Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1009/2021 от 01.02.2021

Дело № 2-1009/2021

УИД 76RS0017-01-2020-001989-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

16 апреля 2021 года

гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия, понуждении выполнить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с учетом уточнения требований обратился в суд с иском к Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, просил:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области в части отсутствия заключенного договора на внутридомовое (внутриквартирное) обслуживание газового оборудования в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: квартиры (комнаты): <адрес>;

2. Обязать Администрацию Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области принять меры по понуждению нанимателя (нанимателей) жилых помещений по договору (договорам) социального найма заключить договор со специализированной организацией на внутридомовое обслуживание газового оборудования в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: квартиры: <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ярославского района Хаджан О.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО Софронова Е.А. против удовлетворения требований не возражала.

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Ярославского района проведена проверка по вопросу несоблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского поселения обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Часть 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно положениям Устава Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области к вопросам местного значения Некрасовского СП ЯМР ЯО отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 8 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

В отношении оборудования, не указанного в абзаце первом настоящего пункта, заказчики, исполнители по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, поставщик газа, газораспределительная организация, органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля вправе инициировать проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В отношении муниципального жилищного фонда Некрасовского сельского поселения не заключены договоры на внутридомовое (внутриквартирное) газовое оборудование, а именно согласно реестру муниципального имущества - квартиры (комнаты): <адрес>

В соответствии с п. 5.5.1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств конечного газоиспользующего оборудования обязан обеспечивать пользователь (собственник).

Ответственность за содержание в надлежащем состоянии, обслуживание инженерных сетей и безопасное пользование бытовыми газовыми приборами возлагается законом собственников и нанимателей жилых помещений (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 67, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года № 410 (далее - Правила №410), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг), включающего в том числе: техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение. Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами №410, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил №410). Тем самым, обязанность по заключению договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее - Правила № 549) возложена на абонента по договору поставки газа, которым может быть как физическое лицо (гражданин), в том-числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическое лицо, приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. При этом заключение договора со специализированными организациями на техническое обслуживание ВДГО обязательно в силу закона, наличие такого договора является неотъемлемым условием для предоставления потребителю коммунальной услуги по газоснабжению.

В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем (п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ), а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения (п. 2 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ), поддерживать его надлежащее состояние (п. 3 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ), а также проводить текущий ремонт этого помещения (п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относит побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, а потому не может возлагаться на наймодателя. Так, в п. 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь (то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях) обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.

Подпунктами «и», «к» п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, также определено, что абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; а также надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. При этом абонентом может выступать как физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3 Правил № 549).

В силу п. 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Согласно п. 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:

- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (п. «а» п. 17 Правил № 410);

- в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование (п. «в» п. 17 Правил № 410).

Аналогичные требования включены и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.20111 № 354 (далее - Правила № 354), в силу которых газоснабжение потребителя осуществляется при условии надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования (п. 131 Правил № 354).

Пункт 132 Правил № 354 допускает возможность приостановления подачи газа потребителям при отказе в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутриквартирного газового оборудования; а также в случае отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования. Работы по приостановлению подачи газа проводятся самостоятельно специализированной организацией либо газораспределительной организацией, с которой у специализированной организации заключен договор об аварийно-диспетчерском обеспечении, через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) об этом потребителя (п. 133 Правил № 354). В п. «е» п. 45 Правил № 549 также предусмотрено право поставщика газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случаях отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

В случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором (п. 48 Правил № 549).

Выявленный факт отсутствия заключенного договора на внутридомовое обслуживание газового оборудования стал возможен в связи с недостаточным принятием мер со стороны наймодателя жилого помещения - органа местного самоуправления, который в силу закона уполномочен на муниципальный жилищный контроль. Вследствие отсутствия заключенного договора ВДГО не только нарушается договор социального найма со стороны нанимателя, но и создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, проживающих в непосредственной близости от данных жилых помещений. При этом отсутствие должного контроля со стороны органа местного самоуправления нельзя признать малозначительным по следующим причинам. Доказательства принятия мер по понуждению нанимателей по договору социального найма (направления уведомлений нанимателям) отсутствуют.

Согласно п. 131 Правил, утв. постановлением № 354, установлено, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным:

б) в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования; с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.

Пунктом 131.1 предусмотрено, что лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 131 настоящих Правил, обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Тем самым, органом местного самоуправления не реализованы полномочия, установленные п. 6, 9 ч. 1 ст. 5 Закона Ярославской области от 06.12.2012 №61-з «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области».

Орган муниципального жилищного контроля организует и осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории соответствующего муниципального образования путем контроля за использованием муниципального жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также контроля за обеспечением органами местного самоуправления исполнения требований, установленных статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 6), контроля за соблюдением наймодателем жилых помещений в наемных домах социального использования муниципального жилищного фонда обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений (п. 9).

Таким образом, имеет место неисполнение Администрацией Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области своих обязанностей по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Проанализировав положения законодательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, испрашиваемый прокурором срок исполнения судебного решения (1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу) суд считает разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПКРФ, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворить.

1. Признать незаконным бездействие Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области в части отсутствия заключенного договора на внутридомовое (внутриквартирное) обслуживание газового оборудования в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: квартиры (комнаты): <адрес>;

2. Обязать Администрацию Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области принять меры по понуждению нанимателя (нанимателей) жилых помещений по договору (договорам) социального найма заключить договор со специализированной организацией на внутридомовое обслуживание газового оборудования в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Ярославский районный суд.

Судья А.Ш. Сайфулина

2-1009/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ярославского района ЯО
Ответчики
Администрация Некрасовского сельского поселения
Другие
Кругликова Анна Михайловна
Кругликова Раиса Владимировна
АО "Газпром газораспределение Ярославль"
Гневашева Александра Викторовна
Гневашева Зинаида Левановна
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль"
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Сайфулина А.Ш.
Дело на странице суда
yaroslavsky--jrs.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
01.02.2021Передача материалов судье
01.02.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2021Предварительное судебное заседание
16.04.2021Предварительное судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Дело оформлено
18.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее