Дело № 2а-342/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рюкшиева Евгения Ивановича к Отделению МВД России по Беломорскому району и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК, Министерству Внутренних дел по РК и Министерству Внутренних дел Российской Федерации о признании условий содержания в ИВС ОМВД России Беломорский район не соответствующими закону и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Административный истец Рюкшиев Е.И. обратился в суд с указанным выше иском к ОМВД по Беломорскому району и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК по тем основаниям, что <данные изъяты>, он содержался в Беломорском ИВС в нечеловеческих условиях, в камерах отсутствует канализация и нет унитазов, вместо этого в камерах стоят ведра, а постоянной возможности выходить из камеры нет, в связи с этим приходилось подолгу терпеть, пока сотрудники ИВС смогут вывести в туалет, из-за чего у него часто возникали боли в животе, это приносило физические страдания и унижение человеческого достоинства. В ведро, в которое приходилось ходить по малой нужде, кидали хлорированные таблетки, чтобы нейтрализовать запах из ведра. Из-за этого у него постоянно резало глаза, а в горле стоял привкус хлорки. Вентиляция в Беломорском ИВС неисправна, в камерах отсутствует свежий воздух, присутствует запах сырости, камеры никаким образом не проветривались, душ не предусмотрен, не было возможности помыться, приходилось ложиться грязным на чистое постельное белье. По данному факту обращался в Беломорскую прокуратуру, в связи с чем была проведена проверка, в ходе которой были подтверждены нарушения требований законодательства при содержании в ИВС ОМВД по Беломорскому району. Содержание в таких нечеловеческих условиях приносило ему сильные физические и моральные страдания, были нарушены его права, нахождение в таких условиях расценивает как издевательство. В результате ему был причинен моральный вред, размер которого он оценивает в 100000 рублей. Истец просил суд взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец Рюкшиев Е.И. уточнил исковые требования и просил признать условия его содержания в ИВС ОМВД России Беломорский район не соответствующими закону, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство Внутренних дел по РК и Министерство Внутренних дел РФ.
В судебное заседание административный истец Рюкшиев Е.И. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ОМВД по Беломорскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Представитель административного ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв, в котором просили прекратить производство по делу, поскольку указанная категория дел рассматривается в ином порядке. Кроме того, они считают себя ненадлежащим административным ответчиком.
Представитель административного ответчика Министерства Внутренних дел по РК в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв, в котором указали, что истцом не представлены объективные доказательства, подтверждающие факт причинения ему нравственных или физических страданий действиями сотрудников ИВС. Все необходимые бытовые условия содержания Рюкшиева Е.И. в ИВС были созданы. Кроме того административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с иском за периоды <данные изъяты>. Доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока не представлено.
Представитель административного ответчика МВД РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл.22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействий) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу положений статьи 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 и ч.2 ст.21 Конституции РФ никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст.7 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В ИВС в случаях, предусмотренных УИК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведённые из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». К ним относятся, в том числе, право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (пункт 11). Подозреваемым и обвиняемым должны быть созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания (ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ).
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённые Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (далее по тексту - Правила).
Пунктом 45 Правил предусмотрены требования по оборудованию камер ИВС, в том числе, бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
В соответствии с ч.3 ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счёт средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Положением о МВД РФ, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, закреплено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет в том числе нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ (п.1, п.п.4 п.11).
Приказом Министерства внутренних дел по РК от 07.08.2017 № 917 в соответствии с требованиями приказа МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ на районном уровне» утверждено Положение об Отделении МВД РФ по Беломорскому району.
В силу п.2 Положения, ОМВД России по Беломорскому району является территориальным органом Министерства внутренних дел РФ на районном уровне, на которое распространяется действие настоящего Положения.
Согласно п.п.20 п.9, п.п.4 п.10 Положения, ОМВД России по Беломорскому району обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В целях реализации указанных полномочий осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закреплённых за ОМВД России по Беломорскому району.
В судебном заседании установлено, что ИВС ОМВД России по Беломорскому району является структурным подразделением ОМВД России по Беломорскому району, финансирование которого осуществляется за счёт средств федерального бюджета по смете МВД России, при этом МВД по РК, как территориальный орган МВД России, является получателем бюджетных средств от их главного распорядителя - МВД России.
ОМВД России по Беломорскому району и Министерство внутренних дел РФ в лице МВД по РК несут обязанность по организации и обеспечению, в том числе в части финансирования, надлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, в ИВС ОМВД России по Беломорскому району.
Судом установлено, что Рюкшиев Е.И., в связи с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу, в период времени с 23.01.2019 по 14.06.2019 находился под стражей по уголовному делу, периодически помещался в ИВС ОМВД России по Беломорскому району для проведения следственных действий, а также для обеспечения участия в судебных заседаниях при продлении срока содержания под стражей по уголовному делу.
Периоды и сроки содержания Рюкшиева Е.И. в ходе следствия по уголовному делу в ИВС ОМВД России по Беломорскому району подтверждены выпиской из книги учёта лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Беломорскому району, и не оспаривались административными ответчиками.
Так, согласно сведениям книги учёта лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Беломорскому району, Рюкшиев Е.И. содержался в изоляторе:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Анализируя вышеуказанные периоды нахождения Рюкшиева Е.И. в ИВС ОМВД России по Беломорскому району, суд приходит к выводу о том, что пребывание административного истца в изоляторе было в сроки, установленные законодательством (не более 10 суток), однако в период <данные изъяты> административный истец находился в ИВС 15 дней и в период <данные изъяты> – 12 дней, что превышает сроки нахождения в ИВС.
Согласно техническому паспорту ИВС ОМВД России по Беломорскому району и справки ОМВД России по Беломорскому району – ИВС, 1981 г. постройки, в 2012г. производился косметический ремонт и капитальный ремонт систем сигнализации; декабрь 2013г. – январь 2014г. производился косметический ремонт камер, декабрь 2015 железная дверь в прогулочный двор; ИВС оборудован механической приточно-вытяжной вентиляцией с подогревом, паровым отоплением. ИВС имеет 7 камер, 1 следственный кабинет, прогулочный двор - 1, комнату для подогрева пищи, помещение для личного состава. Санпропускник с дезкамерой отсутствует. Санузлов в камерах нет. Двери и окна в ИВС оборудованы в соответствии с требованием приказа МВД России №140 ДСП от 07.03.2006.
В камерах ИВС ОМВД России по Беломорскому району, где содержался Рюкшиев Е.И. имеется 1 окно. Окна в камерах ИВС по просьбе содержащихся открываются в дневное время для проветривания. Камеры ИВС ОМВД России по Беломорскому району оборудованы спальными местами, столиками, табуретками, полкой для личных вещей, вешалкой, умывальником, местами приватности с закрывающимся ведром для отправления естественных надобностей. Место приватности огорожено шторкой. Помывка в душе содержащихся в ИВС не предусмотрена в связи с отсутствием душа, для помывки предоставляются тазы и горячая вода. В ИВС имеется механическая приточная и вытяжная вентиляция камерных и служебных помещений. Вентиляция находится в рабочем состоянии, включается ежедневно.
В связи с жалобами Рюкшиева Е.И., прокурором Беломорского района на основании ст.ст.6, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», приказа Генеральной прокуратуры РФ от 08.08.2011 №237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел…» была проведена проверка исполнения ОМВД России по Беломорскому району, расположенным по адресу: г.Беломорск, пер.Школьный, д.7, требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно письмам от 17.05.2019 и 15.07.2019, было установлено, что был нарушен срок содержания в ИВС ОМВД России по Беломорскому району в марте и апреле 2019 года, в связи с чем в адрес начальника ОМВД России по Беломорскому району было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.
Как неоднократно отмечал Европейский Суд по правам человека необеспечение надлежащих условий содержания в местах лишения свободы требованиям законодательства, достигающее минимального уровня тяжести, подлежит оценке как нарушение положений статьи 3 Конвенции о защите прав человека. При этом ненадлежащее обращение, которое достигает такого минимального уровня тяжести, обычно предполагает фактическое причинение значительных физических или психических страданий. Однако, даже при отсутствии вышеперечисленного, в случаях, когда обращение унижает или оскорбляет человека, проявляется неуважение к нему и его человеческому достоинству, или вызывает у человека чувство страха, страдания или собственной неполноценности, способное сломить моральное и физическое сопротивление личности, оно может быть охарактеризовано как «унижающее достоинство» и также подпадать по действие запрета, содержащегося в ст.3 Конвенции.
Суд приходит к выводу о том, что условия содержания в период пребывания Рюкшиева Е.И. в ИВС ОМВД России по Беломорскому району не соответствовали закону. При оценке степени нарушения прав и законных интересов Рюкшиева Е.И. в части отсутствия в камерах изолятора временного содержания ОМВД России по Беломорскому району канализации, унитазов и душевых, суд учитывает, что для реализации соответствующих прав лиц, содержащихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, сотрудниками ИВС ОМВД России по Беломорскому району выполнялись меры для обеспечения доступа к общему туалету и средствам личной гигиены лицам, содержащимся в изоляторе, путем периодического вывода в туалет и помывки с помощью тазов. При этом, по мнению суда предпринятые сотрудниками ИВС меры нельзя расценивать как достаточные и в полном объеме устраняющие нарушение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу об установлении фактов нарушения условий содержания истца в изоляторе временного содержания, связанных с непредоставлением Рюкшиеву Е.И. регулярного посещения туалета и помывки в душе по требованию истца, а также содержанием его в ИВС с превышением разрешенной продолжительности, вследствие чего административному истцу были причинены нравственные страдания.
Вместе с тем, за медицинской помощью по вопросу причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащих условий содержания в ИВС ОМВД России по Беломорскому району в соответствующие временные периоды Рюкшиев Е.И. не обращался, таковых сведений и доказательств судом не добыто.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностного лица, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Незаконность действий государственных органов, должностных лиц устанавливается в предусмотренном законом порядке: вступившими в силу решениями суда или актами государственных органов.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пунктом 3 этого же постановления предусмотрено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п.п.1, 2, 3 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Таким образом, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, сам факт содержания административного истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающий уровень страданий, присущий ограничению свободы, что является основанием для признания требований истца о взыскании компенсации морального вреда правомерными.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, руководствуясь положениями ст.ст.151, 1101 ГК РФ, суд принимает во внимание характер и степень нарушения условий содержания административного истца под стражей, продолжительные периоды времени пребывания в камере ИВС в 2019 г. с учётом проводимых следственных действий, судебных заседаний по материалам о продлении срока содержания под стражей по уголовному делу с участием административного истца, отсутствие доказательств наступления неблагоприятных последствий для физического и психического здоровья Рюкшиеву Е.И. вследствие установленных нарушений, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу административного истца денежную компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.
В силу ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1).
Согласно п.п.1 п.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В соответствии с положениями ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п.63 ст.12 Положения о МВД РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и действовавшего до 21.12.2016, МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ.
Подпунктом 100 п.11 Положения о МВД РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, действующего в настоящее время, также предусмотрено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, по смыслу п.1 ст.125 и ст.1071 ГК РФ, п.п.1 п.3 ст.158 БК РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны РФ от имени РФ в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.
Поскольку по делу заявлено требование о компенсации морального вреда, причиненного в результате нарушений условий содержания истца под стражей в ИВС, то в силу вышеприведённых положений закона компенсация морального вреда в пользу Рюкшиева Е.И. подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России, как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, за счет средств казны РФ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Министерство финансов РФ не является субъектом спорных правоотношений, следовательно, подлежит исключению из состава административных ответчиков.
Довод представителя Министерства финансов РФ, о том, что требование Рюкшиева Е.И. о денежной компенсации морального вреда не подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку носит гражданско-правовой характер, не принимается судом во внимание, поскольку законом, в целях процессуальной экономии, обеспечения оперативности предоставления и эффективности судебной защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, допустимо разрешать в рамках производства по одному делу двух требований, изложенных в административном исковом заявлении, одно из которых должно рассматриваться по правилам гражданского судопроизводства, предусмотренным ГПК РФ, а другое – по правилам административного судопроизводства, предусмотренным КАС РФ.
Кроме того, Рюкшиев Е.И. фактически обжалует бездействие должностных лиц органов внутренних дел, связанное с необеспечением ненадлежащих условий содержания в ИВС ОМВД России по Беломорскому району, а требование о присуждении денежной компенсации морального вреда является производным от вышеуказанного требования.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом (ч.7 ст.219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Согласно п.12 разъяснений Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконным бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В соответствии с ч.1 и ч.8 ст.219 КАС РФ представителем административного ответчика Министерства внутренних дел по РК заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд.
Административный истец Рюкшиев Е.И. ходатайств о восстановлении срока обжалования не заявлял. Согласно его доводам о нарушении его прав он узнал в апреле 2019 года.
Разрешая довод административного ответчика о том, что Рюкшиевым Е.И. пропущен трёхмесячный срок для обращения с административным иском, суд исходит из того, что если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушений личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст.208 ГК РФ, п.7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» исковая давность не распространяется: на требования, связанные с необеспечением надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц, в том числе, в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных учреждениях, при транспортировке указанных лиц, неоказанием этим лицам эффективной медицинской помощи.
В силу п.2 Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, ст.ст.20, 21, 41 Конституции РФ, п.п.2, 8 ч.1 ст.7, ст.9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», п.п.2, 9 ст.17, ст.19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ч.ч.3, 6, 6.1 ст.12, ст.13, 101 УИК РФ, ч.2 ст.35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.п.1 п.9 ст.15 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»); право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч.1 и 2 ст.27.6 КоАП РФ, ст.ст.7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст.17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст.93, 99, 100 УИК РФ, п.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч.5 ст.35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В связи с изложенным, на исковые требования административного истца Рюкшиева Е.И. исковая давность не распространяется.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отказа административному истцу в иске в связи с пропуском им срока обращения в суд.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, учитывая, что установленные судом нарушения условий содержания Рюкшиева Е.И. в ИВС ОМВД России по Беломорскому району повлекли нарушения прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу о наличии по данному делу предусмотренной ст.227 КАС РФ совокупности необходимых условий для частичного удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Рюкшиева Е.И. к ОМВД России по Беломорскому району, Министерству внутренних дел по РК, Министерству внутренних дел РФ и Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РК о признании условий содержания в ИВС ОМВД России по Беломорскому району не соответствующими закону и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать условия содержания в изоляторе временного содержания ОМВД России по Беломорскому району не соответствующими закону.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Рюкшиева Евгения Ивановича денежную компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения мотивированного решения в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд.
Председательствующий Сидоров А.А.
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2019.