Дело № 5-102/2021
УИД 10RS0009-01-2021-000354-13
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 сентября 2021 года п. Муезерский
Судья Муезерского районного суда Республики Карелия Каськович И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Воломского сельского поселения Андреева С.А.,
установил:
При проведении на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Воломского сельского поселения ОГРН 1051001871249, ИНН 1019003007, осуществляющей деятельность по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, п. Волома, ул. 23 Съезда, дом 1, выявлены нарушения Главой Воломского сельского поселения Андреевым С.А. требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения заболевания вызванного COVID-2019, а именно:
- СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно - гигиеническое значение», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», МУ 3.5.3.2949-11 «Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте», ст.ст. 24, 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку дератизационные и дезинсекционные мероприятия в помещениях администрации Воломского сельского поселения (Республика Карелия, Муезерский район, поселок Волома улица 23 Съезда, 1а) не осуществляются, не организованы, за время проведения проверки документы, подтверждающие организацию и осуществление дератизационных и дезинсекционных мероприятий в 2020 году, за прошедший период 2021 года не предоставлены (пункт 1 протокола),
- СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно - гигиеническое значение», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», МУ 3.5.3.2949-11 «Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте», п.8, приложение 1 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 15.1 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий на территории Воломского сельского поселения в соответствии с требованиями санитарных правил и норм администрацией Воломского сельского поселения не обеспечиваются в полном объеме, не организованы и не проводятся дезинсекционные и дератизационные обработки территорий населенных пунктов, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающих к ним территории, документы, подтверждающие организацию и проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий администрацией на территории Воломского сельского поселения в 2020 году, за прошедший период 2021 года не предоставлены (пункт 2 протокола),
- раздела II СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий администрацией Воломского сельского поселения не разрабатывалась, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе за условиями труда, в том числе поведение лабораторно-инструментальных исследований факторов среды, в том числе на рабочих местах (исследование параметров микроклимата, искусственной освещенности, и т.д.) не организован и не осуществляется (пункт 3 протокола),
- ст.ст.34, 35 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», приказа Министерства здравоохранения РФ № 125Н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», поскольку сведения о прохождении работниками администрации предварительных и периодических медицинских осмотров в установленном порядке, сведения о наличии у работников администрации профилактических прививок в соответствии с национальным календарем профилактических прививок не предоставлены, со слов Главы Воломского сельского поселения Андреева С.А. медосмотр не пройден (пункт 4 протокола),
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», поскольку санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и решение об установлении расположенного на территории Воломского сельского поселения кладбища, площадью 6 га., переданного на баланс администрации в 2009 году постановлением Правительства РК № 28-П, у администрации отсутствует, подтверждающие документы при проведении проверки не предоставлены (пункт 5 протокола),
Ответственность за административное правонарушение предусмотрена ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, что следует из протокола об административном правонарушении от 18.06.2021.
Глава Воломского сельского поселения Андреев С.А. - должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании с протоколом согласился, дополнительно пояснил, что, в настоящее время ведется работа с организацией по проведению работ по дератизации и дезинсекции; по второму пункту протокола пояснил, что периодически проводят субботники, земельный участок не разграничен, и в соответствии с законодательством полномочия по распоряжению землями, собственность на которые не разграничена переданы на уровень Республики Карелия; по третьему пункту разработан проект Плана- Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в администрации Воломского сельского поселения; по четвертому пункту, заключен договор с ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1», произведена оплата, на момент проверки договор заключен не был; по пятому пункту: кладбище передано, но земельного участка как такового нет, так как он находится в землях лесного фонда, в настоящее время ведется работа по переводу из земель лесного фонда в земли населенного пункта. Дополнительно пояснил, что материальное положение администрации среднее. Его среднемесячный доход составляет-45000-48000 рублей.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, Баскакова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском районах - административный орган, своего представителя в судебное заседание не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установлена ч.2 ст.6 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ образуют действия (бездействия), выражающиеся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, как то следует из диспозиции ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, то есть когда лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч.1 ст.2.2 КоАП РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции приняты дополнительные меры, в том числе Указказ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжение Главы РК от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории РК режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия».
