Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 31 августа 2020 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-1068/2020 по иску Бураевой ФИО9 к ГУ УПФ РФ в <Адрес обезличен> (межрайонное) об оспаривании решения, включении периодов работы в страховой стаж,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Бураева Л.В. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в <Адрес обезличен> (межрайонное) с иском об оспаривании решения пенсионного органа, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости. С учетом уточнения исковых требований, просила суд включить в страховой стаж период работы. В обоснование исковых требований указала, что <Дата обезличена> она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.о. <Адрес обезличен> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Решением комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ей в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемой величины ИПК не менее 18,6. В страховой стаж не засчитан период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности <Данные изъяты> ", поскольку данный период работы приобретен на территории республики <Адрес обезличен> после распада СССР и требует документального подтверждения. Данное решение комиссии считает незаконным и необоснованным, так как в пенсионный орган была предоставлена трудовая книжка <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в которой имеются записи обо всех периодах работы, а также архивная справка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. В трудовой книжке все записи о приеме на работу, увольнении заверены подписями и печатями, имеются ссылки на номера и даты приказов. Время работы истца были официально оформлены приказами предприятий, организаций на которых она работала. Свою трудовую деятельность она начала <Дата обезличена> на заводе "<Данные изъяты>", о чем имеется первая запись в трудовой книжке, перед которой проставлен штемпель данного завода четко просматривающийся. Просила суд признать Решение комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по назначению пенсий ГУ - УПФ РФ в г.о. <Адрес обезличен> об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным. Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.о. <Адрес обезличен> (межрайонное) включить в страховой стаж период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности <Данные изъяты>».
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Представитель истца Михайлов Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в г. Чапаевск (межрайонное) – Кимаева М.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против иска, ссылаясь на отсутствие подтверждения компетентными органами <Адрес обезличен> страхового стажа Бураевой Л.В., что необходимо, так как работа протекала после распада СССР. Просила в иске отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, полагает иск удовлетворить.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со положениями ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2020 г. составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 18,6.
Согласно ст. 66 ТК РФ, п. 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от <Дата обезличена> N 190, п. 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 1015 трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды трудовой деятельности и трудовой стаж работников.
Согласно трудовой книжке Бураевой Л.В. истец в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работала в должности <Данные изъяты>» на территории республики <Адрес обезличен>
Данный период работы истца не был учтен пенсионным органом при назначении страховой пенсии по стрости Бураевой Л.В., так как нет документального подтверждения.
Суд полагает доводы пенсионного органа необоснованными, так как сведения о спорном периоде работы истца содержатся в представленной ею трудовой книжке, оснований не доверять внесенным в трудовую книжку истца записям, не имеется. Записи без исправлений, изложены в хронологическим порядке, с указанием номеров и дат приказов, при том, что после спорного периода имеются записи о дальнейшей трудовой деятельности истца.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от <Дата обезличена> "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от <Дата обезличена> для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В этом же пункте указано, что периоды работы по найму после <Дата обезличена> (после вступления в силу Федерального закона от <Дата обезличена> N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, необходимость подтверждения периодов работы на территории государства - участника Соглашения от <Дата обезличена> справкой компетентного органа соответствующего государства предусмотрена в отношении периодов работы после 01.01.2002, тогда как спорным является период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
В отношении периодов работы до 01.01.2002 применяется общий порядок, то есть данные периоды, а также порядок их исчисления и правила подсчета стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 10 и 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. При этом, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Представленная в материалы дела трудовая книжка оформлена в соответствии с требованиями законодательства, подтверждает факт работы истца с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Каких-либо неточностей трудовая книжка истца не содержит.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования <Дата обезличена>.
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом изложенного, доводы пенсионного органа о возможности включения спорного периода работы в страховой стаж истца только при условии его подтверждения компетентными органами Республики <Адрес обезличен> не основаны на требованиях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бураевой Л.В. к ГУ УПФ РФ в <Адрес обезличен> (межрайонное) – удовлетворить.
Признать Решение комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по назначению пенсий ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск (межрайонное) незаконным в части.
Включить в страховой стаж Бураевой Л.В. период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работала в должности <Данные изъяты>».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Чапаевского городского суда М.Н. Законов
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.