Решение по делу № 2-559/2016 ~ М-325/2016 от 16.03.2016

Дело № 2–559/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калтан     02 июня 2016 года,

Судья Калтанского районного суда Кемеровской области     Е.С. Крыжко,

при секретаре Камзычаковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И. к муниципальному казенному учреждению Управление образования администрации Калтанского городского округа (далее МКУ УО) о признании незаконными и об отмене дополнительных соглашений к трудовому договору, о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, о взыскании судебных расходов,

третье лицо: муниципальное образование - «Калтанский городской округ»,

УСТАНОВИЛ:

И. обратилась в суд с исковыми требованиями к МКУ УО, с учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным и отменить дополнительное соглашение от .../.../.... к трудовому договору ... от .../.../...., признать незаконным и отменить дополнительное соглашение от .../.../.... к трудовому договору ... от .../.../...., взыскать с ответчика в ее пользу недополученную заработную плату в сумме 16705 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей.

Требования обосновывает тем, что между ней и ответчиком .../.../.... было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ... от .../.../...., в соответствии с которым она принята на работу в должности директора МКОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... .... В соответствии с разделом V Заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Должностной оклад составляет 20 697 рублей в месяц. .../.../.... ей было выдано дополнительное соглашение к трудовому договору ... от .../.../.... В котором указано, что вносится изменения в пункт 15 трудового договора, а именно ей устанавливается должностной оклад в размере 18 843 рубля в месяц, повышающий коэффициент за специфику работы (0, 20) - 3769 рублей, должностной оклад с учетом коэффициента 22 612 рублей в месяц. В соответствии с п. 3 настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания. Однако при получении расчетного листка за февраль 2016 г. она увидела, что ей произведен перерасчет заработной платы с .../.../.... на общую сумму 17 973 рубля 35 копеек, причем указано, что это добровольные удержания, однако она не давала своего согласия на удержания. .../.../.... она обратилась к главному бухгалтеру с просьбой разъяснить причину перерасчета, на что получила ответ, что перерасчет сделан на основании приказов.

Кроме этого считает, что дополнительное соглашение от .../.../.... к трудовому договору ... от 01.09.2004г. заключено с нарушением действующего трудового законодательства, а именно, данное соглашение предполагает изменение заработной платы работника, что является существенным условием трудового договора и, соответственно, заключению данного соглашения должно предшествовать уведомление о предстоящем изменении существенных условий договора не менее, чем за два месяца. Однако, работодателем не соблюдены обязательные требования о двухмесячном уведомлении о существенных изменениях трудового договора. Дополнительное соглашение от .../.../.... уменьшает ее заработную плату, что ущемляет ее права.

В связи с тем, что в судебном заседании .../.../.... ответчик предоставил бухгалтерскую справку о перерасчете задолженности на 1267,96 руб. она уменьшила исковые требования до 16 705 рублей 40 копеек.

На основании вышеизложенного считает, что произведенный перерасчет ее заработной платы с .../.../.... не законный, потому что дополнительное соглашение подписано и вступает в силу с .../.../...., согласия на перерасчет она не давала, она не ознакомлена с приказами о перерасчете заработной платы.

Кроме того, в судебное заседание предоставлено дополнительное соглашение от .../.../.... об установлении оклада 29 395 рублей и действие соглашения распространяет свое действие на отношения, возникшие с .../.../...., что в данной части считает незаконным, так как по отношению к .../.../.... данное дополнительное соглашение ущемляет его права, поскольку уменьшает ее заработную плату.

Таким образом, работодатель не выполняет одну из своих основных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ и условиями трудового договора.

В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ в ее пользу с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда, так как незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред, который выразился в том, что она переживает, у нее бессонница, головные боли. Причиненный моральный вред оценивает в 50 000 руб.

Истица И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, согласно письменного заявления просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в суд направила представителя.

Представитель истицы И.К., действующий на основании доверенности от .../.../...., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить, пояснения давал аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно в судебных заседаниях пояснил, что дополнительные соглашения к трудовому договору ... от 01.09.2004г. от 17.02.2016г. и от .../.../.... были заключены с нарушением действующего трудового законодательства, поскольку они устанавливают меньшую заработную плату истице, что ухудшает ее положение, а, следовательно, не могут иметь обратной силы. Нормативные акты Главы Калтанского городского округа, на основании которых были заключены дополнительные соглашения с истицей, они не оспаривают, поскольку при данных обстоятельствах именно ответчик должен был соблюсти процедуру, установленную трудовым законодательством, для изменений условий трудового договора по оплате труда. Процедура изменений условий трудового договора по оплате труда была нарушена, поскольку истица не была уведомлена за два месяца об изменении условий трудового договора в части оплаты труда, которые являются существенными.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от .../.../.... был изменен должностной оклад, в п.3 данного соглашения указано, что настоящее соглашение вступает в законную силу с момента его подписания, между тем, перерасчет заработной платы истице произведен с .../.../...., однако истица согласия на перерасчет не давала, с приказами о перерасчете ознакомлена не была.

Кроме того согласно п.5.3 Устава детского дома, к компетенции МКУ Управления образования относятся: назначение директора и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним; содействие развитию взаимоотношений ... с учреждениями системы образования; поддержка и внедрение инновационных программ и направлений деятельности ... представление и защита интересов МКОУ «Детский дом «Аистенок» в органах муниципальной исполнительной власти; оказание консультативной помощи в организации воспитательного процесса. Управление образования не имеет право устанавливать размер должностного оклада, это не его компетенция, в связи с чем ответчик превысил свои полномочия. Управление образования не вправе изменять условия договора, вправе изменять условия договора учредитель. Учредителем является муниципальное образование – Калтанский городской округ, только оно может изменить условия труда. Они не обжалуют порядок, они оспаривают незаконность удержания начисленной заработной платы путем перерасчета.

Удержания заработной платы произведены незаконно, поскольку в Трудовом кодексе РФ ст. 137 четко определены основания для удержаний из заработной платы работника, а именно, для погашения его задолженности работодателю для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое. Такого основания, как перерасчет заработной платы не имеется.

И. его супруга, она оплатила ему 10000 рублей за представительство в суде.

Представители ответчика МКУ УО начальник С. и заведующий сектором правовой работы Р., действующий на основании от .../.../...., исковые требования И. не признали, поддержали доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление истицы, из которого следует, что требования истицы являются необоснованными, так как особенности оплаты труда руководителей образовательных организаций на территории Калтанского городского округа регулируются постановлением администрации города Калтан от .../.../.... ...-п «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа», принятым в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ... «О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений». Согласно пункту 5.2. раздела 5 постановления, должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается учредителем учреждения сроком на один календарный год в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 2 размеров указанной средней заработной платы. Размер должностного оклада руководителя учреждения (без учета стимулирующих и компенсационных выплат) зависит от размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (без учета компенсационных выплат) и объемных показателей, на основании которых определяется группа по оплате труда.

Согласно пункту 6.1. раздела 6 постановления, расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения по видам предоставляемых услуг и работ осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения. При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера работников основного персонала учреждения по видам предоставляемых услуг и работ. Поскольку оклад руководителя определяется на основании данных о средней заработной плате работников основного персонала за предшествующий календарный год, которые становятся известными только по окончании упомянутого календарного года, то и рассчитан он может быть только в начале года следующего. По этой же причине и невозможно предупреждение работника за 2 месяца.

Оклад И. был фактически рассчитан в январе 2016 г., однако .../.../.... из Департамента образования и науки Кемеровской области поступило постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ... «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ... «О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений». Согласно новой редакции пункта 6.1 при расчете должностного оклада руководителя учреждения на очередной календарный год берутся данные о средней заработной плате работников основного персонала учреждения по видам предоставляемых услуг и работ за период с 1 сентября по 31 декабря года, предшествующего отчетному, и с 1 января по 31 августа отчетного года. При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера, иные поощрительные и разовые выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения по видам предоставляемых услуг и работ.

Изменения, пройдя процедуру согласования в профильных отделах администрации и предварительную экспертизу в прокуратуре города Осинники, были внесены постановлением администрации Калтанского городского округа от .../.../.... ...-п «О внесении изменений в постановление администрации города Калтан от .../.../.... ...-п «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа». Специалисты МКУ УО были вынуждены пересчитать размеры средней заработной платы основного персонала с учетом изменившихся сроков и условий для определения окладов руководителей. Оклад И. был рассчитан и утвержден распоряжением администрации Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р «Об утверждении доли централизованного фонда и должностных окладов руководителей муниципальных образовательных организаций Калтанского городского округа».

