дело № 2-23/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2017 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Опариной И.А. с участием:
помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р.
истца Романова С.В.
представителей ответчика Яковлева С.А., Квашневой А.В.
третьего лица Сорокиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова С.В. к Мотыгинскому районному Совету депутатов о восстановлении на работе, признании незаконным приказа о прекращении трудового договора № 3 от 14.10.2016, признании недействительной записи в трудовой книжке об увольнении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
установил:
Романов С.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Мотыгинскому районному Совету депутатов о восстановлении на работе в контрольно-счетном органе Мотыгинского района в должности председателя контрольно-счетного органа, признании незаконными приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора № 3 от 14.10.2016, признании записи в трудовой книжки об увольнении недействительной, взыскании с Мотыгинского районного Совета депутатов среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 287228 рублей 26 копеек, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Исковые требования мотивировал тем, что 25.02.2016 решением Мотыгинского районного Совета депутатов № 5-38 был назначен на должность председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района. 9.03.2016 был заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы сроком на пять лет. С 9.03.2016 приступил в выполнению своих обязанностей. Предыдущий председатель был уволен в связи с окончанием срочного трудового договора, но восстановлен на работе судебным решением. 14.10.2016 был уведомлен, что трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, другую должность предложить невозможно. 17.10.2016 распоряжением председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлева С.А. № 3 от 14.10.2016 был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда). С распоряжением был ознакомлен 19.10.2016, в тот же день получил трудовую книжку. 24.10.2016 получил расчет в размере 33225 рублей 40 копеек. Считает увольнение незаконным, поскольку нарушен порядок увольнения, т.к. уволен был 17.10.2016, трудовую книжку получил - 19.10.2016, расчет - 24.10.2016. Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 5 Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе, утвержденного Решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 10.12.2015 № 4-20, председатель Контрольно-счетного органа Мотыгинского района освобождается от должности Решением Мотыгинского районного Совета депутатов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края о муниципальной службе. Тем не менее, был уволен на основании приказа (распоряжения) № 3 от 14.10.2016 председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлева С.А. Мотыгинским районным советом депутатов решение об увольнении на сессии принято не было. Задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула с 17.10.2016 по 17.04.2017 (включительно) составила 287228 рублей 26 копеек, из расчета(122 дня х 2354,33руб средний заработок = 287228,26 руб.). В связи с потерей работы испытывал моральные и нравственные страдания, которые оценивает в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец Романов С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представители ответчика - Мотыгинский районный Совет депутатов, в лице Яковлева С.А., действующего на основании Устава Мотыгинского района, Квашневой А.В., действующей по доверенности от 28.11.2016, возражали против удовлетворения иска. Председатель Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлев С.А. в отзыве указал, что с 9.03.2016 истец был принят на работу в Контрольно-счетный орган Мотыгинского района на основании решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 25.02.2016 о назначении Романова С.В. на должность Председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района. Решением Мотыгинского районного суда от 14.10.2016 работник, ранее занимавший должность Председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района, был восстановлен в должности, выдан исполнительный лист, в соответствии с которым, решение суда в части восстановления в должности подлежит немедленному исполнению. На основании ст. 396 ТК РФ решение суда было исполнено, работник восстановлен в должности. Трудовой договор с истцом прекращен вследствие восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда, в силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. 14.10.2016 было издано распоряжение о восстановлении Сорокиной Т.В. на работе. Данное распоряжение являлось основанием для расторжения трудового договора с истцом, принятым на место того, с кем трудовой договор прекращен незаконно, а именно Председателем Контрольно-счетного органа Мотыгинского района. 14.10.2016 истец был уведомлен об отсутствии вакантных мест в Контрольно-счетном органе, т.к. место работы являлся Контрольно-счетный орган Мотыгинского района. Все причитающиеся выплаты истцу были выплачены на день увольнения 17.10.2016. За трудовой книжкой, а также для ознакомления с распоряжением истец пришел 19.10.2016.
Третье лицо - Председатель контрольно-счетного органа Мотыгинского района Сорокина Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что истец был уволен в связи с восстановлением работника, ранее выполнявшего эту работу. Нормы Трудового кодекса РФ распространяются на муниципальных служащих с учетом особенностей специального закона и при наличии неурегулированных в нем вопросов. Федеральным законом от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с поступлением, прохождением и прекращением муниципальной службы (ее особенностей). Установление обязательных норм для применения на всей территории государства, в частности, порядок расторжения трудового договора относится к ведению федеральных органов власти. Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции и правом самостоятельной регламентации отношений, составляющих предмет трудового права, не обладают. В актах органов местного самоуправления не допускается ограничение трудовых прав, предусмотренных федеральным законодательством. В случае содержания в нормативном акте норм, умаляющих гарантированные права граждан в сфере труда, акт не применяется. Доводы истца о том, что его увольнение должно состояться после принятия решения Мотыгинским районным Советом депутатов, не состоятельны. Истец был привлечен к участию в деле о восстановлении работника на работе, о немедленном исполнении судебного решения и своем увольнении предупрежден, соответствующие документы оформлены и выданы. Следовательно, основания для удовлетворения иска о восстановлении истца на работе и взыскании выплат за время вынужденного прогула отсутствуют. Выплата компенсации за несвоевременную выдачу трудовой книжки и за нарушение срока расчета с истцом в исковом заявлении не предъявляются.
