Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-362/2019 ~ М-333/2019 от 05.12.2019

                                                   Дело № 2а-362/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Зубцов                                                                                  25 декабря 2019 года

в составе председательствующего судьи Половова С.О.

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Зубцове административное дело по административному исковому заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области к индивидуальному предпринимателю Степанову ФИО9 об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области (далее Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Степанову А.А. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

В обоснование искового заявления указано, что Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области в соответствии со ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ ИП Степанову А.А. направлено требования №16594 от 16.05.2019г. об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2018 год, пени. В срок, установленный в требовании, и по настоящий момент    налогоплательщик сумму задолженности не уплатил.

В соответствии с поручением ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ в целях совершенствования системы налогового администрирования в Тверской области на базе Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области создан специализированный отдел урегулирования задолженности №2, на который возложена функция по централизации применения ст. 47 НК РФ.

Руководствуясь п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ 24.11.2017 Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области вынесено постановление № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 254 841 руб. 36 коп., которое было направлено на исполнение в службу судебных приставов.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Зубцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области на основании исполнительного документа: постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника – ИП Степанова А.А. задолженности по страховым взносам, пени в размере 254 841 руб. 36 коп. в пользу Инспекции, возбуждено исполнительное производство - ИП.

ИП Степанову А.А. было предложено исполнить добровольно требования, содержащиеся в исполнительном документе, в течение 5 дней (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы.

Неисполнение указанной конституционной обязанности может повлечь ограничение прав человека и гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, гарантированных ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, путем установления для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Возможность такого ограничения прав человека и гражданина предусмотрена ст. 67 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

          Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

          Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Статьей 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательства либо достижения согласия сторонами.

Таким образом, установление для должника ИП Степанова А.А. временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа – постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.

Кроме того, установление для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации отвечает конституционно значимым целям и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Просит установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Степанову ФИО10, являющегося должником по исполнительному производству - ИП о взыскании задолженности по страховым взносам, пени в размере 254 841 руб. 36 коп. в пользу инспекции до исполнения обязательств по исполнительному производству.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, исковые требования поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие в порядке упрощенного производства. Судом явка представителя административного истца признана необязательной.

Полномочия Петрова А.А. на подписание административного искового заявления к ИП Степанову А.А. подтверждается доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником МИФНС России по Тверской области Баловой М.Е. и копией диплома о получении высшего юридического образования.

Административный ответчик ИП Степанов А.А. извещался судом надлежащим образом по месту регистрации и в соответствии с положениями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) на рассмотрение дела не явился.

Судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица – Зубцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

Проанализировав характер процессуального поведения административных истца и ответчика, заинтересованного лица, суд приходит к выводу о наличии оснований в соответствии со ст. 150 КАС РФ для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, не просивших об отложении дела, с учетом того, что ответчик не обеспечил получение судебной корреспонденции по адресу регистрации, будучи извещенном о находящимся в производстве суда административном деле, с последующим направлением им копии решения суда в порядке ст. 182 КАС РФ.

Исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога. Неисполнение указанной обязанности является основанием для применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Согласно ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган вправе принять решение о направлении постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в подразделение Федеральной службы судебных приставов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более. В части 3 названной статьи закреплено, что если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Тем самым законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации.

В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.

К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (пп. 5 и 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Временное ограничение выезда из Российской Федерации сопряжено с публичной деятельностью налоговых органов, что предполагало ранее рассмотрение заявлений о временном ограничении выезда из Российской Федерации по правилам главы 23 ГПК РФ (абзац седьмой ст. 245 ГПК РФ - суд рассматривает иные дела, возникающие из публичных правоотношений). Учитывая, что требования об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении граждан возникают из административных публичных правоотношений, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что Степанов А.А. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учёт в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Внесудебным актом (постановлением) начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области № 5454 от 02.07.2019 года решено произвести взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества Степанова А.А. в пределах сумм, указанных в налоговом требовании, на общую сумму 254 841 рубль 36 копеек.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ был направлен для принудительного взыскания в Зубцовский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области.

На основании исполнительного документа, акта органа, осуществляющего контрольные функции, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Зубцовского РОСП УФССП по Тверской области в отношении Степанова А.А. возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований в соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Из содержания ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны исполняться должником в пятидневный срок.

В силу ст. 68 указанного Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства и после истечения срока добровольного исполнения требований.

В срок, предоставленный для добровольного исполнения требований, должник Степанов А.А. указанное в исполнительном документе требование не исполнил. Доказательств обратного, суду не представлено и в судебном заседании не установлено. Сведений об исполнении постановления Межрайонной ИФНС России по Тверской ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим законом.

В силу п. 15 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

По смыслу вышеназванных правовых норм ограничение выезда из Российской Федерации может быть установлено лишь в том случае, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

В соответствии со ст. ст. 48, 49 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области является взыскателем по указанному выше исполнительному производству.

В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, участником которого является Российская Федерация, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Зубцовским РОСП УФССП по Тверской области предпринимались меры для обеспечения исполнения исполнительного документа, однако задолженность с должника Степанова А.А. до настоящего времени не взыскана.

Должник Степанов А.А. в течение длительного времени не предпринимает меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Данных, свидетельствующих о том, что требования исполнительного документа не исполняются им по уважительной причине, должник не представил.

Сведений о заключении между должником Степановым А.А. и взыскателем Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области соглашения по поводу имеющейся задолженности материалы дела не содержат, доказательств обратного должником и взыскателем в судебное заседание не представлено.

Заявление об ограничении на выезд из Российской Федерации должнику в данном случае не преследует цели его наказания за неплатежеспособность, а направлено лишь на фактическое исполнение требований исполнительного документа.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что по данному делу имеются достаточные основания, влекущие возможность установления временного ограничения ИП Степанову А.А. на выезд из Российской Федерации, поскольку в судебном заседании установлено, что последний, являясь должником по исполнительному производству о взыскании с него налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на сумму более 30 000 рублей, в срок, установленный законом для добровольного исполнения, требования исполнительного документа, выданного Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области, не исполнил.

При таких обстоятельствах, с учётом приведённых выводов, суд полагает необходимым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области удовлетворить.

В силу требований п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ст. 114 КАС РФ, в связи с удовлетворением заявленного требования государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного ответчика Степанова А.А., поскольку административный истец в силу п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области к индивидуальному предпринимателю Степанову ФИО11 об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации - удовлетворить.

Установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации должника Степанова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ФИО3, з проживающего по адресу: <адрес>, до исполнения обязанности по уплате задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам по исполнительному документу – постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. (исполнительное производство – ИП).

Взыскать с Степанова ФИО13 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий

                                                   Дело № 2а-362/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Зубцов                                                                                  25 декабря 2019 года

в составе председательствующего судьи Половова С.О.

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Зубцове административное дело по административному исковому заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области к индивидуальному предпринимателю Степанову ФИО9 об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области (далее Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Степанову А.А. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

В обоснование искового заявления указано, что Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области в соответствии со ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ ИП Степанову А.А. направлено требования №16594 от 16.05.2019г. об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2018 год, пени. В срок, установленный в требовании, и по настоящий момент    налогоплательщик сумму задолженности не уплатил.

В соответствии с поручением ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ в целях совершенствования системы налогового администрирования в Тверской области на базе Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области создан специализированный отдел урегулирования задолженности №2, на который возложена функция по централизации применения ст. 47 НК РФ.

Руководствуясь п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ 24.11.2017 Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области вынесено постановление № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 254 841 руб. 36 коп., которое было направлено на исполнение в службу судебных приставов.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Зубцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области на основании исполнительного документа: постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника – ИП Степанова А.А. задолженности по страховым взносам, пени в размере 254 841 руб. 36 коп. в пользу Инспекции, возбуждено исполнительное производство - ИП.

ИП Степанову А.А. было предложено исполнить добровольно требования, содержащиеся в исполнительном документе, в течение 5 дней (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы.

Неисполнение указанной конституционной обязанности может повлечь ограничение прав человека и гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, гарантированных ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, путем установления для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Возможность такого ограничения прав человека и гражданина предусмотрена ст. 67 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

          Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

          Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Статьей 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательства либо достижения согласия сторонами.

Таким образом, установление для должника ИП Степанова А.А. временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа – постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.

Кроме того, установление для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации отвечает конституционно значимым целям и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Просит установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Степанову ФИО10, являющегося должником по исполнительному производству - ИП о взыскании задолженности по страховым взносам, пени в размере 254 841 руб. 36 коп. в пользу инспекции до исполнения обязательств по исполнительному производству.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, исковые требования поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие в порядке упрощенного производства. Судом явка представителя административного истца признана необязательной.

Полномочия Петрова А.А. на подписание административного искового заявления к ИП Степанову А.А. подтверждается доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником МИФНС России по Тверской области Баловой М.Е. и копией диплома о получении высшего юридического образования.

Административный ответчик ИП Степанов А.А. извещался судом надлежащим образом по месту регистрации и в соответствии с положениями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) на рассмотрение дела не явился.

Судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица – Зубцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

Проанализировав характер процессуального поведения административных истца и ответчика, заинтересованного лица, суд приходит к выводу о наличии оснований в соответствии со ст. 150 КАС РФ для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, не просивших об отложении дела, с учетом того, что ответчик не обеспечил получение судебной корреспонденции по адресу регистрации, будучи извещенном о находящимся в производстве суда административном деле, с последующим направлением им копии решения суда в порядке ст. 182 КАС РФ.

Исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога. Неисполнение указанной обязанности является основанием для применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Согласно ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган вправе принять решение о направлении постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в подразделение Федеральной службы судебных приставов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более. В части 3 названной статьи закреплено, что если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Тем самым законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации.

В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.

К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (пп. 5 и 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Временное ограничение выезда из Российской Федерации сопряжено с публичной деятельностью налоговых органов, что предполагало ранее рассмотрение заявлений о временном ограничении выезда из Российской Федерации по правилам главы 23 ГПК РФ (абзац седьмой ст. 245 ГПК РФ - суд рассматривает иные дела, возникающие из публичных правоотношений). Учитывая, что требования об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении граждан возникают из административных публичных правоотношений, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что Степанов А.А. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учёт в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Внесудебным актом (постановлением) начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области № 5454 от 02.07.2019 года решено произвести взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества Степанова А.А. в пределах сумм, указанных в налоговом требовании, на общую сумму 254 841 рубль 36 копеек.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ был направлен для принудительного взыскания в Зубцовский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области.

На основании исполнительного документа, акта органа, осуществляющего контрольные функции, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Зубцовского РОСП УФССП по Тверской области в отношении Степанова А.А. возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований в соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Из содержания ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны исполняться должником в пятидневный срок.

В силу ст. 68 указанного Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства и после истечения срока добровольного исполнения требований.

В срок, предоставленный для добровольного исполнения требований, должник Степанов А.А. указанное в исполнительном документе требование не исполнил. Доказательств обратного, суду не представлено и в судебном заседании не установлено. Сведений об исполнении постановления Межрайонной ИФНС России по Тверской ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим законом.

В силу п. 15 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

По смыслу вышеназванных правовых норм ограничение выезда из Российской Федерации может быть установлено лишь в том случае, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

В соответствии со ст. ст. 48, 49 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области является взыскателем по указанному выше исполнительному производству.

В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, участником которого является Российская Федерация, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Зубцовским РОСП УФССП по Тверской области предпринимались меры для обеспечения исполнения исполнительного документа, однако задолженность с должника Степанова А.А. до настоящего времени не взыскана.

Должник Степанов А.А. в течение длительного времени не предпринимает меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Данных, свидетельствующих о том, что требования исполнительного документа не исполняются им по уважительной причине, должник не представил.

Сведений о заключении между должником Степановым А.А. и взыскателем Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области соглашения по поводу имеющейся задолженности материалы дела не содержат, доказательств обратного должником и взыскателем в судебное заседание не представлено.

Заявление об ограничении на выезд из Российской Федерации должнику в данном случае не преследует цели его наказания за неплатежеспособность, а направлено лишь на фактическое исполнение требований исполнительного документа.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что по данному делу имеются достаточные основания, влекущие возможность установления временного ограничения ИП Степанову А.А. на выезд из Российской Федерации, поскольку в судебном заседании установлено, что последний, являясь должником по исполнительному производству о взыскании с него налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на сумму более 30 000 рублей, в срок, установленный законом для добровольного исполнения, требования исполнительного документа, выданного Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области, не исполнил.

При таких обстоятельствах, с учётом приведённых выводов, суд полагает необходимым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области удовлетворить.

В силу требований п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ст. 114 КАС РФ, в связи с удовлетворением заявленного требования государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного ответчика Степанова А.А., поскольку административный истец в силу п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тверской области к индивидуальному предпринимателю Степанову ФИО11 об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации - удовлетворить.

Установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации должника Степанова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ФИО3, з проживающего по адресу: <адрес>, до исполнения обязанности по уплате задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам по исполнительному документу – постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. (исполнительное производство – ИП).

Взыскать с Степанова ФИО13 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий

1версия для печати

2а-362/2019 ~ М-333/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России №7 по Тверской области
Ответчики
Степанов Андрей Анатольевич
Другие
Зубцовский РОСП УФССП России по Тверской области
Суд
Зубцовский районный суд Тверской области
Судья
Половов Сергей Олегович
Дело на сайте суда
zubcovsky--twr.sudrf.ru
05.12.2019Регистрация административного искового заявления
05.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее