесных почв общей площадью 25 000 кв.м., путем размещения на почвах минерального сырья карбонатной породы.
Управлением Росприроднадзора по Самарской области согласно методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, рассчитан размер вреда причиненного почве. Размер вреда, причиненного почвам, в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями согласно методике исчисляется в стоимостной форме и составил 22500000 рублей.
Факты нарушения водного законодательства при осуществлении деятельности ЗАО «Альтаир» подтверждаются материалами проверок органов государственной власти.
Управлением Росприроднадзора по Самарской области на основании приказа № от <дата>. проведен рейд на берегу стрелки рек Волга и Сок, в <данные изъяты>, произведен осмотр водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы. При осмотре установлены нарушения водного законодательства, земельного законодательства. По выявленным нарушениям Управлением Росприроднадзора по Самарской области ЗАО «Альтаир» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.14 (нарушение правил водопользования при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений), ч. 2 ст. 8.12 (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах), ч, 2 ст. 8.6 (уничтожение плодородного слоя почвы).
Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области установлено, что ЗАО «Альтаир» в нарушение ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществляет строительство капитального объекта, в связи с чем в отношении директора ЗАО «Альтаир» МДВ составлен протокол от <дата>. № об административном правонарушении» предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдано предписание (от <дата> №) - с <дата>. не допускать продолжение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Устройство гидротехнических сооружений - дамб обвалования на стрелке рек Волга и Сок» без разрешения на строительство.
Помимо этого, <дата>. досрочно прекращено действие решения о предоставлении водного объекта в пользование ЗАО «Альтаир», о чем внесена запись в государственный водный реестр. Основанием для прекращения действия разрешительного документа стало решение Арбитражного суда Самарской области от <дата>., вынесенное по результатам рассмотрения заявления Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействительным решения о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений.
Как показала выездная проверка, проведенная <дата>. минеральное сырье карбонатной породы по - прежнему размещено на почвах. Таким образом, ЗАО «Альтаир» необходимо провести восстановление нарушенного состояния окружающей среды в водоохранной зоне, береговой полосе стрелки реки Волга и реки Сок.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью, оснований для отказа в иске не имеется.