Помощник прокурора Мотыгинского района Красноярского края Ахтамьянова Г.Р. по результатам рассмотрения дела пришла к заключению об отказе Романову С.В. в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, так как Романов С.В. был уволен в соответствии с требованиями ТК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению, в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда.
Согласно ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ, на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае:
1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;
2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) подачи письменного заявления об отставке;
5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
6) достижения установленного законом субъекта российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности;
7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4-6 статьи 7 настоящего Федерального закона;
8) несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории российской Федерации, владеть и (или) пользовать иностранными финансовыми инструментами».
В силу п. 8 ст. 5 Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе, утвержденном Решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 10.12.2015 № 4-20, председатель Контрольно-счетного органа Мотыгинского района освобождается от должности Решением Мотыгинского районного Совета депутатов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края о муниципальной службе.
В силу ст. 6 Положения, Председатель Контрольно-счетного органа освобождается от должности решением Мотыгинского районного Совета депутатов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края о муниципальной службе.
Согласно пункта 1 ст. 6 Положения, Председатель Контрольно-счетного органа досрочно освобождается от должности в случаях: а) смерти; б) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за это решение о досрочном освобождении должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов Мотыгинского районного Совета депутатов; в) письменного заявления о своей отставке; г) признания в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; д) вступления в силу обвинительного приговора суда; е) достижения предельного возраста пребывания в должности - 65 лет; ж) утраты (выхода из) гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства, приобретения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; з) выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 5 настоящего Положения.
Согласно пункта 2 ст. 6 Положения, Полномочия председателя Контрольно-счетного органа прекращаются: а) в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 1 настоящей статьи, - с момента смерти; б) в случаях, предусмотренных подпунктами «г», «д» пункта 1 настоящей статьи, - с момента вступления в силу решения (приговора) суда; в) в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «е», «ж», «з» пункта 1 настоящей статьи, - с момента вступления в силу соответствующего решения Мотыгинского районного Совета депутатов; г) в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 1 настоящей статьи, - по истечении двух недель со дня подачи заявления об отставке.
В судебном заседании установлено, что решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 25.02.2016 № 5-38 Романов С.В. назначен на должность председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района.
9.03.2016 между представителем работодателя - Мотыгинского районного Совета депутатов в лице Председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлевым С.А. и председателем Контрольно-счетного органа Мотыгинского района Романовым С.В. заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы.
В силу п. 8.3. договора, полномочия Председателя контрольно-счетного органа прекращаются досрочно в случаях и порядке, предусмотренном статьей 6 Положения о Контрольно-счетном органе Мотыгинского района.
Решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 14.10.2016, признано незаконным решением Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края № 6-41 от 31.03.2016 об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района Сорокиной Т.В. Указанным решением Сорокина Т.В. восстановлена в должности Председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района с 1.04.2016.
На основании приказа Председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлева С.А. № 3 от 14.10.2016, Романов С.В. уволен 17.10.2016 с должности Председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района на основании п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ввиду восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда. Основание увольнения: решение Мотыгинского районного суда от 14.10.2016 № 2-372/2016, распоряжение о восстановлении на работе Сорокиной Т.В. от 14.10.2016 № 2, уведомление об отсутствии вакантных мест от 14.10.2016.
С приказом (распоряжением) работник ознакомлен 19.10.2016.
Распоряжением Мотыгинского районного Совета депутатов от 20.10.2016 № 28 была созвана 9 внеочередная сессия Мотыгинского районного Совета депутатов для рассмотрения вопроса об отмене решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 31.03.2016 № 6-41 «Об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района»; о прекращении трудовых отношений с Председателем Контрольно-счетного органа Мотыгинского района Романовым С.В.
Ни по одному из внесенных проектов депутатами решения принято не было.
С учетом изложенного, давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о наличии оснований для увольнения истца по обстоятельству, не зависящему от воли сторон, о законности увольнения Романова С.В., отсутствии нарушений процедуры порядка увольнения со стороны представителя работодателя, отсутствии оснований для восстановления истца в прежней должности.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ссылка истца на увольнение без соблюдения процедуры увольнения Председателя контрольно-счетного органа, т.е. без соответствующего решения Мотыгинского районного Совета депутатов, не обоснованна, не является основанием в восстановлении в должности, признании приказа об увольнении незаконным, поскольку по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ данное увольнение произведено не по инициативе работодателя, а по обстоятельству, не зависящему от воли сторон, - при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда, подлежащего немедленному исполнению.
Также не основаны на законе, требование истца о восстановлении в должности ввиду несвоевременного вручения трудовой книжки и расчета.
В соответствии с п. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Требование о взыскании не полученного заработка в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки, истцом не заявлялось, а суд, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, не усмотрев нарушение трудовых прав истца, в удовлетворении требований о признании записи в трудовой книжке об увольнении недействительной, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, о компенсации морального вреда, суд также отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Романову С.В. в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе; признании незаконным приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора № 3 от 14.10.2016; признании недействительной записи в трудовой книжке об увольнении; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова