Дело № 2-2675/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2017 года г.Оренбург
Центральный районный суд г.Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.
при секретаре Лысановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в интересах Титовой Е.В. о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действующий в интересах Титовой Е.В., обратился в суд с иском о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указывая, что Титова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время является работником здравоохранения, работает в ГБУЗ «Оренбургская РБ», проживает в сельской местности и пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ льготами по <данные изъяты> оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Титовой Е.В. была выплачена компенсация в размере <данные изъяты> руб. Согласно ответу ГКУ Центр социальной поддержки населения члену семьи Титовой Е.В. выплачивается ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Просит взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области компенсацию в счет возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
Помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Борисова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Истец Титова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Министерства Здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Оренбургская РБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, учитывая надлежащее их извещение.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Титова Е.В. принята на работу в должности <данные изъяты> Центральной РБ <адрес>, о чем имеется запись № в трудовой книжке на имя Титовой Е.В.
Из копии трудовой книжки установлено, что Титова Е.В. продолжает работать по настоящее время в ГАУЗ <адрес> больница в должности <данные изъяты> №.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> № <адрес> Титова Е.В. получает ежемесячную компенсацию льгот на коммунальные услуги в размере <данные изъяты> рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> ГАУЗ «Оренбургская РБ» она получила общую сумму <данные изъяты> рублей.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, Титова Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> Совместно с ней зарегистрированы: <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты> ФИО8, <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> ФИО10, <данные изъяты> ФИО11
Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Размер компенсации установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц (ст. 2 Закона).
Согласно п. 1 ст. 3 вышеназванного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники: медицинские и фармацевтические работники, социальные работники с высшим и средним профессиональным (профильным) образованием, ветеринарные врачи, ветеринарные фельдшеры (ветеринарные техники).
Расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам государственных образовательных организаций Оренбургской области и медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области, учреждений социального обслуживания и ветеринарии производятся за счет средств областного бюджета.
Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы.
Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.
Из материалов дела следует, что Титова Е.В. получила денежную компенсацию на частичное возмещение по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно справке №, выданной <данные изъяты> члену семьи Титовой Е.В. – ФИО11 выплачивается ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг как «<данные изъяты>». За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 выплачена ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты> руб.
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области не оспаривает выплату Титовой Е.В. компенсации в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно. Однако считает, что в связи с принятием Закона Оренбургской области от 12.01.2005 г. N № ухудшилось ее положение, так ей производится компенсация за оплату коммунальных услуг не в полном объеме, а в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Пунктом 50 статьи 35 указанного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в введении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ в новой редакции определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (части 4, 6). При этом, при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, определении Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года N 383-0-П, в которых указано, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ на основании части 2 статьи 63 Основ.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Таким образом, право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 1 января 2005 года. Медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части 1 статьи 63 Основ.
Ежемесячная денежная выплата в размере 155 рублей, установленная Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. N № "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>", не является денежной заменой льготе, установленной ч. 2 ст. 63 «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №, а является дополнительной мерой социальной поддержки медицинских работников сельской местности, установленной на региональном уровне.
Следовательно, истец имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась медицинским работникам на основании ч. 2 ст. 63 «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно информации <данные изъяты> начало отопительного сезона на ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ., окончание – ДД.ММ.ГГГГ.; на ДД.ММ.ГГГГ год начало отопительного сезона - ДД.ММ.ГГГГ, окончание отопительного сезона - ДД.ММ.ГГГГ
Истцом представлен расчет денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Суд соглашается с расчетом компенсации, представленным истцом, считает его верным и обоснованным. Ответчик возражений по данному расчету не представил.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Титовой Е.В. подлежит взысканию в счет компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии (освещения) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежная сумма в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в интересах Титовой Екатерины Валерьевны - удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Титовой Екатерины Валерьевны сумму денежной компенсации на оплату расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца.
СУДЬЯ: подпись
Копия верна судья
Полный текст решения изготовлен 09.06.2017 г.