Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2601/2020 ~ М-2394/2020 от 24.07.2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

8 сентября 2020 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2601/2020 по заявлению Фокина А. Г. к Самарской губернской думе об обязании принять закон Самарской области,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 сентября 2020 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2601/2020 по заявлению Фокина А. Г. к Самарской губернской думе об обязании принять закон Самарской области,

установил:

Фокин А.Г. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с административным иском к Самарской губернской думе об обязании принять закон Самарской области. В обоснование заявления указывает, что ответчик не осуществляет защиту семей гомосексуалов, и обязан устранить это нарушение путём принятия закона Самарской области, который бы признал существование гомосексуальных семей и определил бы порядок осуществления семьёй и отдельными её членами своих семейных прав в личных отношениях, в отношениях с обществом и государством. Просит обязать принять закон об однополых семьях, который бы устанавливал порядок создания такой семьи, её ликвидации, взаимные права и обязанности её членов, права и обязанности к обществу и государству и порядок реализации семейных прав во взаимоотношениях с обществом и государством.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности от 30.08.2019 г. №16-17/5067 Рыбалко С.С. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 41-42).

Заинтересованное лицо Губернатор Самарской области в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (л.д. 21-23), в котором иск не признал, просил о рассмотрении дела без его участия.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.71-73 Конституции РФ, ст.20 Устава Самарской области принятие законов Самарской области относится к сфере исключительной компетенции Самарской области.

Согласно ст.73 Устава Самарской области Самарская губернская дума является единственным законодательным представительным органом государственной власти Самарской области.

Названный орган власти является коллегиальным.

Согласно п.2 ст.76 Устава Самарской области Самарская губернская дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Самарской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области в пределах полномочий органов государственной власти Самарской области.

Согласно ст.79 Устава Самарской области основной формой работы Самарской губернской думы является заседание, на котором осуществляются полномочия Самарской губернской думы путем принятия законов Самарской области и постановлений Самарской губернской думы.

В силу п.1 ст.36 Регламента Самарской губернской думы, утверждённого постановлением Самарской губернской думы от 25.11.2003 г. №840 законы Самарской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

Согласно ст.96 Устава Самарской области принятые Самарской губернской думой законы Самарской области в течение 5 дней направляются Губернатору Самарской области для обнародования. Закон Самарской области, принятый Самарской губернской думой, подлежит обнародованию Губернатором Самарской области. Губернатор Самарской области удостоверяет обнародование закона Самарской области путем его подписания либо отклоняет закон Самарской области в течение 14 дней с момента его поступления. В случае отклонения закона Самарской области Губернатор Самарской области возвращает его для повторного рассмотрения Самарской губернской думой с письменным обоснованием отклонения и своими предложениями. Если при повторном рассмотрении отклонённый Губернатором Самарской области закон Самарской области принимается в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Самарской губернской думы, он подлежит обнародованию Губернатором Самарской области в течение 14 дней.

Конституционно-правовая доктрина исходит из того, что депутаты любого представительного органа, будь то орган государственной власти или орган местного самоуправления, свободны в своём волеизъявлении при принятии решений по вопросам компетенции соответствующего органа, ответственны исключительно в политическом отношении перед своими избирателями, не несут юридической ответственности за позицию, высказанную при голосовании или проявленную в иной форме при осуществлении своих полномочий. Депутаты представительного органа не могут быть понуждаемы кем-либо голосовать определённым образом, как и вообще принимать участие в голосовании.

Истец полагает необходимым принятие в Самарской области регионального закона, определяющего правовой статус однополых семей (гомосексуальных гражданских партнёрств), который бы устанавливал порядок создания такой семьи, её ликвидации, взаимные права и обязанности её членов, права и обязанности по отношению к обществу и государству и порядок реализации семейных прав во взаимоотношениях с обществом и государством.

Однако у законодательного (представительного) органа субъекта РФ отсутствует юридическая обязанность, понимаемая как требование должного поведения, несоблюдение которого влечёт применение установленных законом последствий в виде понуждения к её исполнению, применения мер юридической ответственности и др., принимать закон, регулирующий ту или иную группу общественных отношений.

Необходимость в принятии какого бы то ни было закона и его содержание определяется исключительно депутатами представительного органа по их внутреннему убеждению.

Более того, даже в тех случаях, когда в системе действующего законодательства наличествуют нормы, предполагающие необходимость принятие определённого закона, например, закона о бюджете, правовые способы понуждения соответствующего представительного органа к принятию закона отсутствуют ввиду отсутствия у его депутатов обязанности голосовать определённым образом, в том числе, голосовать за принятие закона. В таких случаях в законодательстве предусмотрены «резервные» нормы, вводимые в действие в случае, если необходимый закон не будет принят. Так, в случае, если в установленный срок компетентный представительный орган не принимает закон о бюджете, финансовая деятельность соответствующего публично-правового образования в новом финансовом периоде осуществляется на основе бюджета предыдущего финансового периода. Однако и в этом случае обязать представительный орган принять закон о бюджете никто не вправе.

Таким образом, правовые средства понуждения Самарской губернской думы к принятию конкретного закона, в том числе, закона о статусе однополых семейных союзов, отсутствуют. В распоряжении истца как избирателя имеются лишь политические механизмы воздействия на законодательный орган, включая избрание в его новый состав депутатов, разделяющих идею необходимости принятия указанного истцом закона.

Суд также находит необходимым разъяснить заявителю, что вопросы гражданско-правового статуса однополых семейных союзов, в том числе, правового режима приобретённого имущества, наследования и др., в принципе не могут регулироваться региональным законодательством, т.к. гражданское законодательство отнесено ст.71 Конституции РФ к сфере исключительного ведения РФ.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.09.2020 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-2601/2020 ~ М-2394/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фокин А.Г.
Ответчики
Самарская Губернская Дума
Другие
Губернатор Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.07.2020Регистрация административного искового заявления
27.07.2020Передача материалов судье
29.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
18.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее