ДЕЛО № 2а-4986/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при помощнике судьи Садчиковой У.А.,
с участием административного истца Михалева С.А.,
представителя административного ответчика – ГЖИ Воронежской области Колесникова Е.М., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Михалева Сергея Анатольевича к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконными предписаний в части, возложении обязанности отменить предписания,
У С Т А Н О В И Л:
Михалев С.А. обратился в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Воронежской области, в котором с учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным предписание от 02.10.2019 № 04-31/108, в части обязания ООО «РВК - Воронеж» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354, начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению произвести исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354; незаконным предписание от 14.02.2020 № 04-31/11 в части: по п. 1) произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из норматива потребления коммунальной услуги по количеству зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354; в части по п.2) произвести перерасчет платы за водоотведение за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354, обязать отменить предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11 в указанной части.
В обоснование заявленных требований указав, что является собственником <адрес>, расположенной по адресу Воронеж, <адрес> А.
В ходе судебного заседания Коминтерновского районного суда г. Воронежа 09.09.2020 по гражданскому делу № 2-3533/2020 административному истцу стало известно о том, что оспариваемые предписания ГЖИ ВО выданы по результатам документарных проверок по его жалобам в ГЖИ ВО на незаконные действия ООО «РВК — Воронеж». Указанными предписаниями ГЖИ ВО обязало произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению за период 04.08.2019 по квартире истца исходя из норматива потребления по количеству зарегистрированных граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованиями п.п. 42, 60 Правил 354 с учетом оплаченных потребителем за указанный период объемов коммунальных услуг.
Административный истец указывает на то, что поверка в 2018 г. ИПУ ГВС, в 2019 г. ИПУ ХВС и допуск в эксплуатацию всех ИПУ осуществлены ООО «РВК - Воронеж» 28.08.2019 без их снятия (без отсоединения от водопроводной сети с последующей установкой), без замены (без распломбировки), без регулировок и без ремонта, как соответствующих предъявляемым к ним требованиям, о чем составлены акты от 28.08.2019 № 054942 и №0022440.
По мнению административного истца, существенным обстоятельством в данной спорной ситуации является тот факт, что поверка и допуск в эксплуатацию всех его ИПУ осуществлены без их снятия (отсоединения, с последующей установкой, от водопроводной сети), без распломбировки, без замены и без ремонта и свидетельствует о том, что все ИПУ административного истца являлись и являются отвечающими предъявляемым к ним требованиям в течение всего периода с даты их первичной установки и допуска в эксплуатацию в 2006 году, включая и спорный период с мая 2019 года до мая 2020 года, и данное соответствие ИПУ требованиям распространяется на последующие периоды до их очередной плановой поверки. Тем не менее, без учета результатов поверки и допуска ИПУ в эксплуатацию 28.08.2019, обществом осуществлены корректировки в сторону увеличения задолженности административного истца, основанные на оспариваемых предписаниях ГЖИ ВО.
Административный истец указывает, что предписания административного ответчика от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11, повлекшие начисления и корректировки ресурсоснабжающей организацией на их основании в сторону увеличения, осуществленные в период после 28.08.2019, в отношении периодов ранее 28.08.2019 без учета очевидного соответствия всех ИПУ предъявляемым к ним требованиям в указанные периоды, - не основаны на нормах закона, нарушают права и интересы административного истца, и в силу закона подлежат признанию незаконными, как влекущими неосновательное обогащение ООО «РВК — Воронеж» и их отмене административным ответчиком.
По утверждению административного истца при документарных проверках и выдаче указанных предписаний инспектором ГЖИ ВО от ООО «РВК-Воронеж» не запрошены и не учтены акты от 28.08.2019 № 054942, № 0022440 об опломбировке и допуске всех ИПУ в эксплуатацию как соответствующих предъявляемым к ним требованиям, которые в совокупности с фактической полной оплатой административным истцом потребленного коммунального ресурса в объеме согласно показаний ИПУ, вообще исключают наличие оснований для обязания ООО «РВК - Воронеж» к применению к истцу норм п.п. 42, 60 Правил 354 в периоды после 28.08.2019 в отношении периодов ранее указанной даты. Также указывает на то, что признание судом предписаний незаконными не нарушит прав и интересов ООО «РВК - Воронеж», или иных лиц, но исключит угрозу нарушения прав административного истца по возложению на него обязательств, не основанных ни на законе, ни на логико-смысловой определенности, ни на разумном балансе публичного и частного интересов (т. 1 л.д. 5-10, 219-226).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20.10.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен инспектор отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов ГЖИ Воронежской области Ночёвкин М.Ю. (т. 1 л.д. 174-177).
Административный истец Михалев С.А., в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – Колесников Е.М., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1 л.д. 215-216), против удовлетворения заявленных требований возражал, представлены письменные пояснения (т. 2 л.д. 4-7).
Заинтересованные лица – инспектор отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов ГЖИ Воронежской области Ночёвкин М.Ю., ООО "РВК-Воронеж" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в отсутствие, о чем имеются заявления (т. 1 л.д. 208, 209-213). ООО «РВК — Воронеж» представлены письменные возражения относительно заявленных требований (т. 2 л.д. 1-3).
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее - инспекция) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (Положение о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденное Постановлением Правительства Воронежской обл. от 09.09.2013 N 799).
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Органы государственного жилищного надзора в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Михалев С.А. является собственником <адрес>А по бульвару Победы <адрес> ( т. 1 л.д. 62).
С целью проверки информации о нарушениях обязательных требований, содержащихся в обращениях Михалева С.А. №9780 от 06.08.2019, №9800 от 07.08.2019, № 10344 от 21.08.2019 на предмет соблюдения порядка определения размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в платежном документе за май 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, на основании приказа ГЖИ Воронежской области №3801 от 02.10.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» проведена внеплановая документарная проверка в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора.
В ходе проведения проверки составлен акт от 02.10.2019 №04-29/167, согласно которому установлено, что ООО «РВК — Воронеж» нарушены требования пунктов 42, 60 Правил №354, а также требований, установленных постановлением главы городского округа г. Воронеж от 16.12.2008 №1612 «Об утверждении нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения», а именно <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды.
Согласно информации, представленной ПАО «Квадра» - «Воронежская Генерация», ООО «К.И.Т. - Сервис», поверка ИПУ горячей воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 13.04.2018.
Поверка ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 14.08.2019.
Информация о предыдущей по дате поверке (замене) ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, в распоряжении инспекции отсутствует.
Согласно копиям паспортов ИПУ холодной воды, установленные в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, имеют дату производства 10.09.2005, дату поверки 17.10.2005. Межповерочный интервал поверки ИПУ составляет 6 лет.
В этой связи, ИПУ холодной воды, установленные в указанном жилом помещении, считаются вышедшими из строя с 17.10.2011 г. (. 1 л.д. 47-49).
На основании выявленных нарушений требований законодательства ООО «РВК - Воронеж» выдано предписание от 02.10.2019 №04-31/108 согласно которому предписано устранить выявленные нарушения, а именно: по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы г. Воронежа произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил №354, начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению произвести исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил №364 и объема потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного по показаниям ИПУ горячей воды в соответствии с пунктом 42 Правил №354 (т. 1 л.д.45-46).
ООО «РВК - Воронеж» предписание ГЖИ Воронежской области исполнено, в платежном документе за ноябрь 2019 года произведен перерасчет по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> (т. 1 л.д. 34).
20.01.2020 заместителем руководителя — начальником отдела надзора за содержанием многоквартирных домов государственной жилищной инспекции Воронежской области издан приказ о проведении проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК - Воронеж» в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, с целью проверки информации о нарушениях обязательных требований, содержащихся в обращении гражданина Михалева С.А. №15631 от 23.12.2019. Задачами проверки являлось рассмотрение документов и информации на предмет соблюдения порядка определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению холодной воды и горячей воды по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> (т. 1 л.д.24-25).
14.02.2020 государственной жилищной инспекцией Воронежской области в проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «РВК - Воронеж», в рамках которой установлено, что нарушены требования пунктов 42, 60 Правил (№), а именно <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды.
Согласно копиям паспортов ИПУ холодной воды, установленные в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, имеют дату производства 10.09.2005, дату поверки 17.10.2005. Межповерочный интервал поверки ИПУ составляет 6 лет. В этой связи, ИПУ холодной воды, установленные в указанном жилом помещении считаются вышедшими из строя с 17.10.2011.
Согласно информации, представленной ПАО «Квадра» - «Воронежская Генерация», ООО «К.И.Т. - Сервис», поверка ИПУ горячей воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 13.04.2018.
Поверка ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 14.08.2019.
Информация о предыдущей по дате поверке (замене) ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, в распоряжении инспекции отсутствует.
С учетом изложенного, в платежных документах за апрель, июнь, июль, август 2019 года по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению ООО «РВК - Воронеж» должно было производить исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354.
Начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению за апрель, июнь, август 2019 года ООО «РВК - Воронеж» должно было произвести исходя из объёма потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил №354 и объёма потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного по показаниям ИПУ горячей воды в соответствии с пунктом 42 Правил № 354.
В ходе проверки также установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению холодной и горячей воды по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> за сентябрь - ноябрь 2019 года произведен ООО «РВК - Воронеж» исходя из объема потребления коммунальных услуг не соответствующего показаниям ИПУ холодной и горячей воды, переданных потребителем (т. 1 л.д.14-17).
По результатам проверки ООО «РВК - Воронеж» 14.02.2020 выдано предписание № 04-31/11 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, а именно в до 25.04.2020 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы г. Воронежа исходя из норматива потребления коммунальной услуги по количеству зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354, с учетом оплаченных за указанный период потребителем объемов холодной воды; 2) произвести перерасчет платы за водоотведение за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 и объема потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного по показаниям ИПУ горячей воды за указанный период в соответствии с пунктом 42 Правил 354 с учетом оплаченных за указанный период потребителем объемов коммунальных услуг; 3) произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению холодной воды и горячей воды с учетом показаний ИПУ, зафиксированных 28.08.2019 в ходе проведенного обследования и показаний ИПУ, переданных потребителем 19.11.2019 (т. 1 л.д.12-13).
ООО «РВК — Воронеж» предписание от 14.02.2020 г. исполнено, о чем сообщено в государственную жилищную инспекцию Воронежской области и подтверждается квитанцией об оплате за апрель 2020 (т. 1 л.д. 266 - 267).
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), на собственников этих помещений (п. 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в случае истечения срока поверки индивидуального прибора учета строго регламентирован законодательством.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 г. принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги в случае отсутствия поверки индивидуального прибора учета регламентируется п. 59 и п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), согласно которым: в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за водоснабжение определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления воды потребителем, определенного по показаниям прибора учета, не более 3-х расчетных периодов; по истечении 3-х месяцев плата за водоснабжение рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5
После осуществления поквартирного осмотра приборов учета в мае 2019 г. управляющей организацией ООО «К.И.Т.-Сервис», в управлении которой находится МКД 45А по Бульвару Победы <адрес>, в адрес ООО «РВК - Воронеж» направлены сведения об установленных в <адрес> данного МКД четырех ИПУ: 2 индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения и 2 ИПУ горячего водоснабжения; межповерочный интервал ИПУ ГВС истек в 2009 г., ИПУ ХВС - в 2011 г.
Подпункт "д" пункта 34 Правил N 354 определяет, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Обязанность потребителя по обеспечению проведения поверок указанных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, неразрывно связана с закрепленной подпунктом "г" пункта 34 Правил обязанностью потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Необеспечение проведения поверок приборов учета в сроки, указанные в технической документации на прибор учета, препятствует установлению их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Между тем показания приборов учета используются для определения объема потребленных коммунальных услуг, исходя из которого рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и должны обеспечивать объективность и достоверность сведений о фактическом потреблении соответствующих коммунальных ресурсов.
В силу п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно п. 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
С учетом положений подпункта а" пункта 59, пункта 60 Правил, в случае выхода из строя прибора учета начисление платы производится по нормативу потребления.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не отрицается сторонами, квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды – ИПУ ГВС1, ИПУ ГВС 2, ИПУ ХВС1 и ИПУ ХВС2, при этом поверка ИПУ горячей воды проведена 13.04.2018г., а холодной воды 14.08.2019г., о чем имеются свидетельства ООО «Ресурс-Контроль» о периодической поверке, то есть о соответствии установленным в описании метрологическим требованиям и пригодности к применению (л.д.54-61)). Факт истечения срока предыдущей поверки ИПУ в 2011 г., обнаруженный при поквартирном осмотре сотрудниками управляющей компании ООО «К.И.Т.-Сервис» в мае 2019 г. (т. 1 л.д.50).
Опломбировка и допуск в эксплуатацию ИПУ (2 ХВС и 2 ГВС в туалете и кухне) по заявке собственника сотрудниками ООО «РВК» произведены 28.08.2019 г., о чем составлены Акты, в которых содержатся сведения о наличии пломб УК (т. 1 л.д.41, 43).
На основании выявленных нарушений требований законодательства ООО «РВК-Воронеж» были выданы предписания от 02.10.2019 №04-31/108 и от 14.02.2020 №04-31/11, которыми ГЖИ по Воронежской области обязало ООО «РВК-Воронеж» устранить выявленные нарушения п. 42 и п. 60 Правил.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, выдаваемое уполномоченным органом предписание должностного лица должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания и сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю к определенному предписанием сроку, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Так предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11 выданы в пределах компетенции ГЖИ по Воронежской области, основной функцией которой является согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 09.09.2013 №799 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области» осуществление регионального государственного жилищного надзора.
ООО «РВК-Воронеж» исполнены предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 года № 04-31/11, перерасчет по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> произведен в платежном документе за ноябрь 2019 года и в платежном документе за апрель 2020 г.
Несогласие административного истца с оспариваемыми предписаниями от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 года № 04-31/11, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что ГЖИ по Воронежской области при проведении внеплановых документарных проверок в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, а по результатам выявленных нарушений вынесения оспариваемых предписаний допущена ошибка.
Несогласие административного истца с требованиями действующего законодательства не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых действий и решений административного ответчика.
Кроме того, в случае несогласия с начислением платы за коммунальные услуги административный истец не лишен возможности защищать свои права установленными законом способами, обжаловать действия ресурсоснабжающей организации в судебном порядке, чем административный истец и воспользовался обратившись в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с иском к ООО «РВК - Воронеж» о перерасчете задолженности за коммунальные услуги, взыскании штрафа и компенсации морального вреда.
Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, признаются недопустимыми судом по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе (части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61 КАС РФ).
В качестве доказательств согласно части 2 статьи 59 КАС РФ допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
В связи с изложенным суд полагает не подлежащим удовлетворению ходатайство административного истца об исключении из числа доказательств, как недопустимых доказательств решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 28 октября 2020 г. по иску Михалева С.А. к ООО «РВК – Воронеж» о перерасчете задолженности за коммунальные услуги, взыскании штрафа и компенсации морального вреда, которое в настоящее время в законную силу не вступило.
Суд при рассмотрении настоящего административного дела в порядке главы 22 КАС РФ, не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом, о чем разъяснено в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Оснований полагать, что, в рассматриваемом случае административным ответчиком допущено превышение предоставленных ему полномочий либо он использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам заявителя (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), также не имеется. Кроме того, оспариваемое предписание не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей.
При таком положении, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Михалева С.А.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Михалева Сергея Анатольевича к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконными предписания от 02.10.2019 № 04-31/108, в части обязания ООО «РВК-Воронеж» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354, начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению произвести исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354; признании незаконным предписания административного ответчика от 14.02.2020 № 04-31/11, в части: по п. 1) произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель, июнь, июль, август 2019г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из норматива потребления коммунальной услуги по количеству зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354; в части - по п.2) произвести перерасчет платы за водоотведение за апрель, июнь, июль, август 2019г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354, возложении обязанности отменить предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11 в указанной части - отказать
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2020 г.
ДЕЛО № 2а-4986/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при помощнике судьи Садчиковой У.А.,
с участием административного истца Михалева С.А.,
представителя административного ответчика – ГЖИ Воронежской области Колесникова Е.М., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Михалева Сергея Анатольевича к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконными предписаний в части, возложении обязанности отменить предписания,
У С Т А Н О В И Л:
Михалев С.А. обратился в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Воронежской области, в котором с учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным предписание от 02.10.2019 № 04-31/108, в части обязания ООО «РВК - Воронеж» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354, начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению произвести исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354; незаконным предписание от 14.02.2020 № 04-31/11 в части: по п. 1) произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из норматива потребления коммунальной услуги по количеству зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354; в части по п.2) произвести перерасчет платы за водоотведение за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354, обязать отменить предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11 в указанной части.
В обоснование заявленных требований указав, что является собственником <адрес>, расположенной по адресу Воронеж, <адрес> А.
В ходе судебного заседания Коминтерновского районного суда г. Воронежа 09.09.2020 по гражданскому делу № 2-3533/2020 административному истцу стало известно о том, что оспариваемые предписания ГЖИ ВО выданы по результатам документарных проверок по его жалобам в ГЖИ ВО на незаконные действия ООО «РВК — Воронеж». Указанными предписаниями ГЖИ ВО обязало произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению за период 04.08.2019 по квартире истца исходя из норматива потребления по количеству зарегистрированных граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованиями п.п. 42, 60 Правил 354 с учетом оплаченных потребителем за указанный период объемов коммунальных услуг.
Административный истец указывает на то, что поверка в 2018 г. ИПУ ГВС, в 2019 г. ИПУ ХВС и допуск в эксплуатацию всех ИПУ осуществлены ООО «РВК - Воронеж» 28.08.2019 без их снятия (без отсоединения от водопроводной сети с последующей установкой), без замены (без распломбировки), без регулировок и без ремонта, как соответствующих предъявляемым к ним требованиям, о чем составлены акты от 28.08.2019 № 054942 и №0022440.
По мнению административного истца, существенным обстоятельством в данной спорной ситуации является тот факт, что поверка и допуск в эксплуатацию всех его ИПУ осуществлены без их снятия (отсоединения, с последующей установкой, от водопроводной сети), без распломбировки, без замены и без ремонта и свидетельствует о том, что все ИПУ административного истца являлись и являются отвечающими предъявляемым к ним требованиям в течение всего периода с даты их первичной установки и допуска в эксплуатацию в 2006 году, включая и спорный период с мая 2019 года до мая 2020 года, и данное соответствие ИПУ требованиям распространяется на последующие периоды до их очередной плановой поверки. Тем не менее, без учета результатов поверки и допуска ИПУ в эксплуатацию 28.08.2019, обществом осуществлены корректировки в сторону увеличения задолженности административного истца, основанные на оспариваемых предписаниях ГЖИ ВО.
Административный истец указывает, что предписания административного ответчика от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11, повлекшие начисления и корректировки ресурсоснабжающей организацией на их основании в сторону увеличения, осуществленные в период после 28.08.2019, в отношении периодов ранее 28.08.2019 без учета очевидного соответствия всех ИПУ предъявляемым к ним требованиям в указанные периоды, - не основаны на нормах закона, нарушают права и интересы административного истца, и в силу закона подлежат признанию незаконными, как влекущими неосновательное обогащение ООО «РВК — Воронеж» и их отмене административным ответчиком.
По утверждению административного истца при документарных проверках и выдаче указанных предписаний инспектором ГЖИ ВО от ООО «РВК-Воронеж» не запрошены и не учтены акты от 28.08.2019 № 054942, № 0022440 об опломбировке и допуске всех ИПУ в эксплуатацию как соответствующих предъявляемым к ним требованиям, которые в совокупности с фактической полной оплатой административным истцом потребленного коммунального ресурса в объеме согласно показаний ИПУ, вообще исключают наличие оснований для обязания ООО «РВК - Воронеж» к применению к истцу норм п.п. 42, 60 Правил 354 в периоды после 28.08.2019 в отношении периодов ранее указанной даты. Также указывает на то, что признание судом предписаний незаконными не нарушит прав и интересов ООО «РВК - Воронеж», или иных лиц, но исключит угрозу нарушения прав административного истца по возложению на него обязательств, не основанных ни на законе, ни на логико-смысловой определенности, ни на разумном балансе публичного и частного интересов (т. 1 л.д. 5-10, 219-226).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20.10.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен инспектор отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов ГЖИ Воронежской области Ночёвкин М.Ю. (т. 1 л.д. 174-177).
Административный истец Михалев С.А., в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – Колесников Е.М., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1 л.д. 215-216), против удовлетворения заявленных требований возражал, представлены письменные пояснения (т. 2 л.д. 4-7).
Заинтересованные лица – инспектор отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов ГЖИ Воронежской области Ночёвкин М.Ю., ООО "РВК-Воронеж" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в отсутствие, о чем имеются заявления (т. 1 л.д. 208, 209-213). ООО «РВК — Воронеж» представлены письменные возражения относительно заявленных требований (т. 2 л.д. 1-3).
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее - инспекция) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (Положение о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденное Постановлением Правительства Воронежской обл. от 09.09.2013 N 799).
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Органы государственного жилищного надзора в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Михалев С.А. является собственником <адрес>А по бульвару Победы <адрес> ( т. 1 л.д. 62).
С целью проверки информации о нарушениях обязательных требований, содержащихся в обращениях Михалева С.А. №9780 от 06.08.2019, №9800 от 07.08.2019, № 10344 от 21.08.2019 на предмет соблюдения порядка определения размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в платежном документе за май 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, на основании приказа ГЖИ Воронежской области №3801 от 02.10.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» проведена внеплановая документарная проверка в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора.
В ходе проведения проверки составлен акт от 02.10.2019 №04-29/167, согласно которому установлено, что ООО «РВК — Воронеж» нарушены требования пунктов 42, 60 Правил №354, а также требований, установленных постановлением главы городского округа г. Воронеж от 16.12.2008 №1612 «Об утверждении нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения», а именно <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды.
Согласно информации, представленной ПАО «Квадра» - «Воронежская Генерация», ООО «К.И.Т. - Сервис», поверка ИПУ горячей воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 13.04.2018.
Поверка ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 14.08.2019.
Информация о предыдущей по дате поверке (замене) ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, в распоряжении инспекции отсутствует.
Согласно копиям паспортов ИПУ холодной воды, установленные в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, имеют дату производства 10.09.2005, дату поверки 17.10.2005. Межповерочный интервал поверки ИПУ составляет 6 лет.
В этой связи, ИПУ холодной воды, установленные в указанном жилом помещении, считаются вышедшими из строя с 17.10.2011 г. (. 1 л.д. 47-49).
На основании выявленных нарушений требований законодательства ООО «РВК - Воронеж» выдано предписание от 02.10.2019 №04-31/108 согласно которому предписано устранить выявленные нарушения, а именно: по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы г. Воронежа произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил №354, начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению произвести исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил №364 и объема потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного по показаниям ИПУ горячей воды в соответствии с пунктом 42 Правил №354 (т. 1 л.д.45-46).
ООО «РВК - Воронеж» предписание ГЖИ Воронежской области исполнено, в платежном документе за ноябрь 2019 года произведен перерасчет по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> (т. 1 л.д. 34).
20.01.2020 заместителем руководителя — начальником отдела надзора за содержанием многоквартирных домов государственной жилищной инспекции Воронежской области издан приказ о проведении проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК - Воронеж» в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, с целью проверки информации о нарушениях обязательных требований, содержащихся в обращении гражданина Михалева С.А. №15631 от 23.12.2019. Задачами проверки являлось рассмотрение документов и информации на предмет соблюдения порядка определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению холодной воды и горячей воды по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> (т. 1 л.д.24-25).
14.02.2020 государственной жилищной инспекцией Воронежской области в проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «РВК - Воронеж», в рамках которой установлено, что нарушены требования пунктов 42, 60 Правил (№), а именно <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды.
Согласно копиям паспортов ИПУ холодной воды, установленные в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, имеют дату производства 10.09.2005, дату поверки 17.10.2005. Межповерочный интервал поверки ИПУ составляет 6 лет. В этой связи, ИПУ холодной воды, установленные в указанном жилом помещении считаются вышедшими из строя с 17.10.2011.
Согласно информации, представленной ПАО «Квадра» - «Воронежская Генерация», ООО «К.И.Т. - Сервис», поверка ИПУ горячей воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 13.04.2018.
Поверка ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, проведена 14.08.2019.
Информация о предыдущей по дате поверке (замене) ИПУ холодной воды, установленных в <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес>, в распоряжении инспекции отсутствует.
С учетом изложенного, в платежных документах за апрель, июнь, июль, август 2019 года по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению ООО «РВК - Воронеж» должно было производить исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354.
Начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению за апрель, июнь, август 2019 года ООО «РВК - Воронеж» должно было произвести исходя из объёма потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил №354 и объёма потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного по показаниям ИПУ горячей воды в соответствии с пунктом 42 Правил № 354.
В ходе проверки также установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению холодной и горячей воды по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> за сентябрь - ноябрь 2019 года произведен ООО «РВК - Воронеж» исходя из объема потребления коммунальных услуг не соответствующего показаниям ИПУ холодной и горячей воды, переданных потребителем (т. 1 л.д.14-17).
По результатам проверки ООО «РВК - Воронеж» 14.02.2020 выдано предписание № 04-31/11 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, а именно в до 25.04.2020 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы г. Воронежа исходя из норматива потребления коммунальной услуги по количеству зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354, с учетом оплаченных за указанный период потребителем объемов холодной воды; 2) произвести перерасчет платы за водоотведение за апрель, июнь, июль, август 2019 г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 и объема потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного по показаниям ИПУ горячей воды за указанный период в соответствии с пунктом 42 Правил 354 с учетом оплаченных за указанный период потребителем объемов коммунальных услуг; 3) произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению холодной воды и горячей воды с учетом показаний ИПУ, зафиксированных 28.08.2019 в ходе проведенного обследования и показаний ИПУ, переданных потребителем 19.11.2019 (т. 1 л.д.12-13).
ООО «РВК — Воронеж» предписание от 14.02.2020 г. исполнено, о чем сообщено в государственную жилищную инспекцию Воронежской области и подтверждается квитанцией об оплате за апрель 2020 (т. 1 л.д. 266 - 267).
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), на собственников этих помещений (п. 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в случае истечения срока поверки индивидуального прибора учета строго регламентирован законодательством.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 г. принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги в случае отсутствия поверки индивидуального прибора учета регламентируется п. 59 и п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), согласно которым: в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за водоснабжение определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления воды потребителем, определенного по показаниям прибора учета, не более 3-х расчетных периодов; по истечении 3-х месяцев плата за водоснабжение рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5
После осуществления поквартирного осмотра приборов учета в мае 2019 г. управляющей организацией ООО «К.И.Т.-Сервис», в управлении которой находится МКД 45А по Бульвару Победы <адрес>, в адрес ООО «РВК - Воронеж» направлены сведения об установленных в <адрес> данного МКД четырех ИПУ: 2 индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения и 2 ИПУ горячего водоснабжения; межповерочный интервал ИПУ ГВС истек в 2009 г., ИПУ ХВС - в 2011 г.
Подпункт "д" пункта 34 Правил N 354 определяет, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Обязанность потребителя по обеспечению проведения поверок указанных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, неразрывно связана с закрепленной подпунктом "г" пункта 34 Правил обязанностью потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Необеспечение проведения поверок приборов учета в сроки, указанные в технической документации на прибор учета, препятствует установлению их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Между тем показания приборов учета используются для определения объема потребленных коммунальных услуг, исходя из которого рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и должны обеспечивать объективность и достоверность сведений о фактическом потреблении соответствующих коммунальных ресурсов.
В силу п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно п. 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
С учетом положений подпункта а" пункта 59, пункта 60 Правил, в случае выхода из строя прибора учета начисление платы производится по нормативу потребления.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не отрицается сторонами, квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды – ИПУ ГВС1, ИПУ ГВС 2, ИПУ ХВС1 и ИПУ ХВС2, при этом поверка ИПУ горячей воды проведена 13.04.2018г., а холодной воды 14.08.2019г., о чем имеются свидетельства ООО «Ресурс-Контроль» о периодической поверке, то есть о соответствии установленным в описании метрологическим требованиям и пригодности к применению (л.д.54-61)). Факт истечения срока предыдущей поверки ИПУ в 2011 г., обнаруженный при поквартирном осмотре сотрудниками управляющей компании ООО «К.И.Т.-Сервис» в мае 2019 г. (т. 1 л.д.50).
Опломбировка и допуск в эксплуатацию ИПУ (2 ХВС и 2 ГВС в туалете и кухне) по заявке собственника сотрудниками ООО «РВК» произведены 28.08.2019 г., о чем составлены Акты, в которых содержатся сведения о наличии пломб УК (т. 1 л.д.41, 43).
На основании выявленных нарушений требований законодательства ООО «РВК-Воронеж» были выданы предписания от 02.10.2019 №04-31/108 и от 14.02.2020 №04-31/11, которыми ГЖИ по Воронежской области обязало ООО «РВК-Воронеж» устранить выявленные нарушения п. 42 и п. 60 Правил.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, выдаваемое уполномоченным органом предписание должностного лица должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания и сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю к определенному предписанием сроку, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Так предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11 выданы в пределах компетенции ГЖИ по Воронежской области, основной функцией которой является согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 09.09.2013 №799 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области» осуществление регионального государственного жилищного надзора.
ООО «РВК-Воронеж» исполнены предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 года № 04-31/11, перерасчет по <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> произведен в платежном документе за ноябрь 2019 года и в платежном документе за апрель 2020 г.
Несогласие административного истца с оспариваемыми предписаниями от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 года № 04-31/11, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что ГЖИ по Воронежской области при проведении внеплановых документарных проверок в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, а по результатам выявленных нарушений вынесения оспариваемых предписаний допущена ошибка.
Несогласие административного истца с требованиями действующего законодательства не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых действий и решений административного ответчика.
Кроме того, в случае несогласия с начислением платы за коммунальные услуги административный истец не лишен возможности защищать свои права установленными законом способами, обжаловать действия ресурсоснабжающей организации в судебном порядке, чем административный истец и воспользовался обратившись в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с иском к ООО «РВК - Воронеж» о перерасчете задолженности за коммунальные услуги, взыскании штрафа и компенсации морального вреда.
Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, признаются недопустимыми судом по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе (части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61 КАС РФ).
В качестве доказательств согласно части 2 статьи 59 КАС РФ допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
В связи с изложенным суд полагает не подлежащим удовлетворению ходатайство административного истца об исключении из числа доказательств, как недопустимых доказательств решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 28 октября 2020 г. по иску Михалева С.А. к ООО «РВК – Воронеж» о перерасчете задолженности за коммунальные услуги, взыскании штрафа и компенсации морального вреда, которое в настоящее время в законную силу не вступило.
Суд при рассмотрении настоящего административного дела в порядке главы 22 КАС РФ, не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом, о чем разъяснено в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Оснований полагать, что, в рассматриваемом случае административным ответчиком допущено превышение предоставленных ему полномочий либо он использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам заявителя (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), также не имеется. Кроме того, оспариваемое предписание не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей.
При таком положении, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Михалева С.А.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Михалева Сергея Анатольевича к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконными предписания от 02.10.2019 № 04-31/108, в части обязания ООО «РВК-Воронеж» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354, начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению произвести исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354; признании незаконным предписания административного ответчика от 14.02.2020 № 04-31/11, в части: по п. 1) произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель, июнь, июль, август 2019г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из норматива потребления коммунальной услуги по количеству зарегистрированных в указанном жилом помещении граждан с применением повышающего коэффициента в соответствии с требованием пункта 60 Правил № 354; в части - по п.2) произвести перерасчет платы за водоотведение за апрель, июнь, июль, август 2019г. по <адрес> многоквартирного <адрес>А по бульвару Победы <адрес> исходя из объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (рассчитанную исходя из норматива потребления) в соответствии с пунктом 60 Правил № 354, возложении обязанности отменить предписания от 02.10.2019 № 04-31/108 и от 14.02.2020 № 04-31/11 в указанной части - отказать
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2020 г.