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (COVID-19) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.2), порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р на территории Республики Карелия с 12 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Главе Воломского сельского поселения Андрееву С.А. вменяется в вину нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения заболевания вызванного COVID-2019.
В качестве события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении от 18.06.2021 указано, что Глава Воломского сельского поселения Андреев С.А. нарушил требования:
- СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно - гигиеническое значение», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», МУ 3.5.3.2949-11 «Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте», ст.ст.24, 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно - гигиеническое значение», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», МУ 3.5.3.2949-11 «Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте», п.8, приложение 1 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 15.1 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- раздела II СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- ст. 34, 35 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», приказа Министерства здравоохранения РФ № 125Н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»,
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Однако из протокола об административном правонарушении от 18.06.2021 не ясно, нарушении каких именно пунктов приведенных СанПиН 3.5.2.3472-17, СП 3.5.3.3223-14, МУ 3.5.3.2949-11 (пункт 1 и 2 протокола), раздела II СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (пункт 3 протокола), СП 3.1.2.3114-13 (пункт 4 протокола), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (пункт 5 протокола) вменяется в нарушение Главе Воломского сельского поселения Андрееву С.А., какие именно приведенные пункты СанПиН, СП, МУ Главой Воломского сельского поселения Андреевым С.А. нарушены, применительно к каждому пункту протокол содержит лишь перечисление приведенной нормативно-правовой базы, однако указания на конкретные пункты приведенных СанПиН, СП, МУ, инкриминируемые к нарушению Главе Воломского сельского поселения Андрееву С.А. по каждому выявленному и имеющему место, по мнению административного органа, нарушению, не содержит.
Из протокола об административном правонарушении не ясно, какие именно действия (бездействие) должностного лица, по мнению административного органа, образуют объективную сторону административного правонарушения указанные в пункте 2 протокола. Так, Главе Воломского сельского поселения вменяется не проведение (не обеспечение) дератизационных и дезинсекционных мероприятий на территории Воломского сельского поселения в соответствии с требованиями санитарных правил. Из протокола следует, что в состав Воломского сельского поселения входят два населенных пункта: п.Волома и ст.Сонозеро, однако в каких именно входящих в состав Воломского сельского поселения населенных пунктов не организованы и не проводятся дезинсекционные и дератизационные обработки территорий, в каких именно сооружениях и помещениях балансодержателями которых является администрация Воломского сельского поселения, а также прилегающих к каким именно сооружениям и помещениям на территориях каких именно населенных пунктов, не указано.
Из протокола об административном правонарушении не ясно, какие именно действия (бездействие) должностного лица, по мнению административного органа, образуют объективную сторону административного правонарушения указанные в пункте 3 протокола: не разработка программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий либо не осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе за условиями труда либо не организация и не осуществление проведения лабораторно-инструментальных исследований факторов среды, в том числе на рабочих местах (исследование параметров микроклимата, искусственной освещенности, и как следует из протокола «и т.д».).
Таким образом, протокол об административном правонарушении не свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) Главы Воломского сельского поселения Андреева С.А. признаков состава инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку подробное описание обстоятельств, при которых Глава Воломского сельского поселения Андреев С.А. по мнению административного органа совершил инкриминируемое административное правонарушение, в протоколе отсутствует, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, поскольку событие инкриминируемого административного правонарушения изложено неполно, в представленных материалах отсутствуют какие-либо иные объективные, достаточные доказательства, подтверждающие доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении относится к доказательствам по делу об административном правонарушении. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Поскольку при составлении протокола допущены существенные процессуальные нарушения, которые обнаружены на стадии судебного разбирательства, в связи с чем их невозможно устранить, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством по делу.
При таких обстоятельствах, составление протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленного законом порядка, исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку таковой не может служить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности и влечет за собой прекращение производства по делу.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка инкриминируемого административного правонарушения, признание его недопустимым доказательством не позволяет установить виновность привлекаемого лица посредством иных материалов дела.
При таких обстоятельствах производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Главы Воломского сельского поселения Андреева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Руководствуясь 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Воломского сельского поселения Андреева С.А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Копию постановления вручить (направить) Главе Воломского сельского поселения Андрееву С.А., в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, а также должностному лицу составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Каськович