Дело № 2а-473/2020
УИД 13RS0001-01-2020-000715-65
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кемля 15 декабря 2020 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Куркина Д.П.,
при секретаре Капитоновой О.А.,
с участием в деле:
административного истца – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия,
административного ответчика - Планкина С.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в порядке административного судопроизводства дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия к Планкину С.А. о взыскании недоимки по налогам, пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Мордовия, (далее - межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия), обратилась в суд с административным иском к Планкину С.А. о взыскании недоимки по налогам, пени. В обоснование требований указано, что Планкин С.А. является плательщиком транспортного налога, так как за ним зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, модель ГАЗ 31105; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, модель ГАЗ 3110; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак № модель ГАЗ 3110; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак № модель Форд Фокус.
Налогоплательщику по сроку уплаты 1 октября 2015 г. был исчислен транспортный налог за 2014 г. в сумме 5264,56 руб. В установленный законом срок налог оплачен не был.
Планкину С.А. направлялось требование от 16 октября 2015 г. №754267 о необходимости погашения образовавшейся задолженности.
Указывают, что в связи с большим объемом работы исковое заявление не было направлено в суд в установленный законом срок.
Административный истец просил восстановить срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогам, пени; взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 5264,56 рублей.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия, в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.
Административный истец в предварительном судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно административному исковому заявлению начальник инспекции Чиршева Е.С. просила рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства в их отсутствие.
В предварительное судебное заседание административный ответчик Планкин С.А. не явился, о времени и месте судебного заседания, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии с частью 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.
Судья, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства по вопросу восстановления пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением, приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
В силу положений статей 44, 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Из материалов дела усматривается, что срок добровольной уплаты задолженности по налогу в требовании №754267 от 16 октября 2015 г. установлен 25 ноября 2015 г.
С учетом требований статьи Налогового кодекса Российской Федерации в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности налоговый орган должен был обратиться о взыскании задолженности по транспортному налогу не позднее 25 мая 2016 г. С настоящим административным иском о взыскании с Планкина С.А. указанной задолженности налоговый орган обратился 30 ноября 2020 г., то есть с нарушением установленного законом срока.
В силу части 1 статьи 95 названного кодекса лицам, пропустившим установленный этим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъясняет, что в силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением административный истец каких-либо уважительных причин пропуска данного срока не указал, доказательств этого не представил.
Указание административного истца на большой объем работы, в связи с чем, пропущен срок подачи административного искового заявления, не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока на подачу административного искового заявления.
С учетом того, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с указанным требованием и основания для его восстановления отсутствуют, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь частью 5 статьи 138, статьями 174, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд.
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия к Планкину С.А. о взыскании задолженности по налогам, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Д.П. Куркин