Необходимо отметить, что для руководителей образовательных организаций изменения окладов в каждом последующем календарном году явление ожидаемое и не вызывающее вопросов. В трудовых договорах, заключенных с руководителями, в том числе и с И. (пункт 15, раздел V), указано, что должностной оклад устанавливается учредителем сроком на один календарный год и, исходя из этого, будет изменяться (причем изменение возможно как в меньшую, так и в большую сторону). Кроме того, аналогичное изменение оклада происходило и в 2015 году. .../.../.... было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору с И., в силу которого должностной оклад руководителя устанавливался в размере 25 228 рублей в месяц. При этом, изменение оклада в 2015 году и перерасчет претензий со стороны истицы не вызвал.

Перерасчет должностного оклада за январь и февраль 2016 г. был произведен бухгалтерией МКУ УО на основании приказа МКУ УО от .../.../.... ..., изданного на основании распоряжения администрации Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р «Об утверждении доли централизованного фонда и должностных окладов руководителей муниципальных образовательных организаций Калтанского городского округа», которое согласно пункту 2 вступило в силу с момента подписания и распространило свое действие на правоотношения, возникшие с .../.../.....

В связи с тем, что требования истицы по начислению и выплате заработной платы не обоснованы, соответственно, ее права не были нарушены, считают неправомерным требование о взыскании морального вреда с МКУ УО в сумме 50 тыс. рублей. К тому же, истицей не представлены доказательства, подтверждающие степень морального вреда на заявленную сумму.

Учитывая необоснованность требований истицы считают, что затраты по оплате юридических услуг, связанных с заявлением этих требований, истица должна нести самостоятельно. Кроме того, наличие квитанции об оплате оказанных юридических услуг подтверждает лишь факт оплаты, но не является основанием заявленной суммы в 10 000 руб.

Начальник МКУ УО С. в судебных заседаниях дополнительно поясняла, что учредителем как управления образования, так и детского дома, где работает истица, является муниципальное образование «Калтанский городской округ», на основании распоряжения Главы Калтанского городского округа на управление образование возложены полномочия в сфере трудовых правоотношений с руководителями образовательных учреждений, в том числе детского дома, что так же прописано в Уставе управления образования, то есть МКУ Управление образование КГО является работодателем, но оплата труда руководителей образовательных учреждений регулируется нормативными актами областными, а также нормативными актами муниципалитета. Она является начальником МКУ Управления образования КГО, администрацией Калтанского городского округа ей переданы полномочия по приему и увольнению руководителей образовательных учреждений.

Расчет оклада руководителя учреждения устанавливается на календарный год, что указано в трудовом договоре, и руководитель знает об этом с момента подписания трудового договора. До этого года И. ни разу не обращалась за перерасчетом, оклад руководителей меняется ежегодно.

Уведомить И. за 2 месяца до подписания дополнительного соглашения было невозможно, так как не знали ноябрьскую и декабрьскую заработную плату работников. В январе 2016г. оклад И. был рассчитан, но 11.01.2016г. поступило постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2015г. ... «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.03.2011г. ... …», согласно которого были внесены изменения расчета должностного оклада руководителей. Только в феврале 2016г., после всех согласований, специалисты пересчитали размеры окладов руководителей. Оклад И. был рассчитан и утвержден распоряжением администрации Калтанского городского округа от 12.02.2016г. ...-р.

Они вносят изменения в трудовой договор посредством заключения дополнительных соглашений. В Уставе имеется пункт, что администрация КГО передала Управлению образования полномочия по изменению условий труда. К тому же имеется распоряжение администрации КГО от 12.02.2016г. ... об утверждении оклада. Подпись в трудовом договоре предполагает, что И. ознакомлена с положением об оплате труда. Само положение об оплате труда она И. не предоставляла. В рамках Управления образования есть правила внутреннего распорядка, они распространяются на работников Управления образования. На директора детского дома распространяются свои правила внутреннего распорядка. До обращения в суд И. к ней не обращалась по поводу неправильно начисленной заработной платы.

В соответствии с изменениями, внесенными на основании Постановления коллегии администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., система оплаты труда руководителей образовательных учреждений не изменялась, изменился только механизм, методика по порядку и условиям оплаты труда руководителей учреждений. В связи с изменениями, введенными на основании Постановления Администрации Кемеровской области от .../.../...., с .../.../.... в основу расчета для оплаты труда руководителей образовательных учреждений берутся данные о заработной плате работников за период с 1 сентября по 31 декабря года, предшествующего отчетному, и с 1 января по 31 августа отчетного года.

Распоряжения Главы Калтанского городского округа, на основании которых с И. были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от .../.../.... и от .../.../...., действующие, они не отменены, вынесены на основании изменений, внесенных областными нормативными актами, и которым она не могла не подчиниться. Оспариваемые дополнительные соглашения истица подписывала добровольно, не согласия с ними у нее не было.

Представитель третьего лица муниципального образования - «Калтанский городской округ» Г., действующая на основании доверенности от .../.../...., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований И., пояснила, что в силу ст. 74 Трудового кодекса РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не менее, чем за два месяца, но такое уведомление должно быть только в случае изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, что в данном случае не имело место, поскольку оспариваемые дополнительные соглашения были заключены с И. в связи с изданием постановления коллегии администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., а также в связи с изданием Главой Калтанского городского округа распоряжений, которые имеют юридическую силу, являются действующими, которые являются обязательными для исполнения, на основании которых система оплаты труда не изменилась, изменилась только методика расчета. Должностной оклад И., как и другим руководителям учреждений, устанавливается на год, и подлежал корректировке в зависимости от заработной платы работников по итогам календарного или финансового года с 01 января по 31 декабря. Новая система оплаты труда работников государственных образовательных организаций была введена на основании Постановления коллегии администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., и тогда И. была уведомлена об изменениях условий трудового договора в части оплаты труда за 2 месяца. В связи с изменениями, введенными на основании Постановления Администрации Кемеровской области от .../.../.... в основу расчета берутся данные о заработной плате работников за период с 1 сентября по 31 декабря года, предшествующего отчетному, и с 1 января по 31 августа отчетного года.

По смыслу закона дополнительные соглашения являются волеизъявлением двух сторон, работодателя и работника, И. при подписании дополнительных соглашений от .../.../.... и от .../.../.... действовала добровольно, не под влиянием обмана или заблуждения.

Суд, заслушав представителя истицы, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является, в частности, условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что И. с .../.../.... по настоящее время работает в должности директора МКОУ «Детский Дом «Аистенок» на основании трудового договора от .../.../.... (л.д. 130-132), что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 145-149), Приказом о приеме на работу от .../.../.... ...-к (л.д. 129).

Из устава МКУ УО, утв. Постановлением администрации Калтанского городского округа от .../.../.... (л.д. 85-103), следует, что учредителем казенного учреждения является муниципальное образование – Калтанский городской округ, в лице администрации Калтанского городского округа (п. 1.5), Управление образования осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений (п. 1.9), является уполномоченным органом, выступающим в качестве работодателя с руководителями муниципальных образовательных учреждений (п.1.10). Управление образования возглавляет начальник (п.6.1), которая в пределах полномочий координирует и регулирует деятельность руководителей подведомственных Управлению образования учреждений (п. 6.6).

Согласно Распоряжению администрации г. Калтан от .../.../.... С. принята в муниципальное учреждение «Управление образования» на должность начальника (л.д. 26).

Согласно Распоряжению Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р МКУ Управление образования администрации КГО определено уполномоченным органом по исполнению полномочий местного самоуправления Калтанского городского округа в сфере образования (л.д. 128).

Приказом от 22.12. 2011 года ... начальником Управления образования С. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка МКУ Управления образования администрации КГО, в соответствии с п. 6.1 которого заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим законодательством, в п. 6.3 указано, что порядок и условия выплаты заработной платы регулируются в соответствии с действующим законодательством и устанавливаются локальными актами Управления (л.д. 133-138).

Из Устава МКОУ «Детский Дом «Аистенок» утв. Постановлением администрации Калтанского городского округа от .../.../.... (л.д. 104-125) следует, что учредителем указанного казенного учреждения является муниципальное образование – Калтанский городской округ, в лице администрации Калтанского городского округа (п.1.4), при этом к компетенции МКУ УО относятся назначение директора и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним (п.5.3).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ... «О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений» в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ... «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Кемеровской области», в целях повышения эффективности использования средств областного бюджета образовательными учреждениями и улучшения качества предоставления образовательных услуг введена новая система оплаты труда для работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении департамента образования и науки Кемеровской области, с соблюдением действующего трудового законодательства с .../.../....

