Дело №2-4099/21
УИД 76RS0014-01-2021-003467-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 27 декабря 2021 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности по устранению недостатков автомобильной дороги,
установил:
Прокурор Ярославского района Ярославской области в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении на ответчика обязанности в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить, с учетом заявленных уточнений, ремонтные мероприятия на автодороге «Туношна-Дубки», в границах Ярославского района Ярославской области, а именно:
- с км 2+300 по км 4+500, восстановить асфальтобетонное покрытие проезжей части дороги в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»;
- с км 0+000 по км 2+300 и с км 4+500 по км 5+570 ликвидировать дефекты асфальтобетонного покрытия, выразившиеся в наличие раскрытых не обработанных трещин в соответствии с п. 7.1 ГОСТ 33180 - 2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летного содержания»;
- с км 4+500 по км 5+570 ликвидировать дефекты асфальтобетонного покрытия, выразившиеся в наличие отдельных выбоин превышающих предельно допустимые значения п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
В обоснование требований в исковом заявлении указано, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения председателя Молодежной палаты Ярославской области ФИО проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния автодороги «Туношна-Дубки» в границах Ярославского района. Данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области, утверждённый постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 №83-п. В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение требований ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» покрытие проезжей части автомобильной дороги «Туношна-Дубки» имеет недостатки асфальтобетонного покрытия проезжей части, в том числе, выбоины, превышающие по своим размерам предельно допустимые значения. Имеющиеся дефекты подтверждаются актом инспектора ОГИБДД ОМВД России по Ярославскому району от 29.11.2021 года. Данные нарушения являются существенными. Выявленные дефекты затрудняют движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования с разрешенной правилами дорожного движения скоростью, создают риск возникновения аварийных ситуаций, чем нарушают права неопределенного круга лиц. Обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользование регионального значения, обеспечению безопасности дорожного движения возложена законом на ответчика.
Участники процесса, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились.
Ответчик Департамент дорожного хозяйства Ярославской области представил письменный отзыв на иск <данные изъяты>, дело просил рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Третье лицо ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на иск <данные изъяты>
Суд с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 год №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании п.п. 5, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 12.03.2008 №83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Туношна-Дубки», расположенная в Ярославской области, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области.
В соответствии Положением о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 №195-п, данный департамент является правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий и функций: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В силу требований п.4.6 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области данный департамент уполномочен представлять интересы Ярославской области как собственника по вопросам управления государственной казной Ярославской области в части владения, пользования, распоряжения региональными автомобильными дорогами.
ГКУ ЯО «Ярдорслужба» осуществляет функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
Само по себе наличие контракта не освобождает департамент дорожного хозяйства Ярославской области, как собственника автомобильной дороги, от обязанности по надлежащему содержанию дорог регионального значения. Заключение государственного контракта может свидетельствовать лишь об определении уполномоченным органом субъекта Российской Федерации исполнителя отдельных функций и работ, однако не освобождает от ответственности за надлежащее содержание дорожной сети.
С учетом изложенного суд признает Департамент дорожного хозяйства Ярославской области надлежащим ответчиком по делу.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, а именно, отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Пунктом 7.1 ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» определено, что состояние покрытия проезжей части дороги должно соответствовать требованиям таблицы 2. Описание дефектов приведено в таблице А.2 приложения.
Согласно представленных в материалы дела доказательств, в том числе, согласно актам о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ярославскому району Ярославской области от 06.09.2021 года и от 29.11.2021 года, в нарушение требований ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», утв. Приказом Росстандарта от 11.08.2015 года №1122-ст, и "ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания", введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1120-ст, на автомобильной дороге «Туношна-Дубки» выявлены дефекты, а именно:
с км 2+300 по км 4+500, восстановить асфальтобетонное покрытие проезжей части дороги в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»;
с км 0+000 по км 2+300 и с км 4+500 по км 5+570 ликвидировать дефекты асфальтобетонного покрытия, выразившиеся в наличие раскрытых не обработанных трещин в соответствии с п. 7.1 ГОСТ 33180 - 2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летного содержания»;
с км 4+500 по км 5+570 ликвидировать дефекты асфальтобетонного покрытия, выразившиеся в наличие отдельных выбоин превышающих предельно допустимые значения п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
Указанные обстоятельства не опровергнутыми ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ.
Данные нарушения являются существенными. Выявленные дефекты затрудняют движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, создают риск возникновения аварийных ситуаций, чем нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.
Доказательств, опровергающих доводы стороны истца о наличии вышеуказанных дефектов в дорожном покрытии ответчиком, а также третьим лицом ГКУ ЯО «Ярдорслужбва» не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости понуждения ответчика к исполнению обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги «Туношна-Дубки», расположенной в Ярославской области.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд учитывает сезонный характер указанных работ, порядок финансирования их проведения, объем работ, в связи с чем считает разумным и целесообразным установить срок устранения дефектов дорожного полотна - в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
░ ░░ 2+300 ░░ ░░ 4+500, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.2.4 ░░░░ 33220-2015 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»;
░ ░░ 0+000 ░░ ░░ 2+300 ░ ░ ░░ 4+500 ░░ ░░ 5+570 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 7.1 ░░░░ 33180 - 2014 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»;
░ ░░ 4+500 ░░ ░░ 5+570 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. 5.2.4 ░░░░ 33220-2015 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░░ |