Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 февраля 2016 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-749/16 по иску Радаева А.К. к мэрии г.о.Тольятти о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,
установил:
Истец Радаев А.К., обратившись в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконными распоряжения и.о. заместителя мэра городского округа Тольятти от 16.09.2015г №-р/5 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» Радаева А.К. с составом семьи 2 человека и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «Об отказе в выдаче социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.», признании права быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании мэрии признать истца с составом семьи 2 человека нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» с сохранением очередности до издания распоряжения от 16.09.2015г. №-р/5, признании права истца на получение социальной выплаты и обязании мэрии выдать Радаеву А.К. с составом семьи 2 человека, и свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» согласно очередности, существовавшей до издания обжалуемых распоряжений.
В обоснование требований, указал, что согласно распоряжению от 16.09.2015г. Радаев А.К. с составом семьи 2 человека снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» из-за того, что во время брака с ФИО4, последняя приобрела в собственность квартиру, общей площадью 38 кв.м. по адресу: <адрес>, поэтому истец исключен из числа участников подпрограммы, в связи с несоответствием семьи требованию, указанному в пп. «б» п.6 Правил (пп. «а» п.22 Правил). Кроме того, истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ответчика об обеспеченности молодой семьи общей площадью жилых помещений свыше установленной учетной нормы. Истец считает, что органом местного самоуправления необоснованно была включена в суммарный подсчет жилая площадь, принадлежащая на праве собственности ФИО4 Истец считает решение ответчика об исключении семьи истца из числа участников подпрограммы незаконным, просит обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить семью истца в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать ответчика выдать свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что при рассмотрении заявления семьи истца о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты органом местного самоуправления выявлен факт приобретения ФИО4 жилого помещения площадью 38 кв.м., в собственность. Истцу принадлежит в указанной квартире ? доля в праве совместной собственности. Указанное свидетельство истцом представлено не было, соответственно, данное обстоятельство было выявлено в период процедуры проверки документов. Следовательно, на момент постановки на учет, истец и его семья, в связи с обеспеченностью каждого члена семьи общей площадью жилого помещения более учетной нормы, не являлись нуждающимися, поэтому оспариваемое распоряжение является законным. Кроме того, истец сохранил право пользования в квартире матери.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно п.6 Правил участницей данной программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Аналогичные требования к молодой семье, претендующей на получение социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением заместителя мэра от 07.07.2011гю с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, с составом семьи 3 человека, проживающие по адресу: г.о.Тольятти, <адрес>, были признаны нуждающимися в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включены ответчиком в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья. В дальнейшем, в связи с расторжением брака, состав семьи был изменен с 3-х на 2-х человек, что не оспаривается сторонами.
На основании решения и.о.мирового судьи судебного участка № Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. брак между Радаевым А.К. и ФИО4 расторгнут. Брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 16.09.2015г. №-р/5 Радаев А.К. с составом семьи 2 человека (сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место жительства которого определено с отцом согласно решению м.о. мирового судьи судебного участка № Комсомольского судебного района <адрес>, вступившему в законную силу 17.07.2014г.), проживающего по адресу: <адрес>, признанного участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с 28.06.2011г. в составе семьи ФИО4, являющейся матерью ФИО5 (дата признания нуждающимся в улучшении жилищных условий – 28.06.2011г.), в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма: во время брака с Радаевым А.К. ФИО4 на основании договора купли-продажи от 15.02.2013г. приобрела право собственности на квартиру общей площадью 38 кв.м. по адресу: <адрес>; брак между Радаевым А.К. и ФИО4 прекращен ДД.ММ.ГГГГ. - на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и исключен из числа участников подпрограммы в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 22 Правил).
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 22.09.2015г. №-р/5, на основании п.33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства Радаеву А.К. с составом семьи 2 человека (сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), проживающему по адресу: <адрес>, в связи с представлением не в полном объеме документов, необходимых для получения свидетельства (отсутствует документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях), и с учетом распоряжения от 16.09.2015г. №-р/5, отказано.
Из выписки из поквартирной карточки от 28.07.2015г. следует, что Радаев А.К. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 15.09.1992г., ФИО5 (сын) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 08.07.2014г. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО6 (собственник) с 15.09.1992г., ФИО7, с 11.06.1982г., ФИО8, с 15.09.1992г.
Из материалов дела следует, что квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО6 (матери истца). Основание – договор о безвозмездной передаче квартир в собственность от 08.02.2006г. Из указанного договора следует, что квартира имеет общую площадь 60,4 кв.м., жилую – 38,2 кв.м. и состоит из 3-х комнат.
Из пояснений представителя истца следует, что истец в приватизации указанного жилого помещения не участвовал.
Согласно разъяснениям п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Следовательно, добровольный отказ истца от приватизации не лишает его права пользования данным жилым помещением. Доводы представителя истца о том, что истец из указанного жилого помещения выезжал и прекратил право пользования, суд не принимает во внимание, поскольку истец сохранял право пользования данным жилым помещением, с регистрационного учета не снялся, в настоящее время проживает в указанном жилом помещении.
Из выписки из поквартирной карточки от 14.08.2015г. следует, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 06.03.2013г. по 08.07.2014г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. ФИО4 (мать) зарегистрирована по указанному адресу с 06.03.2013г.
Из выписки из ЕГРП от 29.08.2015г. следует, что на основании договора купли-продажи от 15.02.2013г. ФИО4 приобрела в собственность квартиру, площадью 38 кв.м., по адресу: <адрес>. Также зарегистрировано ограничение (обременение) права – ипотека в силу закона. Вышеуказанное также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2013г.
Из пояснений представителя истца следует, что указанная квартира была приобретена ФИО4 за счет собственных средств, которые составляли значительную часть стоимости квартиры, а именно 1 735 000 руб. – 1 155 978 руб. (из которых: 600 000 руб. – первоначальный взнос, полученный в дар от матери ФИО4, 207 000 руб. – направленные в т.ч. на досрочное погашение ипотеки, полученный в дар от матери ФИО4, а также 348 978 руб. – оплачены ФИО4 из собственных средств после расторжения брака 17.07.2014г.).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО9 и ФИО4 пояснили, что указанная квартира была приобретена на средства. Полученные в дар. Передача денежных средств подтверждена расписками.
Показания свидетелей не могут быть приняты судом, поскольку свидетель ФИО9 является матерью ФИО4, и не исключена возможность заинтересованности свидетелей в результатах рассмотрения гражданского дела.
Кроме того, доли супругов не были определены.
Истец, считая незаконным названное выше решение органа местного самоуправления, указывает на необходимость исключения из подсчета общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ФИО4, однако с указанными доводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака, относится любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено или на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В силу ст. 39 СК РФ доли в общем имуществе супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Доводы истца о том, что квартира по адресу: <адрес>, не является совместно нажитым имуществом, не основаны на законе.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что социальная выплата на улучшение жилищных условий молодых семей не может предоставляться произвольно, а обусловлена, в том числе нуждаемостью молодой семьи в улучшении жилищных условий по смыслу ст. 51 ЖК РФ.
Между тем судом установлено, что после принятия на соответствующий учет семьи истца, супругой истца, была приобретена в собственность квартира, общей площадью 38 кв.м. Таким образом, семья не являлась нуждающейся, поскольку на каждого члена семьи приходилось более учетной нормы площади жилого помещения, и не могла быть признана участником подпрограммы.
В соответствии с пунктом 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений.
Таким образом, принцип суммарного подсчета, примененный ответчиком для определения нуждаемости семьи истца в жилых помещения, является правильным, оснований для исключения из подсчета жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ФИО4 не имеется. Кроме того, доказательств определения долей в указанной квартире между супругами, состоявшими на тот момент в браке, не представлено.
Обеспеченность членов семьи истца превышает установленную учетную норму 12 кв. м. (Постановление Мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда»).
В силу статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно статье 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи с конкретными обстоятельствами дела позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность по предоставлению в орган местного самоуправления полных и достоверных сведений, подтверждающих нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, возложена не на ответчика, а на истца, между тем сведения об улучшении жилищных условий молодой семьи истцом ответчику не предоставлялись.
Решение органа местного самоуправления о снятии семьи истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует положениям статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчиком при проверке жилищных условий истца были выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для соответствующего учета семьи истца.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, об исключении его из числа участников подпрограммы является законным, а требование истца восстановить его семью в составе участников подпрограммы - необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Радаева А.К. к мэрии г.о.Тольятти о признании незаконными распоряжения и.о. заместителя мэра городского округа Тольятти от 16.09.2015г №-р/5 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» Радаева А.К. с составом семьи 2 человека и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «Об отказе в выдаче социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.», признании права быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании мэрии признать истца с составом семьи 2 человека нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» с сохранением очередности до издания распоряжения от 16.09.2015г. №-р/5, признании права истца на получение социальной выплаты и обязании мэрии выдать Радаеву А.К. с составом семьи 2 человека, и свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.» согласно очередности, существовавшей до издания обжалуемых распоряжений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья