Дело № 2-252/2016
Решение
Именем Российской Федерации
01 апреля 2016 года г.Инза, районный суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,
при секретаре Зудилиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области о понуждению к совершению действий,
Установила:
Прокурор Инзенского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать на территории МО Сюксюмское сельское поселение добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды). Также выставляет требования к администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).
В обоснование исковых требований указано следующее. Проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой, выявлены нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования Сюксюмское сельское поселение.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктами 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Проведенной проверкой установлено, что предприятия коммунального хозяйства, осуществляющего деятельность в сфере водоснабжения граждан в муниципальном образовании Сюксюмское сельское поселение, не имеется с 2008 года. С указанного времени функции по обеспечению граждан питьевым водоснабжением осуществляются администрацией данного муниципального образования.
Вода подается в водопроводную сеть из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района. В 2015 году из скважин поднято 9,2 кубометров питьевой воды.
За водопользование в 2015 году с населения администрацией МО Сюксюмское сельское поселение принято 144551 руб. 41 коп. За истекший период 2016 года из скважин поднято 0,6 кубометров воды, от населения за услуги водоснабжения принято 6662 руб. 56 коп.
Добыча недр (питьевой воды) из скважин осуществляется администрацией поселения для целей питьевого водоснабжения данного населенного пункта. Однако, разрешения (лицензии) на добычу указанных недр до настоящего времени не имеется. Тем самым, администрация МО Сюксюмское сельское поселение осуществляет безлицензионное недропользование.
Отсутствие лицензии на добычу недр не гарантирует безопасность добываемой воды для употребления гражданами, её соответствие санитарным нормам и правилам.
Индивидуализировать граждан, которые могут находиться в данном населенном пункте и пользоваться услугами питьевого и хозяйственного водоснабжения, в силу объективных причин (прибытие, убытие, рождение, смерть) не представляется возможным.
С учетом указанных выше обстоятельств, прокурор, используя предоставленные ему ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» надзорные полномочия, вправе на основании п.1 ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в интересах граждан для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» организовать на территории МО Сюксюмское поселение добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).
Обязать администрацию муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области обеспечить добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с. Сюксюм Инзенского района Ульяновской области для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).
В судебном заседании ст.помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Дозоров А.С. полностью поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении. Просит суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области Амиров Л.Р., действующий на основании доверенности №19 от 01.09.2015года, в судебном заседании пояснил, что считает надлежащим ответчиком по данному делу - Администрацию муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области. Обосновывая свою позицию, указал на то, что согласно Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией Инзенского района Ульяновской области было заключено Соглашение с Администрацией МО Сюксюмское сельское поселение о передаче полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, организации водоотведения. С 10.02.2015 года по настоящее время данным вопросам занимается Сюксюмское сельское поселение. На эти цели поселению были выделены денежные средства в размере 30 000 рублей. За водопользование в 2015 году с населения администрацией поселения взимались денежные средства.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, Новиков А.В., действующий на основании доверенности от 21.03.2016 года, в судебном заседании с иском прокурора Инзенского района Ульяновской области не согласился, указав на следующее. Полагает, что единственным надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Администрация муниципального образования «Инзенский район». Также считает, что заявленные исковые требования к Администрации района являются неполными и подлежат уточнению со стороны прокуратуры.
В данном случае имеет место неправильное толкование закона.
Так, в частности, исковые требования основаны на том, что между Администрациями района и поселения в порядке ч.4 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2015 году было заключено соглашение о передаче вышеуказанных полномочий.
Вместе с тем, в ст. 15 указанного Закона приведён перечень вопросов местного значения, относящихся к исключительной компетенции муниципального района. Следовательно, Администрация района, согласно ч.4 ст. 15 Закона вправе заключать соглашения о передаче полномочий по решению только тех вопросов местного значения, которые содержатся в перечне этой статьи.
Согласно же ст. 14 Закона, являющейся отсылочной нормой в части полномочий по организации водоснабжения и водоотведения, в случае отсутствия на территории поселения организации, предприятия, которое бы оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению либо при их отказе от исполнения данных обязательств, указанные полномочия в поселении осуществляются органами местного самоуправления муниципального района без какой-либо последующей передачи этих полномочий на уровень поселения (ч.1.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Факт отсутствия на территории поселения таких предприятий и организаций, а также отказ ООО «Система», которая ранее оказывала услуги по водоснабжению и водоотведению, прокуратура района не только не оспаривала, но, как это и указано в исковом заявлении, подтвердила в ходе проведённой проверки.
Решением Совета депутатов поселения от 04.06.2015 №14 из ст.34 Устава «Полномочия администрации поселения» были исключены полномочия по организации водоснабжения и водоотведения. Данное решение было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 10.07.2015.
В связи с изложенным указанное соглашение является ничтожным, так как принято в нарушении прямого требования закона об исполнении полномочий по водоснабжению и водоотведению при указанных обстоятельствах именно Администрацией района.
Подписание данного соглашения Главой Администрации поселения также являлось незаконным.
Согласно ч.7 ст.33 (прим.1) Устава Сюксюмского сельского поселения Глава Администрации поселения по вопросам местного значения издаёт постановления. В данном случае Главой Администрации постановление, которое бы давало ему право заключать и подписывать соглашение, не принималось. Просит суд освободить Администрацию муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области от гражданско - правовой ответственности.
Заслушав ст.помощника прокурора Дозорова А.С., представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п.4 ч.1 и ч.3 ст.14 вышеуказанного Закона, с января 2015 года отнесён к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В силу ст.15 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определённый срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объёма указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (в ред.Федеральных законов от 28.11.2009 №283-ФЗ, от 23.06.2014 №165-ФЗ).
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Материалами дела установлено, что решением Главы Инзенского района Ульяновской области №4 от 30.01.2015 года было утверждено Соглашение о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению в границах Сюксюмского сельского поселения Инзенского района Ульяновской области данному поселению.
Предметом Соглашения являются действия сторон, направленные на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация района передаёт Администрации поселения осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, организации водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Пункт 4.1 указывает, что стороны осуществляют деятельность по реализации настоящего Соглашения с учётом соблюдения интересов населения Инзенского района Ульяновской области. Соглашение вступает в силу с 01.01.2015 года (п.8.1). Срок действия документа устанавливается до 31.12.2015 года, включительно и считается продлённым на следующие календарные годы, если не одна из сторон письменно не заявит о его расторжении (п.8.2). При досрочном расторжении Соглашения стороны обязаны письменно уведомить за месяц до истечения соответствующего срока о своём обоснованном желании прекратить его действие (п.8.3).
Пункт 9 Соглашения предусматривает случаи его прекращения досрочно:
- по соглашению сторон;
в одностороннем порядке в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Ульяновской области;
- неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств в соответствии с настоящим соглашением;
- при условии невозможного осуществления полномочий, либо при сложившихся условиях эти полномочия могут быть наиболее эффективно осуществлены Администрацией поселения самостоятельно.
Передача осуществления полномочий по предмету настоящего Соглашения осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета района в бюджет поселения (п.10).
Администрация района предоставляет иные межбюджетные трансферты для осуществления полномочий из бюджета района в размере 30 000 рублей.
Соглашение подписано главами муниципальных образований.
Таким образом, в судебном заседании было бесспорно установлено, что с 30.01.2015 года полномочия по водоснабжению и водоотведению в Сюксюмском сельском поселении Инзенского района Ульяновской области переданы Администрацией МО «Инзенский район» Ульяновской области данному поселению.
Тот факт, что в Соглашении о передаче полномочий отсутствует дата его заключения, не свидетельствует о его ничтожности.
Представителем Администрации МО Сюксюмское сельское поселение в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что за водопользование с момента заключения Соглашения с населения Администрацией МО Сюксюмское сельское поселение принимались денежные средства, из скважин «Северная» и «Южная» поднимается для использования населением вода.
Кроме того, 12.08.2015 года было заключено Дополнительное соглашение №3 к соглашению №4 от 30.01.2015 года, из которого следует, что Администрацией Инзенского района предоставляются межбюджетные трансферты в размере 55 500 рублей бюджету Сюксюмского сельского поселения, из которых 19480 рублей на проведение ремонтных работ, 36020 рублей на приобретение глубинного насоса. В остальном стороны руководствуются заключённым ранее Соглашением №4 от 30.01.2015 года.
Дополнительным соглашением от 02.02.2016 года к соглашению о передаче полномочий №4 от 30.01.2015 года Администрация Инзенского района предоставляет межбюджетные трансферты для осуществления полномочий из бюджета района на 2016 год в размере 30500 рублей бюджету Сюксюмского сельского поселения на проведение ремонта водопроводных сетей.
Документы подписаны сторонами.
Суд считает несостоятельными и доводы представителя Администрации МО Сюксюмское сельское поселение Новикова А.В. о том, что Соглашение не может иметь законную силу, потому что не утверждено представительным выборным органом Сюксюмского сельского поселения.
Заключая Соглашение от имени Администрации Сюксюмского сельского поселения действовал Глава данного поселения, который в силу закона, Устава поселения вправе совершать указанные действия.
Доводы Новикова А.В. о том, что вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений отнесён к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района и не может быть передан сельскому поселению, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжением признаётся водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Водоподготовка предполагает обработку воды, обеспечивающую её использование в качестве питьевой или технической воды (п.3 ст.2 Закона).
В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст.ст.2, 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населённых пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Как было установлено в судебном заседании добыча недр (питьевой воды) из скважин «Северная» и «Южная» осуществляется Администрацией Сюксюмское сельское поселение для целей питьевого водоснабжения данного населённого пункта. Однако, разрешения (лицензии) на добычу указанных недр до настоящего времени не имеется. Следовательно, администрация МО Сюксюмское сельское поселение осуществляет безлицензионное недропользование. Отсутствие же лицензии на добычу недр не гарантирует безопасность добываемой воды для употребления гражданами, её соответствие санитарным нормам и правилам.
Вследствие чего, требования истца об обязывании администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области обеспечить добычу недр (воды) из двух скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды), являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обоснованными являются и требования истца к ответчику - Администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области об организации на территории МО Сюксюмское сельское поселение добычи недр (воды) из указанных двух скважин для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды), поскольку при передачи полномочий поселению не было создано достаточно надлежащих условий, способствующих обеспечению водоснабжения населения качественной водой.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области организовать на территории муниципального образования Сюксюмское сельское поселение добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).
Обязать администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области обеспечить добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области для питьевого водоснабжения граждан, организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: И.М.Старостина