12-391/2015
РЕШЕНИЕ
16 июля 2015 года г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда ЯО Карасев М.А., при секретаре Чайка О.П., рассмотрев дело по жалобе представителя ЗАО «Стройинжиниринг» Варегина А.В. на постановление № № главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 и ч. 4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г. ЗАО «Стройинжиниринг», на основании ст. 20.4 ч. 1 и ч. 4 КоАП РФ подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 160000 (сто шестьдесят тысяч) рублей за то, что в период с 11.00 часов минут 21.05.2015 года по 14.00 часов 27.05.2015 года по адресу: <адрес> на основании распоряжения № 285 от 19.05.2015 года главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. при проведении внеплановой выездной проверки в отношении закрытого акционерного общества «Стройинжиниринг», по исполнению законного предписания № 173/1/1/(55) от 11.06.2014 года, выданного отделом надзорной деятельности <данные изъяты> УНД ГУ МЧС России <данные изъяты>, срок исполнения которого истек 10.05.2015 года, установлено, что ЗАО «Стройинжиниринг» допустило нарушение требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (ППР в РФ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:
Литера А-А7 (административно-бытовой корпус, производственный корпус), литера А1.
В проходах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей в зданиях, отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 п. 43. СП 52.13330-2011), таким образом ЗАО «Стройинжиниринг» совершено административное правонарушение, предусмотреное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Литера А-А7 (административно-бытовой корпус, производственный корпус), литера А1.
Циклоны для удаления стружки не оборудованы системой пожаротушения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. (Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 года, ст.83,СП 5.13130.2009 таблица А4.);
Здание контрольного пункта (литера Б)
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное).;
Литер А-А7 (административно-бытовой корпус, производственный корпус), литера А1
Здание административно-бытового корпуса не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст.84, СП 3.13130.2009 таблица 2.);
Допущена отделка горючим материалом путей эвакуации (облицовка стен) коридора 3-го этажа (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ст. 134 п. 6.);
Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ст.84, СП 3.13130.2009 таблица 2.);
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное).);
Литера A3
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное).);
Литера А4
Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 таблица 2);
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст. 83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное));
Литер А6
Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 таблица 2);
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст. 83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное));
Литера А7
Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 таблица 2);
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст. 83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное));
Административно-бытовой, производственный корпус) (литера В-В9).
Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 таблица 2);
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст. 83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное));
Склад готовой продукции (литера О,О1,О2).
Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 таблица 2);
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст. 83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное));
Здание трансформаторной подстанции (литера Е).
Помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст. 83, СП 5.13130.2009, приложение А (обязательное));
Таким образом, ЗАО «Стройинжиниринг» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Не согласившись с указанным постановлением ЗАО «Стройинжиниринг» обратилось с жалобой в Рыбинский городской суд ЯО. В жалобе ставится вопрос об отмене указанного постановления. Автор жалобы указывает на то, что акт проверки № 285 от 01.06.2015 года составлен с нарушением действующего законодательства, поскольку проведение внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «Стройинжиниринг» было предусмотрено в период с 21.05.2015 года по 27.05.2015 года, а фактически была проведена 25.05.2015 года в 11.00 часов, без надлежащего уведомления ЗАО «Стройинжиниринг», и в отсутствие уполномоченного лица. При этом был произведен осмотр территории, помещения указанные в акте проверки не осматривались. Принимавший участие в проведении проверки К., на момент проведения проверки полномочиями представлять ЗАО «Стройинжиниринг» не обладал. Все производственные помещения ЗАО «Стройинжиниринг», за исключением переданных в аренду – Литер О2 – склад готовой продукции, Литер А, А2 – не эксплуатируются – законсервированы. На момент проведения проверки был заключен договор на проведение дополнительных мероприятий по оборудованию системами автоматического пожаротушения и системами оповещения людей о пожаре, выполнение работ приостановлено в связи с отсутствием необходимых денежных средств и проведением кредитными организациями платежей согласно установленной очереди в связи с проведением процедуры несостоятельности (банкротства).
В судебном заседании представитель ЗАО «Стройинжиниринг», Иванова Е.А. (по доверенности) доводы, изложенные в жалобе поддержала в полном объеме. Указала, что квалификация действий ЗАО «Стройинжиниринг» по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является излишней, поскольку все допущенные нарушения охватываются ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Также указала, что устранить отмеченные нарушения ЗАО «Стройинжинириг» не имеет возможности в связи с введением процедуры банкротства в отношении ЗАО «Стройинжиниринг». Просила постановление главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г. отменить, производство по делу прекратить.
Главный государственный инспектор <данные изъяты> по пожарному надзору Ф., считая требования, изложенные в жалобе не состоятельными, просил обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу ЗАО «Стройинжиниринг» без удовлетворения.
