Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-43/2015 от 10.11.2015

Дело № 5-43/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Краснослободск 30 декабря 2015 года

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Антонова А. В.,

при секретаре судебного заседания Ушковой Г. В.,

с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Ятайкиной Р. Н.,

представителя прокуратуры Атюрьевского района Республики Мордовия - Сидорова А. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкиной Р. Н., 00.00.00. года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, русским языком владеющей, в услугах переводчика не нуждающейся, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

установил:

прокурором Атюрьевского района Республики Мордовия Медовым С.В. 26 октября 2015 года вынесено в отношении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкиной Р.Н. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном постановлении указано, что начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкина Р.Н., назначенная на должность приказом руководителя Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 22 февраля 2005 года № 113-л, при осуществлении трудовой деятельности в помещении данного учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, Кировский переулок, д. 33, в рамках рассмотрения обращения К*** 16 июня 2015 года в течение рабочего дня вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при составлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» без издания приказа (распоряжения) о проведении проверки направила в ООО «МАПО «Каменка» запрос о предоставлении в срок до 23 июня 2015 года информации и документов общества, указав об ответственности за не предоставление сведений (исх. № 09/387-01-05-15), получив из ООО соответствующий ответ от 22 июня 2015 года, то есть провела незаконную внеплановую документарную проверку указанного юридического лица.

На основании изложенного, прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия Медов С.В. считает, что начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкина Р.Н. совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без приказа (распоряжения) (л.д. 2-5).

В судебном заседании Ятайкина Р.Н. вину в совершении административного правонарушения не признала по доводам, изложенным в отзыве на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Дополнительно пояснила, что по обращению К*** ею лишь проверялись доводы этого обращений без проведения проверочных мероприятий в рамках Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при составлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Прокурор Сидоров А.И. в судебном заседании просил о вынесении постановления о привлечении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкиной Р.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку последней были проведены проверочные мероприятия без издания соответствующего приказа (распоряжения) руководителя Роспопребнадзора.

Несмотря на непризнание Ятайкиной Р.Н. вины в совершенном правонарушении, описание которого приведено выше, ее вина подтверждается следующими доказательствами.

Ятайкина Р.Н. с 22 февраля 2005 года назначена на должность начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах, что следует из приказа от 22 февраля 2005 года № 113 и.о. руководителя Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия (л.д. 10).

15 июня 2015 года в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия направлено для рассмотрения обращение К*** по факту загрязнения окружающей среды пестицидами при проведении авиахимработ в населенных пунктах с. Усть-Рахмановка, д. Татарское Тенишево, с. Большой Шуструй Атюрьевского района Республики Мордовия, предприятием ООО «МАПО «Каменка» (л.д. 8-9).

Данное обращение 16 сентября 2015 года поступило в территориальный отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах (л.д. 8).

Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкина Р.Н. 16 июня 2015 года за № 09/387-01-05-15 направила директору ООО «МАПО «Каменка» Н*** запрос о предоставлении в срок не позднее 23 июня 2015 года информации в адрес территориального отдела о сроках проведения авиахимработ в 2015 году в указанных в обращении населенных пунктах, об использованных препаратах (название, действущее вещество, обрабатываемая культура, расход препарата, класс опасности, сроки ожидания, влияние на окружающую среду), о высталении единых предупредительных знаков от границ обрабатываемого участка, а также о предоставлении копий картограмм полей, подлежащих обработке, их расположения по отношению к населенным пунктам. Директор ООО «МАПО «Каменка» предупрежден об административной ответственности за непредоставление запрашиваемой информации в государственный орган (должностному лицу), предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 12).

Во исполнение данного запроса ООО «МАПО «Каменка» 22 июня 2015 года в адрес территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах направлен ответ с информацией об установке предупредительных знаков, о проведении авиахимработ 4, 5, 6 июня 2015 года согласно договора с ИП Сибушевым Х.Х. в населенных пунктах с. Усть-Рахмановка, д. Татарское Тенишево, с. Большой Шуструй Атюрьевского района, с приложением сведений о пестицидах, использованных при обработке полей (л.д. 13-15).

Руководствуясь статьями 11, 42, пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкина Р.Н. в рамках рассмотрения обращения К*** поручила филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в Краснослободском районе» провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу, а именно: с 25 июня 2015 года по 26 июня 2015 года провести отбор почвы территорий населенных мест: с. Усть-Рахмановка (3 пробы), д. Татарское Тенишево (3 пробы), с. Большой Шуструй (3 пробы) Атюрьевского района на содержание альфа-циперметрина (препарат инсектицид Альтерр) на границе санитарно-защитной зоны (не менее 2 км от полей ООО «МАПО «Каменка» до населенных пунктов); провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу на соответствие ГН 1.2.3111-13 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды», СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; провести гигиеническую оценку полученных результатов исследований. Результаты в виде протоколов лабораторных исследований, заключения по проведенным исследованиям необходимо предоставить территориальный отдел в срок до 30 июня 2105 года (поручение № 202/2 от 24 июня 2015 года на л.д. 16).

30 июня 2015 года в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» поступило заключение по протоколам лабораторных исследований № 566/04-З от 30 июня 2015 года, составленное по результатам выполнения мероприятий, указанных в поручении территориального отдела № 202/2 от 24 июня 2015 года (л.д. 17-18).

Из журнала регистрации распоряжений о проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах следует, что за период с 03 июня 2015 года по 22 июля 2015 года распоряжения о проверке деятельности ООО «МАПО «Каменка», в том числе по вышеуказанному обращению гражданки К***, не издавались.

Разрешая вопрос о квалификации действий Ятайкиной Р.Н., судья приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление данной Федеральной службы по Республике Мордовия. Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 февраля 2013 года № 60).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 30.12.2001 №294-ФЗ) под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Как следует из статьи 11 указанного Федерального закона, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 30.12.2001 №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3).

Из статьи 18 этого же Федерального закона следует, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.

Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ отнесено к числу грубых нарушений требований закона.

Как следует из содержания вышеприведенного письма начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкиной Р.Н., ответа ООО «МАПО «Каменка» с приложениями, поручения о проведении забора проб почвы для проверки соблюдения законодательства по обращению К*** начальником территориального отдела Ятайкиной Р.Н. была фактически проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «МАПО «Каменка» на предмет соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку уже сам факт истребования, получения и анализ информации и документов свидетельствует о начале проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является, в том числе, и соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований по проведению мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обращение гражданки К***, по которому проводилась проверка деятельности ООО «МАПО «Каменка», фактически содержит в себе такие сведения, в связи с чем, они являлись основаниями для проверки, проведенной начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкиной Р.Н.

При этом, в нарушение требований статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводилась без издания соответствующего приказа (распоряжения), о чем Ятайкиной Р.Н. было достоверно известно.

Довод Ятайкиной Р.Н. о том, что запрос директору ООО «МАПО «Каменка» мог быть сделан без издания распоряжения о проведении проверки, так как рассматривалось обращение гражданина в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», отклоняется судьей, как основанный на неправильном толковании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность.

Из статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах, судья квалифицирует действия начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкиной Р.Н. по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Назначая административное наказание должностному лицу, судья в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного лица, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим наказание, суд учитывает совершение правонарушения впервые и отсутствие тяжких последствий.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судья по делу не усматривает.

Санкцией части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.

Судья считает, что в рассматриваемом случае, учитывая в том числе, совершение Ятайкиной Р.Н. правонарушения впервые и отсутствие тяжких последствий от ее действий, оснований для назначения наказания в виде дисквалификации, не имеется.

В связи с этим, судья считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере 5000 рублей.

руководствуясь статьями 19.6.1, 23.1, 29.1-29.11 Кодекса об административный правонарушениях, судья

постановил:

признать начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Ятайкину Р. Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                           А.В. Антонова

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам:

расчетный счет УФК по РМ (Прокуратура РМ): 40101810900000010002, БИК: 048952001, ИНН: 1326049148, ОКАТО 89401000000, Код бюджетной классификации: 41511690040046000140 в ГРКЦ НБ Республика Мордовия Банка России г. Саранск.

1версия для печати

5-43/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Истцы
Прокурор Атюрьевского района РМ
Ответчики
Ятайкина Раиса Николаевна
Суд
Краснослободский районный суд Республики Мордовия
Судья
Антонова Айна Владимировна
Статьи

ст.19.6.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
krasnoslobodsky--mor.sudrf.ru
10.11.2015Передача дела судье
10.11.2015Подготовка дела к рассмотрению
07.12.2015Рассмотрение дела по существу
22.12.2015Рассмотрение дела по существу
30.12.2015Рассмотрение дела по существу
30.12.2015Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
25.01.2016Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
26.01.2016Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
05.02.2016Вступление постановления (определения) в законную силу
17.03.2016Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее