2- 413 (2016)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Екатеринославка 10 ноября 2016 года
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Крицкой И.А.,
с участием:
ответчика ФИО1,
помощника военного прокурора Благовещенского гарнизона капитана юстиции, - ФИО4,
представителя органа опеки и попечительства администрации Октябрьского района, ФИО5,
при секретаре Гливинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 и несовершеннолетнему ФИО2 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО1 и несовершеннолетнему ФИО2 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения,
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Екатеринославская КЭЧ района» МО РФ и ФИО1 заключен договор № найма служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры общей площадью 42,7 кв.м по адресу: <адрес>, для проживания совместно с членом семьи – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Пунктом 19 данного договора предусмотрено, что в случае прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных жилищным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Екатеринославское КЭЧ реорганизовано. ФИО1 была уволена по сокращению штатов работников, новый договор найма служебного помещения с Министерством обороны не заключался.
ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела № ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ФИО1 направлено уведомление о необходимости освободить занимаемое служебное жилое помещение в связи с прекращением трудовых отношений. Установлено, что до настоящего времени занимаемое служебное жилое помещение ФИО1 не освобождено.
Истец просит признать ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселить из служебного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Из письменных возражений ФИО1 на иск следует, что она не согласна с иском, потому, что она работала в КЭЧ в период с октября 2005 года по 2015 год, в настоящий момент устроилась в уборщицей в общежитие, где проживают военнослужащие, своего жилья не имеет. Просит предоставить отсрочку до окончания ребенком учебы в колледже.
В судебное заседание не явились представители Министерства обороны РФ, ФКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Они надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, представители, действующие по доверенности, просили дело рассмотреть без их участия, свою позицию по заявленному иску не выразили, представитель истца настаивает на удовлетворении заявленного иска.
С учетом мнения участников процесса, не возражавших на продолжение судебного разбирательства, в соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В судебном заседании ответчик ФИО1 действующая так же в интересах несовершеннолетнего ФИО2, иск не признала, считает, что их незаконно выселяют из помещения, так как у них нет иного жилого помещения, куда они смогли бы переселиться, нет необходимых денежных средств на оплату аренды и приобретение квартиры в собственность, считает, что нарушаются права несовершеннолетнего ребенка. ФИО1 дополнительно пояснила, что действительно был уволена из Екатеринослвской КЭЧ в связи с сокращением в 2015 году, в настоящее время работает уборщицей в колледже в <адрес>, где учится её сын. Недавно устроилась на работу в общежитие, где живут военнослужащие. Доказательства того, что она состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны суду не представила.
Из заключения представителя органа опеки и попечительства <адрес>, ФИО5 действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что при выселении из жилого помещения будут нарушаться права несовершеннолетнего, поскольку у его матери нет иного жилья, в которое они могли быть выселены.
Из заключения помощника прокурора военного прокурора Благовещенского гарнизона ФИО4, следует, что заявленный иск подлежит удовлетворению, поскольку ответчик не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны, не является служащей или военнослужащей войсковой части № <адрес>, а значит, договор найма должен быть расторгнуть в одностороннем порядке.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Выселение граждан, без законных оснований занимающих жилые помещения служебного жилого фонда МО РФ, относится к интересам Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Екатеринославская КЭЧ» реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации в который входит военный городок в <адрес>.
В соответствии с п. 12 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 68, п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, в рамках своей компетенции.
Согласно пункту 20 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ), работники из числа гражданского персонала их Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Выселение ответчиков из служебного жилого помещения необходимо для защиты социальных прав военнослужащих проходящих военную службу по контракту, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, а также служебными жилыми помещениями на период прохождения военной службы в Дальневосточном федеральном округе, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии со ст. ст. 92 и 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> многоквартирный жилой <адрес> расположенный на <адрес> является собственностью Российской Федерации.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> расположенный на <адрес> передан в оперативное управление ФГУ «Екатеринославская квартирно-эксплуатационная часть района».
Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Екатеринославская квартирно-эксплуатационная часть района» передала имущество, находящееся в оперативном управлении ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с реорганизацией, проведенной на основании Приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Военный городок № (<адрес>) включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ (утв. распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ). Жилой фонд, расположенный в нём, является специализированным - служебным жилым фондом, собственником которого является Российская Федерация.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по обеспечению военнослужащих служебным жильем на период службы в порядке, определенном приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ возложены на ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ.При указанных обстоятельствах полномочия ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в отношении жилых помещений, расположенных на территории закрытого военного городка подтверждаются, представленными истцом доказательствами, и нормами закона.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Екатеринославская КЭЧ района» МО РФ и работником КЭЧ ФИО1 заключен договор найма служебного жилого помещения № на двухкомнатную квартиру общей площадью 42,7 кв.м по адресу: <адрес>, для проживания совместно с членом семьи – сыном ФИО2 на период трудовых отношений в Екатеринославской КЭЧ. В связи с реорганизацией Екатеринославская КЭЧ была сокращена, все работники уволены по сокращению штатов.
Пунктом 19 данного договора предусмотрено, что в случае прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Жилищным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как установлено в судебном заседании стороны пришли к соглашению при заключении договора найма служебного жилого помещения. ФИО1 договор подписывала добровольно, без принуждения, понимала условия договора и последствия, которые наступят в случае её увольнения.
Неправомерное удержание служебного жилого помещения препятствует его использованию по предназначению в целях предоставления военнослужащим и гражданскому персоналу для проживания на период трудовых (служебных) отношений с воинскими частями и учреждениями МО РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела № ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ФИО1 направлено уведомление о необходимости освободить занимаемое служебное жилое помещение в связи с прекращением трудовой деятельности.
Из сообщения врио начальника штаба войсковой части 21720 следует, что ФИО1 в списках личного состава и лиц гражданского персонала войсковой части 21720 не числится.
Из адресных справок следует, что ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по адресу: Екатеринославка <адрес>.
Из копии поквартирной карточки лицевого счета следует, что ФИО1 и ФИО2 пользуются коммунальными услугами и зарегистрированы в данном жилом помещении.
Доводы ФИО1 о том, что она работает уборщицей в общежитии, где проживают военнослужащие, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Доказательства того, что трудовые правоотношения с Министерством обороны не прекращены, ответчик ФИО1 не представила.
Не могут иметь значение по делу представленные в качестве доказательств документы, подтверждающие отсутствие у ФИО1 другого жилого помещения, а так же отсутствия мест в общежитии по месту учебы её сына в колледже <адрес>.
Ходатайство ФИО1 о предоставлении ей отсрочки суд оставляет без рассмотрения, поскольку это ходатайство может быть рассмотрено после вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 434 ГПК РФ, в силу которой при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечень оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения, которым являются обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении баланса интересов лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законом, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если гражданин в срок, установленный собственником данного жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированного жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2ст. 102 ЖК РФ, в судебном заседании установлено, что ответчики, не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений.
Неправомерное удержание служебного жилого помещения препятствует его использованию по предназначению в целях предоставления военнослужащим и гражданскому персоналу для проживания на период трудовых (служебных) отношений с воинскими частями и учреждениями МО РФ.
Обсуждая довод ответчика и представителя органа опеки и попечительства о нарушении жилищных прав несовершеннолетнего ребенка, поскольку указанное жилое помещение является для них и несовершеннолетнего ребенка единственным жильем, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей и опекунов.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать родителей, право на заботу, право на совместное с ним проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Как установлено в судебном заседании право на проживание членов семьи, в том числе и несовершеннолетнего ФИО2 1999 года рождения, в спорном жилом помещении производно от прав нанимателя жилого помещения – его матери ФИО1. Согласно договора найма его условия распространяются и на членов семьи нанимателя.
Принимая во внимание, что ответчик ФИО1 уволена из Екатеринославской КЭЧ и обязана освободить занимаемое жилое помещение, значит, условия договора об освобождении жилого помещения распространяются и на членов его семьи, в том числе на несовершеннолетнего ФИО2.
В соответствии со ст. 64 СК РФ права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей возлагаются на их родителей.
На собственника жилого помещения не может быть возложена обязанность по обеспечению ребенка жильем, эта обязанность в силу закона возложена на его родителей. Суд не усматривает нарушений прав несовершеннолетнего в случае удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Учитывая, что ответчик ФИО1 не имеет законных оснований пользования служебным жилым помещением, но продолжает занимать спорное жилое помещение, после вынесенного ей предупреждения, свою обязанность по исполнению договора не исполняет, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 и несовершеннолетнему ФИО2 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, удовлетворить.
Признать ФИО1 и несовершеннолетнего ФИО2 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Амурский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.А. Крицкая
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