Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«29» июля 2015 года с. Красногвардейское
Ставропольского края.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре: Ефремовой Н.В.,
с участием:
истца – Горбулиной Екатерины Алексеевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Горбулиной Екатерины Алексеевны к администрации села ФИО13 и ФИО12 о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Горбулина Екатерина Алексеевна обратилась в суд с иском к администрации села ФИО14 о признании права собственности на жилой дом, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в зарегистрированном браке с ФИО4. После регистрации брака они вместе с мужем стали проживать в жилом доме (саманной хате) его родителей: ФИО3 и ФИО15, площадью 23,8 кв.м. по <адрес> края. В 1963 году они своими силами и средствами для себя с мужем на территории домовладения по <адрес>, № села Красногвардейское построили новый кирпичный жилой дом, площадью 77,4 кв.м. Еще при жизни свекра и свекрови жилому дому площадью 23,8. кв.м., в котором они проживали, был присвоен адрес: <адрес>, №, а земельный участок, площадью 1500 кв.м. оставался в их общем бессрочном (постоянном) пользовании, то есть на одном земельном участке находилось два жилых дома с различными номерами: № и №. После смерти своих родителей в 1988 году и 1989 году её муж фактически принял наследство, состоящее из жилого дома, площадью 23,8 кв.м. по <адрес>, № села <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ муж умер, после его смерти наследственное имущество, состоящее из домовладения, расположенного в селе <адрес>, состоящее из жилого кирпичного дома, крытого шифером, жилой площадью 48,1 кв.м., полезной площадью 77,4 кв.м. и приусадебного земельного участка в селе Красногвардейское, <адрес>, №, размере 1500 кв.м. Наследников по завещанию нет, а вот наследником первой очереди по закону является она, жена наследодателя Горбулина Е.А. Свидетельство о праве на наследство по закону выдано нотариусом ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ только на вышеуказанное наследственное имущество, кроме жилого дома площадью 23,8 кв.м. по <адрес>, № села Красногвардейского.
Право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные в селе <адрес> <адрес>, № зарегистрированы за ней в ЕГРП и выданы свидетельства о государственной регистрации права.
После смерти мужа она фактически приняла наследство, состоящее из жилого <адрес> на основании статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Получить свидетельство о праве на наследство по закону и произвести переход права собственности наследника на наследственное имущество она не имеет возможности, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом.
Земельный участок, площадью 1500 кв.м., на котором расположен жилой дом площадью 23,8кв.м. по <адрес>, <адрес> принадлежит ей на праве собственности.
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной отделом по Красногвардейскому району филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю жилой дом, 1956 года постройки, кадастровый номер №, площадью 23,8 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, №
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из ч. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В силу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 27 совместного Постановления № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», учитывая, что самовольная постройка не является, имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данными технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в период совместной жизни родителей мужа, в 1956 году, без получения разрешения на строительство, в границах земельного участка площадью 1500 кв.м., находящегося на тот момент в их постоянном (бессрочном) пользовании был возведен жилой дом общей площадью 23,8 кв.м. по <адрес>, № <адрес>.
Поскольку указанный жилой дом являлся самовольной постройкой, имеет другой адрес, то он не был включен в состав наследственного имущества после смёрти её мужа ФИО4
Как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Жилой дом по <адрес>, № села <адрес> техническим нормам и правилам, документацией: договорами поставки указывает на соответствие пожарным, нормам.
Сохранение жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании справки, выданной по результатам инвентаризации ГУП СК «Ставкрайимущество»-«БКИ» Красногвардейский филиал № от ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта на жилой дом, составленного на ДД.ММ.ГГГГ ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Красногвардейский филиал, жилой дом по <адрес>, № в селе <адрес>, значится за Горбулиной Е.А., жилой дом зарегистрирован в материалах Красногвардейского филиала ГУП СК КТИ, инвентарный № 2713/1, но его регистрация в предприятии не проходила.
Так же, жилой дом она поддерживает в надлежащем техническом и санитарном состоянии, оплачивает все коммунальные и иные платежи.
То, что жилой дом по <адрес>, № в селе <адрес> фактически принадлежит ей, что могут подтвердить свидетели.
Просит:
признать за Горбулиной Екатериной Алексеевной право собственности на жилой дом, 1956 года постройки, кадастровый номер №, площадью 23,8 кв.м., инвентарный номер 2713/1, расположенный по адресу: <адрес>№.
В судебном заседании истец настаивает на иске, ответчики не явились, прося рассмотреть дело без их участия, письменно заявив о признании иска.
Суд, выслушав истицу, допросив свидетелей, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее, лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время необходимо установить, предпринимало ли лицо, создающее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. В этом случае необходимо установит, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт ли угрозу жизни и здоровья граждан. Законом решение вопроса о сносе самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на её строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду её несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц. При этом также надлежит установить, имелись ли у лица, осуществившего самовольное строительство, препятствия к получению разрешения на возведение такого строения.
Начальник отделения надзорной деятельности по Красногвардейскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 сообщает, что состояние пожарной безопасности строения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № соответствует установленным нормам пожарной безопасности.
Согласно архивной справки архивного отдела администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, из похозяйственных книг за 1976 – 1985 годы собственником домовладения по <адрес>, № села <адрес> значится ФИО3; с 1986 года домовладению присвоен №; с 1989 года по 1995 год главой домовладения по <адрес>, № села <адрес> значится ФИО4 (основание: похозяйственные книги за 1976 – 1985 годы).
Согласно договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 05.08.2009, данный договор заключён между ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа» и Горбулиной Екатериной Алексеевной на обеспечение газа домовладения Горбулиной Е.А. по адресу: <адрес>, №.
Согласно договора № на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийно – диспетчерского обеспечения от 01.04.2011, заключён данный договор, с одной стороны, ОАО «Красногвардейскрайгаз», с другой стороны, ФИО9, являющейся собственником газового оборудования и газопроводов, расположенных по адресу: <адрес>, №.
Согласно договора № на снабжение электрической энергией абонента от 01.01.2001, данный договор заключён между филиалом ГУП «СКЭ» и Горбулиной Е.А. (домовладения расположено по адресу: <адрес>№).
Согласно договора холодного водоснабжения от 15.01.2015, данный договор заключён между Государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» и Горбулиной Е.А., которым определено место исполнения обязательств по настоящему договору: <адрес>, №.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица предпринимала меры по легализации самовольной постройки, заключив договоры на поставку газа, водоснабжения, электроснабжения, установку газового оборудования.
Указанное спорное домовладение было возведено родителями её супруга ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, наследником имущества которого она является, о чём свидетельствует наследственное дело, заведённое нотариусом по Красногвардейскому районному нотариальному округу Ставропольского края ФИО7 № – 1995, и выданные свидетельства о праве на наследство по закону на имя Горбулиной Екатерины Алексеевны от ДД.ММ.ГГГГ и 05.01.2004. Спорное домовладение перешло к ней в порядке наследования, поскольку её супруг фактически унаследовал имущество после смерти своих родителей, не оформив его в правоустанавливающем нотариальном порядке. Иные наследники после смерти ФИО4 не призвались.
В судебном заседании допрошены свидетели: ФИО10 и ФИО11 подтвердили обстоятельства возникновения права собственности у Горбулиной Е.А. на недвижимое имущество – домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, №. В настоящее время она постоянно и непрерывно владеет и пользуется указанным имуществом. Иные лица в данном домовладении не проживают и не владеют им.
В судебном заседании не установлено, что сохранение самовольной постройки, созданной ещё в 1956 году и унаследованной истицей после смерти её супруга, фактически принявшего наследство после смерти своих наследодателей, нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц, создаст угрозу жизни и здоровья граждан, вследствие чего необходимо принять признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска Горбулиной Екатерины Алексеевны о признании права собственности на жилой дом ответчиками администраций села ФИО16.
Иск Горбулиной Екатерины Алексеевны к администрации села ФИО17 о признании права собственности на жилой дом, – удовлетворить.
Признать за Горбулиной Екатериной Алексеевной право собственности на жилой дом, 1956 года постройки, кадастровый номер №, площадью 23,8 кв.м., инвентарный номер 2713/1, расположенный по адресу: <адрес>, №.
Решение суда является основанием для регистрации за Горбулиной Екатериной Алексеевной права собственности на жилой дом, 1956 года постройки, кадастровый номер №, площадью 23,8 кв.м., инвентарный номер 2713/1, расположенный по адресу: <адрес>, №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца, исчисляемого 30 днями, начиная с 29.07.2015.
Судья: Л.В. Гетманская.