Р Е Ш Е Н И Е
с. Долгодеревенское 23 июня 2020 года
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Лекарь Д.А.,
при секретаре судебного заседания Степанян А.Ш.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Дружининой Н.К.,
государственного старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Сосновского района по пожарному надзору Валишина Р.Ж.,
рассмотрев жалобу Дружининой Н.К. на постановление государственного старшего инспектора ОНДиПР Сосновского района по пожарному надзору Валишина Р.Ж. № 170721 от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении
ДРУЖИНИНОЙ Н.К., <данные изъяты>, пенсионерки, привлеченной к административной ответственности по ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного старшего инспектора ОНДиПР Сосновского района по пожарному надзору Валишина Р.Ж. № 170721 от 13 мая 2020 года Дружинина Н.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной на не вступившее в законную силу постановление, Дружинина Н.К. просит его отменить, считая незаконным.
В обоснование доводов жалобы указывает, что сжигание листьев она проводила на своем садовом участке на специально отведенном месте в металлической емкости, рядом в пяти метрах бак с водой и кучей песка, металлический забор. В момент сжигания находилась рядом, О том, что нарушила п.72.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 не знала. Требование 50 метров от дома – не соблюдается. О том, что производится рейд по противопожарной безопасности, догадалась, так остановились возле участка две машины МЧС и МВД и вышло 9 сотрудников. Дружинина Н.К. растерялась и испугалась. Её попросили погасить огонь, что она и сделала, сотрудниками велась видеосъемка, что нарушила, не пояснили. Составили постановление, без разъяснения положений ст. 51 Конституции РФ. На неё было оказано психологическое воздействие. Указывает в жалобе, что сотрудниками был нарушен режим самоизоляции, который Дружининой Н.К. соблюдался. Сумма штрафа в размере 2 000 рублей для заявительницы является значительной, поскольку является пенсионеркой, ветераном труда, дополнительных доходов не имеет. Перенесла операцию, и часть пенсии тратит на лекарства.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Дружинина Н.К. доводы жалобы поддержала, также дополнила, что она действительно сжигала сухую траву на своём участке, но её действия не нарушают п. 72.1 Правил, так как там не говорится о садовых участках, речь идёт о выжигании, а не о сжигании, дров не было, участок к лесу не относится, на неё было оказано психологическое давление, которое выразилось в том, что она увидела 9 сотрудников полиции и МЧС и испугался, разволновалась, по СНТ никто не ездил и не сообщал, что ввёден особый противопожарный режим. Просила суд учесть то, что опасных последствий не наступило, она сразу потушила огонь, она является собственником садового участка более 30 лет, является пенсионером, ветераном труда, перенесла операцию, имеет кредитные обязательства.
Должностное лицо, вынесшее постановление старший государственный инспектор по пожарному надзору Валишин Р.Ж. в судебном заседании полагал вынесенное постановление законным и обоснованным, указал, что сотрудник МЧС действовали согласно закону, доводы Дружининой Н.К. по поводу п. 72.1 Правил в период введенного особого противопожарного режима не действуют, запрещается разведение любого огня, сжигание травы, территория СНТ является населенным пунктом и защищаемым объектом.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, считаю, что имеются основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью.
Согласно положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ответственность за нарушение садоводами, огородниками или дачниками законодательства о пожарной безопасности. Законодательство РФ о пожарной безопасности включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов РФ не действует в части, устанавливающей более низкие, чем указанный Закон, требования пожарной безопасности. Деятельность в области садовничества, огородничества и дачного хозяйства должна осуществляться с соблюдением Правил пожарной безопасности, действующих централизованно на всей территории России. С 1 сентября 2012 г. в этом отношении действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).
Согласно п. 72.1 утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 23.04.2020) "О противопожарном режиме" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что:
а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта защиты;
б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;
г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей
В соответствии со статьей 1, 20, 30 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Согласно требованиям статьи 37 указанного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что 13 мая 2020 года в 14 часов 30 минут на территории садового участка № 15 по адресу: Челябинская область, Сосновский район, СНТ «Курчатовец», улица 26 Дружинина Н.К. нарушила требование пожарной безопасности, предусмотренное п. 72.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, осуществляла сжигание сухой растительности на территории своего садового участка, на расстоянии менее 50 метров от дома.
На основании распоряжения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области №373 от 27 апреля 2020 года и Постановления Правительства Челябинской области №182-П от 30.04.2020 года на территории Челябинской области, Сосновского муниципального района установлен особый противопожарный режим.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебных заседаниях допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: фотографиями с места и другими материалами дела. Доводы заявительницы об оказанном на неё психологическом давлении, растерянности, нарушении должностными лицами режима самоизоляции не нашли своего подтверждения, голословны, не влияют на доказанность её вины в совершенном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором ОНДиПР по пожарному надзору Валишиным Р.Ж. 13 мая 2020 года вынесено постановление № 170721/91 о назначении административного наказания Дружининой Н.К. в виде административного штрафа в сумме 2000 рублей.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Судом установлено, что Дружинина Н.К. является пенсионером, ветераном труда Челябинской области, имеет заболевания, кредитные обязательства, выявленное нарушение устранено на месте, вредных и общественно-опасных последствий от сжигания Дружининой Н.К. сухой растительности на территории её садового участка в металлической бочке не наступило, существенного вреда для личности, общества или государства её действиями не причинено.
В связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, на основании ст.2.9 КоАП РФ следует признать, что допущенное Дружининой Н.К. административное правонарушение является малозначительным, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ влечет отмену обжалуемого постановления и прекращение производства по делу.
Дружинину Н.К. следует освободить от административной ответственности ввиду малозначительности деяния, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Дружининой Н.К. – удовлетворить.
Постановление государственного старшего инспектора ОНДиПР Сосновского района по пожарному надзору Валишина Р.Ж. № 170721 от 13 мая 2020 года в отношении Дружининой Н.К. на основании ст. 2.9 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.
Судья Д.А. Лекарь