Указанным постановлением Администрации Кемеровской области от .../.../.... ... утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений, которое разработано в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми при исчислении заработной платы работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений, реализующих общеобразовательные, основные профессиональные образовательные программы, дополнительные образовательные программы (п. 1.1 Положения).

Во исполнение постановления от .../.../.... ... для работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа с .../.../.... введена новая система оплаты труда на основании Постановления и.о. Главы города от .../.../.... ...-п, утверждено Примерное положение об оплате труда (л.д. 153-165), в связи с чем .../.../.... И. было вручено Уведомление об изменении с .../.../.... условий оплаты труда, определенных трудовым договором, предложено письменно выразить согласие или не согласие с работой в новых условиях (л.д. 127).

.../.../.... между МКУ УО (работодателем) в лице начальника С. и И. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ... от .../.../...., в разделе III которого предусмотрено, что работодатель обязан уведомлять руководителя о предстоящих изменениях условий трудового договора, определенных сторонами, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ (пп.г п.9). В Разделе V определены условия оплаты труда руководителя и другие выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений. П. 14 указанного раздела предусмотрено, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. П. 15 установлено, что должностной оклад руководителя устанавливается сроком на один календарный год в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу, возглавляемого учреждения, и составляет до 2-х размеров указанной средней заработной платы (абзац 1 п. 5.2 раздела V положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа (в редакции постановлений администрации Калтанского городского округа от .../.../.... ...-п (л.д. 8-16, 54-60). Тем самым И. было выражено согласие на продолжение работы в новых условиях оплаты труда.

.../.../.... директором ... И. было утверждено положение об оплате труда работников также в соответствии с новой системой оплаты труда (л.д. 210-214).

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., который является нормативным правовым актом субъекта РФ, вступившим в силу с .../.../...., были внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений, утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., в соответствии с которыми были внесены изменения, в том числе в п. 5.2 раздела 5 «порядок и условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», а именно, что с .../.../.... должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается учредителем учреждения на очередной календарный год в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения. В предыдущей редакции было установлено, что должностной оклад устанавливается на один календарный год.

Также внесены изменения в п. 6.1 – 6.3 раздела 6 «порядок исчисления размера средней заработной платы работников основного персонала по видам предоставляемых услуг и работ для определения размера должностного оклада руководителя», а именно, установлено, что при расчете должностного оклада руководителя учреждения на очередной календарный год берутся данные о средней заработной плате работников основного персонала учреждения по видам предоставляемых услуг и работ за период с 1 сентября по 31 декабря года, предшествующего отчетному, и с 1 января по 31 августа отчетного года. В предыдущей редакции было предусмотрено, что расчет средней заработной платы работников осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.

В приложении установлены повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам) за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением педагогическим и другим работникам «0,15-,020» (л.д. 31-34).

Во исполнение указанного постановления коллегии администрации Кемеровской области от .../.../.... ... Главой Калтанского городского округа на основании постановления от .../.../.... ...-п также были внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа, в котором указано, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с .../.../.... (л.д. 41-44, л.д. 45-52, 166-209).

Кроме того, во исполнение Постановления Коллегии ... от .../.../.... ..., на основании Распоряжения Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, утверждена доля централизованного фонда и должностные оклады руководителей муниципальных образовательных организаций КГО на 2016 год, для руководителя детского дома «Аистенок» доля централизованного фонда установлена 2%, оклад на 2016 год 18 843 рубля, д/...% - 3769 рублей, районный коэффициент 6783 рубля, всего 29 395 рублей. Указано, что распоряжение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с .../.../.... (л.д. 53).

Во исполнение указанного распоряжения Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, .../.../.... между МКУ УО (работодателем) в лице начальника С. и И. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ... от .../.../...., по условиям которого внесены изменения в трудовой договор от .../.../.... ..., пункт 15 изложен в следующей редакции: «Должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в размере 18 843 рубля в месяц. Повышающий коэффициент за специфику работы (0,20) – 3769 рублей. Должностной оклад с учетом коэффициента за специфику работы – 22 612 рублей в месяц. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается учредителем учреждения сроком на один календарный год в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляют до 2-х размеров указанной средней заработной платы (в соответствии с распоряжением администрации Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р «Об утверждении доли централизованного фонда и должностных окладов руководителей муниципальных образовательных организаций»)». Указано, что соглашение вступает в силу с момента его подписания (л.д. 17, 73).

Кроме того, во исполнение указанного распоряжения Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, начальником Управления образования С. издан Приказ от .../.../.... ... «Об установлении окладов руководителям образовательных учреждений», произведен перерасчет заработной платы с .../.../.... (л.д. 61).

Согласно Распоряжению Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, внесены изменения в приложение к распоряжению администрации Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, утверждена доля централизованного фонда и должностные оклады руководителей муниципальных образовательных организаций КГО на 2016 год, для руководителя детского дома «Аистенок» доля централизованного фонда установлена 2%, оклад на 2016 год 22612 рублей, районный коэффициент 6783 рубля, всего 29 395 рублей. Указано, что распоряжение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с .../.../.... (л.д. 69-70). Во исполнение указанного распоряжения Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, .../.../.... между МКУ УО (работодателем) в лице начальника С. и И. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ... от .../.../...., о внесении изменений в п. 15 трудового договора от .../.../.... ... (л.д. 71).

Также .../.../.... директором МКОУ «Детский дом «Аистенок» И., утверждено штатное расписание на 2016 год с .../.../...., из которого следует, что директору установлен оклад 18 843 рубля, размер повышающего коэффициента к окладу – «1», за специфику учреждения – «0,20 – 3768, 60 руб.», оклад с учетом К1, К2 – 22 611,60 руб. (л.д. 150-152).

Согласно расчетного листка за январь 2016 года (л.д. 18-19), бухгалтерской справке (л.д. 83-84), И. в январе 2016 года начислена сумма в размере 61392 рубля 45 копеек, в феврале удержана сумма в размере 17 973 рубля 36 копеек, в мае начислена сумма в размере 1267 рублей 96 копеек, что явилось основанием для обращения истицы в суд с исковыми требованиями о взыскании удержанной после перерасчета заработной платы в сумме 16 705 рублей 40 копеек.

Суд считает, что данные требования истицы не подлежат удовлетворению, поскольку перерасчет заработной платы И. был сделан на основании распоряжения Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р, по приказу начальника Управления образования С. от .../.../.... ... «Об установлении окладов руководителям образовательных учреждений», которые не оспорены истицей, недействующими или незаконными не признанны. Требования о признании таких актов недействительными истицей также заявлено не было. Доводы представителя истицы о том, что такое удержание из заработной платы истицы в силу положений ст. 137 ТК РФ является неправомерным, не основан на нормах материального права, поскольку удержание из заработной платы И. было произведено для возврата излишне выплаченных сумм, в связи с изданием Распоряжения Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р «Об утверждении доли централизованного фонда и должностных окладов руководителей муниципальных образовательных организация Калтанского городского округа», которой истицей также не оспорено.

При установленных обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителя истицы о том, что перерасчет заработной платы истице произведен с .../.../...., однако истица согласия на перерасчет не давала, с приказами о перерасчете ознакомлена не была.

Кроме того, истица в лице ее представителя, оспаривая дополнительные соглашения к трудовому договору от .../.../.... и от .../.../.... ссылается на то, что была нарушена процедура извещения (за два месяца) работодателем работника об изменении условий трудового договора в части оплаты труда, которые являются существенными. Между тем, суд считает такой довод несостоятельным в виду следующего.

Поскольку зарплата относится к обязательным условиям трудового договора, изменения в локальных нормативных актах, устанавливающих доплаты и надбавки стимулирующего характера, системы премирования, на которые есть ссылки в трудовых договорах, должны сопровождаться процедурой, установленной ч. ч. 2 - 4 ст. 74 ТК РФ.

Данными нормами предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Из анализа положений ст. ст. 57 и 72 ТК РФ следует, что условия о размере оплаты труда относятся к обязательным условиям трудового договора, изменение которых допускается по инициативе работодателя по причинам, указанным в ч. 1 ст. 74 ТК РФ. О предстоящем изменении размера оплаты труда как относящегося к существенным условиям трудового договора работодатель обязан уведомить работника не позднее чем за два месяца до введения таких изменений.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможности изменения условий трудового договора в части условий оплаты труда в порядке, отличном от установленного ст. 72 ТК РФ. Следовательно, каждое изменение условий оплаты труда работника, кроме приказа работодателя об изменении заработной платы, должно сопровождаться дополнительным соглашением к трудовому договору.