Проверив материалы дела, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрев доводы жалобы, нахожу постановление главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 и ч. 4 КоАП РФ, подлежащим изменению.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Отсутствие, в нарушение правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 п. 43. СП 52.13330-2011), в проходах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей в административно-бытовом корпусе и производственном корпусе ЗАО «Стройинжиниринг», эвакуационного (аварийного) освещения квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанная квалификация является неверной, поскольку все нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным выходам, к числу которых относится и эвакуационное(аварийное) освещение, охватываются ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, из обжалуемого постановления подлежит исключению указание на признание ЗАО «Стройнжиниринг» виновным в совершении административного правонарушения ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с отсутствием в события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В остальной части должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, правильно установлены фактические обстоятельства по делу. Выводы должностного лица о виновности ЗАО «Стройинжиниринг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ основаны на имеющихся в деле доказательствах, должным образом мотивированы и являются правильными.
Из материалов дела следует, что при проведении в период с 21.05.2015 года по 27.05.2015 года по адресу: <адрес> на основании распоряжения № 285 от 19.05.2015 года главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «Стройинжиниринг», было установлено, что ЗАО «Стройинжиниринг» допущены следующие нарушения требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (ППР в РФ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 и Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
- в нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 п. 43. СП 52.13330-2011В проходах и на лестничных клетках административно-бытового корпуса, производственного корпуса, служащих для эвакуации людей в зданиях, отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение;
- в нарушение ФЗ №123 от 22.07.2008 года, ст.83,СП 5.13130.2009, (Литера 1А) циклоны для удаления стружки не оборудованы системой пожаротушения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности;
- в нарушение требований ФЗ № 123 от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 здание контрольного пункта (литера Б) не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности;
Литер А-А7 (административно-бытовой корпус, производственный корпус), литера А1
- в нарушение требований ФЗ № 123 от 22.07.2008 года ст.84, СП 3.13130.2009, ст. 134 п. 6, ст.83, СП 5.13130.2009 здание административно-бытового корпуса не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; - допущена отделка горючим материалом путей эвакуации (облицовка стен) коридора 3-го этажа; -помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Литера A3
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Литера А4
- в нарушение ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Литер А6
- в нарушение ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Литера А7
- в нарушение ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Административно-бытовой, производственный корпус) (литера В-В9).
- в нарушение ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Склад готовой продукции (литера О,О1,О2).
- в нарушение ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 84, СП 3.13130.2009 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
Здание трансформаторной подстанции (литера Е).
- в нарушение ФЗ № 123- от 22.07.2008 года ст.83, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность ЗАО «Стройинжиниринг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, полученными с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являющимися достаточными и допустимыми для выводов о виновности ЗАО «Стройинжиниринг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности не оспаривается и представителем ЗАО «Стройинжиниринг»
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом ЗАО «Стройинжиниринг» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ЗАО «Стройинжиниринг» выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Доводы представителя юридического лица о том, что был нарушен порядок проведения проверки, поскольку она была проведена в отсутствие законного представителя ЗАО «Стройнжиниринг» не основаны на материалах дела, поскольку из акта проверки от 27.05.2015 года(л.д. 9-11) следует, что при проведении проверки присутствовал К., представлявший интересы ЗАО «Стройнжиниринг» по доверенности(л.д. 8).
Каких-либо процессуальных нарушений, послуживших бы поводом для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, должностным лицом допущено не было.
Вместе с тем, в связи с исключением указания на привлечение ЗАО «Стройинжиниринг» к ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит уменьшению и размер административного штрафа, назначенного ЗАО «Стройинжиниринг». Учитывая положения ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ, учитывая отсутствие вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также учитывая имущественное и финансовое положение ЗАО «Стройинжиниринг» на котором на основании определения Арбитражного суда Ярославской области от 26.05.2015 года введена процедура внешнего управления, в связи проведением процедуры банкротства, прихожу к выводу о возможности снижения назначенного ЗАО «Стройинжиниринг» наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Иных оснований для отмены либо изменения постановления постановление № 338 главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г. в отношении ЗАО «Стройинжиниринг», в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 и ч. 4 КоАП РФ в отношении ЗАО «Стройинжиниринг» изменить:
- исключить указание на признание ЗАО «Стройинжиниринг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с отсутствием события указанного административного правонарушения;
- снизить ранее назначенное ЗАО «Стройинжиниринг» административное наказание в виде административного штрафа, назначив ЗАО «Стройинжиниринг» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, с применением ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору Ф. от 11.06.2015 г., по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Стройинжиниринг» оставить без изменения, а жалобу ЗАО «Стройинжиниринг» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья
Решение вступило в законную силу 11.08.2015 года.