Мировой судья Богданов К.П.
Дело № 12-21/2018
РЕШЕНИЕ
20 августа 2018 года пос. Муезерский
Судья Муезерского районного суда Республики Карелия Антонов Н.И., при секретаре Шадриной Д.Р., рассмотрев дело по жалобе казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» на постановление мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28 июня 2018 года казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее КУ РК "Управтодор РК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ему с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1. КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
КУ РК "Управтодор РК" выражает несогласие с вынесенным постановлением, полагая его незаконным по следующим основаниям. КУ РК "Управтодор РК" считает не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, так как исходя из специальной правоспособности, определенной Уставом, Учреждение не осуществляет деятельности, непосредственно связанной с содержанием автомобильных дорог и ремонтом искусственных сооружений на них. Считает, что в соответствии с заключенным Государственным контрактом № 263-э/18 от 31.03.2018 лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, является подрядная организация - ООО «Кольское ДРСУ». Полагает, что представленные в качестве доказательств правонарушения сотрудником оГИБДД ОМВД России по Муезерскому району протокол об административном правонарушении, акты неудовлетворительных условий и иные материалы, в совокупности не отвечают требованиям достаточности для вывода о наличии в действиях КУ РК "Управтодор РК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку проверки и фиксации наличия выявленного правонарушения после истечения нормативного срока устранения недостатков не осуществлено. Считает, что вмененное нарушение п. 6.2. ГОСТ 33181-2014 не относится к вменяемым нарушения, п. 7.2. указанного ГОСТ свидетельствует об отсутствии вины КУ РК "Управтодор РК".
На основании изложенного КУ РК "Управтодор РК" просит отменить оспариваемое постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.
Представитель КУ РК "Управтодор РК", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы либо иных не заявлено.
Исходя из положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судья полагает рассмотрение жалобы возможным в отсутствие представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
В соответствии с п. 7.1 ГОСТ 33181-2014 Межгосударственного стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» толщина рыхлого (талого) снега, в том числе на мостовых сооружениях во время снегопада и снегоочистки для минимально допустимого уровня зимнего содержания не должна превышать 5 сантиметров.
Согласно п. 7.2 ГОСТ 33181-2014, дороги с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки, а также дороги с дорожными одеждами переходного и низшего типов, могут содержаться в зимний период с уплотненным снежным покровом ( УСП), который не должен иметь дефектов и участков с рыхлым (талым) снегом, влияющих на безопасность
При этом не допускается наличие колеи глубиной более 3 см, отдельных возвышений (углублений) высотой (глубиной) более 4 см площадью не более 0,9 кв. м., а также рыхлого снега толщиной более 8 см.
Согласно п. 13.9 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств. Допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм.
Основанием для привлечения КУ РК "Управтодор РК" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 07 апреля 2018 г. в период времени с 19 час. 10 мин. до 19 час. 20 мин. выявлены нарушения пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п. 13.9 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", п.п. 6.2, 7.2 ГОСТ 33181-2014, выразившиеся в неудовлетворительном содержании автодороги регионального значения «подъезд к п. Муезерский» Муезерского муниципального района Республики Карелия в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно в следующем:
- на 12 км + 100 м автодороги не произведена снегоочистка проезжей части с асфальтобетонным типом покрытия, в результате чего образовались снежно-ледяные отложения в виде снежного наката, на котором образовались отдельные гребни возвышений высотой 6 сантиметров;
- на 13 км + 300 м автодороги не произведена снегоочистка проезжей части с асфальтобетонным типом покрытия, в результате чего толщина рыхлого снега на проезжей части составила 15 сантиметров, в котором образовалась колея более 15 сантиметров;
- на 14 км + 500 м автодороги не произведена снегоочистка проезжей части с асфальтобетонным типом покрытия, в результате чего образовались снежно-ледяные отложения в виде снежного наката, в котором на проезжей части образовалась впадина шириной 1 метр 80 сантиметров, глубиной более 15 сантиметров, длиной 2 метра 80 сантиметров. Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги, в нарушение п. 13 Основных положений, п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, п. 7.2 ГОСТ 33181-2014 Межгосударственного стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» и п. 13.9 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", не приняло мер по надлежащему содержанию указанной автомобильной дороги.
Вина КУ РК "Управтодор РК" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждена протоколом об административном правонарушении, актами выявленных недостатков в содержании дорог от 07.04.2018 с фототаблицей, Уставом КУ РК "Управтодор РК", Государственным контрактом Государственным контрактом № 263-э/18 от 31.03.2018, заключенным между КУ РК "Управтодор РК" и ООО «Кольское ДРСУ» на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, иными материалами дела.
Таким образом, в действиях КУ РК "Управтодор РК" обоснованно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Оценка доказательств мировым судьей дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, мировым судьей всесторонне, полно и объективно исследованы, им дана надлежащая правовая оценка.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с применением положений ч. ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при определении вида и размера административного наказания учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, данные о личности нарушителя, его статус, источник финансирования, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Довод жалобы о том, что КУ РК "Управтодор" не является субъектом административного правонарушения, в связи с тем, что в соответствии с государственным контрактом № 6-э/18 от 22.12.2017 лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, является подрядная организация - ООО «Автодороги-Питкяранта», несостоятелен.
Так, Учреждению на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20 марта 2008 года N 176-р на праве оперативного управления передана автомобильная дорога "Подъезд к п. Муезерский ".
Пунктами 2.1, 2.2 устава КУ РК "Управтодор РК" предусмотрено, что юридическое лицо создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, юридическое лицо использует переданный ему участок автодороги для достижения своих уставных целей, в своей хозяйственной деятельности постоянно.
Вопреки доводам жалобы, ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в безопасном для дорожного движения состоянии несет как собственник имущества, так и лица, уполномоченные владеть и пользоваться этим имуществом.
Заключение с ООО «Кольское ДРСУ» государственного контракта на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не освобождает КУ РК "Управтодор РК" от обязанности осуществления контроля (надзора) за качеством выполняемых подрядчиком работ и в целом за состоянием сети переданных автомобильных дорог, что прямо следует из п.п. 6.1.1, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 указанного контракта.
Кроме того, в случае ненадлежащего выполнения условий заключенного между Учреждением и ООО «Кольское ДРСУ» государственного контракта, в соответствии с разделом 8 данного контракта КУ РК "Управтодор" не лишено права на обращение в суд о взыскании причиненных убытков в установленном законом порядке.
Доводы жалобы о том, представленные в качестве доказательств правонарушения протокол об административном правонарушении и иные материалы в совокупности не отвечают требованиям достаточности для вывода о наличии в действиях КУ РК "Управтодор РК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку проверки и фиксации наличия выявленного правонарушения после истечения нормативного срока устранения недостатков не осуществлено, являются не состоятельными и основаны на неправильном толковании п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 и примечания к нему.
Так, согласно п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 и примечанию к нему нормативный срок окончания снегоочистки составляет шесть часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Из представленных в материалах дела актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дорог от 07.04.2018 и приложенной к ним фототаблице следует, что выявленные недостатки не являются следствием снегопада (метели), то есть выпавшего не более 6 часов назад снега, а связаны с повреждением (дефектами, таянием и т.д.) уплотненного снега (снежного наката), образовавшегося на проезжей части в зимний период, и отсутствие своевременных мер по их устранению. Данных, указывающих на возникновение выявленных при проверке нарушений в результате прошедшего не более 6 часов назад либо продолжающегося снегопада (метели), не установлено.
Следовательно, оснований для применения к выявленным нарушениям установленного п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 и примечанием к нему нормативного срока окончания снегоочистки (6 часов) не имеется, что исключает необходимость проверки и фиксации наличия выявленного правонарушения после истечения нормативного срока устранения недостатков.
Утверждение КУ РК "Управтодор" о том, что «вмененное нарушение п. 6.2. ГОСТ 33181-2014 не относится к вменяемым нарушениям», не имеет юридического значения, так как в оспариваемом постановление мирового судьи указаний о нарушении данного пункта не имеется.
Доводы КУ РК "Управтодор" о том, что п. 7.2. ГОСТ 33181-2014, позволяющий содержать в зимний период дороги с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки, а также дороги с дорожными одеждами переходного и низшего типов, с уплотненным снежным покровом (УСП), свидетельствует об отсутствии вины КУ РК "Управтодор РК" является не обоснованным и не состоятельным по следующим основаниям.
Понятие уплотненного снежного покрова (УСП) дано в п. 3.6. ГОСТ 33181-2014 – это специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.
Пунктом 3.5. ГОСТ 33181-2014 предусмотрен также термин уплотненный снег (снежный накат) - слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств.
Каких-либо сведений и доказательств того, что на автомобильной дороге "Подъезд к п. Муезерский» был специально сформирован уплотненный слой снега на дорожном покрытии, не представлено. Фактически на автомобильной дороге "Подъезд к п. Муезерский» имел место быть уплотненный снег (снежный накат), то есть слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств, в связи с несвоевременной либо некачественной снегоочисткой.
При этом, толщина уплотненного снежного покрова (УСП) не должна превышать более 100 мм, он не должен иметь дефектов и участков с рыхлым (талым) снегом, не допускается наличие колеи глубиной более 3 см, отдельных возвышений (углублений) высотой (глубиной) более 4 см площадью более 0,9 м. кв. а также рыхлого снега толщиной более 8 см (п. 7.2. ГОСТ 33181-2014 ). На снежном накате (УС) не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм (п. 13.9 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог".
При указанных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28 июня 2018 года в отношении КУ РК «Управтодор РК» вынесено с учетом требований административного законодательства, обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным. Оснований для его отмены и удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» оставить без изменения, а жалобу КУ РК «Управтодор РК» - без удовлетворения.
Судья- Н.И. Антонов