Между тем, давая оценку трудовому договору ... от .../.../...., согласно которому И. приступила к работе с .../.../...., дополнительным соглашениям к нему от .../.../...., в том числе оспариваемым дополнительным соглашениям от .../.../...., от .../.../...., заключенных во исполнение Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., Постановления коллегии администрации Кемеровской области от .../.../.... ..., которые являются нормативными правовыми актами субъекта РФ, и заключенных во исполнение Распоряжений Главы Калтанского городского округа от .../.../.... ...-р и от .../.../.... ...-р, которые являются локальными нормативными актами. Указанные нормативные акты являются действующими, привидение же порядка и условий оплаты труда в соответствие с требованиями нормативных актов, не может расцениваться как изменение условий трудового договора по оплате труда, о которых работник подлежит уведомлению за два месяца.

В соответствии с оспариваемыми дополнительными соглашениями к трудовому договору система оплаты труда И. не была изменена, изменения в систему оплаты труда были внесены в 2011 году, установлены с .../.../...., о чем истица была надлежащим образом уведомлена за два месяца в соответствии с положениями ст. 74 ТК РФ, была согласна с изменениями условий трудового договора по оплате труда, что подтверждается фактом подписания истицей дополнительного соглашения от .../.../.... к трудовому договору.

При данных обстоятельствах, поскольку система оплаты труда не была изменена, порядок и условия оплаты труда были приведены в соответствии с нормативными правовыми актами, то это не является существенными изменениями условий трудового договора, в связи с чем соблюдение ответчиком положений ст. 74 ТК РФ не являлось обязательным, что свидетельствует о законности действий ответчика, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения исковых требований И. в части признания незаконными и отмене дополнительного соглашения от .../.../.... к трудовому договору ... от .../.../...., и дополнительного соглашения от .../.../.... к трудовому договору ... от .../.../.....

Суд считает, что доводы представителя истицы о том, что Управление образования не вправе устанавливать размер должностного оклада, не вправе изменять условия договора, условия договора вправе изменить учредитель, которым является муниципальное образование «Калтанский городской округ», являются несостоятельными, поскольку противоречат доказательствам, представленным сторонами в материалы дела, из которых следует, что должностной оклад И. был установлен учредителем, что подтверждается Распоряжениями Главы Калтанского городского округа, из Устава МКУ УО и из Устава ... следует, что Управление образования является уполномоченным органом, выступающим в качестве работодателя с руководителями муниципальных образовательных учреждений, к компетенции МКУ УО относятся назначение директора и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, в том числе и заключение дополнительных соглашений к трудовому договору.

Кроме того, поскольку судом не установлено, что действиями или бездействием работодателя были нарушены трудовые права истицы, то в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ требования И. о компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, заявленные к работодателю МКУ УО, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, по смыслу ст. 94 ГПК РФ, и ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относятся и расходы на оплату услуг представителя.

Истицей заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, в обоснование которых представлены договор на возмездное оказание услуг от .../.../.... (л.д. 20-22), квитанция к приходному кассовому ордеру ... от .../.../.... на указанную сумму (л.д. 4), которые также не подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы, поскольку в удовлетворении исковых требований И. отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований И. к муниципальному казенному учреждению Управление образования администрации Калтанского городского округа о признании незаконным и отмене дополнительного соглашения от .../.../.... к трудовому договору ... от .../.../...., о признании незаконным и отмене дополнительного соглашения от .../.../.... к трудовому договору ... от .../.../...., о взыскании недополученной заработной платы в сумме 16705 рублей 40 копеек, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено .../.../.....

Судья:     Е.С. Крыжко

2-559/2016 ~ М-325/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комякова Ирина Владимировна
Ответчики
МКУ Управление Образования г.Калтан
Суд
Калтанский районный суд Кемеровской области
Судья
Крыжко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
kaltansky--kmr.sudrf.ru
16.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2016Передача материалов судье
16.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2016Подготовка дела (собеседование)
13.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2016Предварительное судебное заседание
20.05.2016Судебное заседание
27.05.2016Судебное заседание
02.06.2016Судебное заседание
03.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2017Дело оформлено
03.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее